Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N АКПИ13-1294 Об отказе в признании недействующим первого предложения абзаца первого пункта 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом Министерства путей сообщения РФ от 26 июля 2002 г. N 30

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривалась норма, предусматривающая взимание сбора при оформлении возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет).

Отклоняя доводы о незаконности этого положения, ВС РФ разъяснил следующее.

Право пассажира получить обратно стоимость проезда предусмотрено федеральным законом.

В силу УЖТ РФ при возврате неиспользованного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир вправе не позднее чем за 8 ч. до отправления поезда получить обратно стоимость проезда.

Такая сумма состоит из стоимости билета и цены плацкарты.

Если до отправления поезда остается менее 8 ч., но не менее 2 ч., возвращаются стоимость билета и 50% цены плацкарты.

Если такой период составляет менее 2 ч., можно вернуть только стоимость билета.

При этом законодатель установил, что причитающиеся суммы за неиспользованные билеты возвращаются в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа ж/д транспортом.

Порядок возврата пассажиру сумм за неиспользованный билет, установленный оспариваемой нормой, не является мерой гражданско-правовой ответственности.

Правительством РФ утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

Исходя из этого перечня, оформление возврата денег за неиспользованные билет и (или) перевозочный документ отнесено к выполнению (оказанию) допработ (услуг), связанных с ж/д перевозкой во внутригосударственном сообщении.

При этом согласно гражданскому законодательству оказание услуг является возмездным.

В данном случае заявитель, по сути, ставит вопрос об оказании ему названной допуслуги без оплаты. Однако подобное не основано на положениях законодательства.


Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N АКПИ13-1294


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N АПЛ14-122 настоящее решение оставлено без изменения