С 1 января 2014 года вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" и находится на государственной регистрации в Минюсте России.
В этой связи требование отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда, либо аттестации рабочих мест необоснованны.
При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года, в связи с чем могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2014 г. действует Закон о специальной оценке условий труда. Скорректированы некоторые акты в связи с его принятием. В частности, упразднена процедура аттестации рабочих мест по условиям труда.
Специальная оценка проводится по определенной методике. Ее утверждает Минтруд России. Учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время соответствующий приказ находится на госрегистрации в Минюсте России.
В связи с этим разъясняется, что требования отдельных должностных лиц органов госнадзора к работодателям незамедлительно провести оценку либо аттестацию необоснованны.
Результаты последней действительны в течение 5 лет с момента завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г. Их можно использовать в целях, предусмотренных вышеуказанным законом, за исключением освобождения от страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу.
Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 марта 2014 г. "В связи с введением специальной оценки условий труда"
Текст разъяснений опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 21 марта 2014 г. N 11, в журнале "Социальный мир" от 24-31 марта 2014 г. N 12, в журнале "Документы и комментарии", март 2014 г., N 6, в журнале "Пенсия", 2014 г., N 3