Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора
от 20 марта 2014 г. N 82
Положение
о наставничестве в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о наставничестве в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Служба) определяет цели, задачи, порядок организации работы по наставничеству.
2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.
3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
4. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей структурных подразделений Службы (руководителей структурных подразделений территориального органа Службы), наиболее опытных гражданских служащих этих подразделений, работников замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы (далее - работники), по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
5. Участниками наставничества являются:
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, - гражданский служащий, впервые поступивший на гражданскую службу на старшую и младшую группы должностей гражданской службы;
- наставник - гражданский служащий или работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- представитель кадрового подразделения Службы (территориального органа Службы), осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества;
- руководитель структурного подразделения Службы (руководитель структурного подразделения территориального органа Службы);
- заместитель руководителя Службы (заместитель руководителя территориального органа Службы);
- руководитель Службы (руководитель территориального органа Службы).
II. Цели и задачи наставничества
6. Целями наставничества являются подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода их адаптации к замещаемой должности, помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
7. Задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе.
8. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.
III. Организация наставничества
9. Наставничество устанавливается в отношении лиц, впервые поступивших на гражданскую службу на старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
10. Наставничество устанавливается продолжительностью шесть месяцев. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения Службы (руководителем структурного подразделения территориального органа Службы) и наставником может быть завершено досрочно.
11. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные гражданские служащие или работники Службы (территориального органа Службы), показавшие высокие результаты служебной деятельности, проявившие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающие должность (ранее замещавшие должность - для работников) не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
12. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом руководителя Службы (руководителя территориального органа Службы) не позднее одного месяца со дня назначения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы. Основанием для издания приказа о наставничестве является служебная записка руководителя структурного подразделения Службы (руководителя структурного подразделения территориального органа Службы) согласованная с курирующим заместителем руководителя Службы (заместителем руководителя территориального органа Службы), в котором осуществляется наставничество, на добровольной основе и при обоюдном согласии наставника и лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество. Согласие наставника оформляется письменным заявлением на имя руководителя Службы (руководителя территориального органа Службы) в произвольной форме.
Решением руководителя Службы (территориального органа Службы) наставнику в целях его материального стимулирования может устанавливаться ежемесячная премия. Выплата премий производится из фонда материального стимулирования на основании приказа руководителя Службы (руководителя территориального органа Службы).
13. Замена наставника осуществляется приказом руководителя Службы (руководителя территориального органа Службы) по письменной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
- при прекращении наставником трудовых отношений со Службой (территориальным органом Службы);
- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение Службы (территориального органа Службы) или на иную должность;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
IV. Руководство и контроль за организацией наставничества
14. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель структурного подразделения Службы (руководитель структурного подразделения территориального органа Службы), который:
- несет ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении Службы (территориальном органе Службы) руководителем которого он является;
- оказывает методическую и практическую помощь в составлении мероприятий по наставничеству (индивидуальный план), утверждает его и осуществляет общий контроль его выполнения;
- обеспечивает проведение промежуточного и итогового контроля за ходом наставничества в порядке, предусмотренном пунктами 16 и 17 настоящего Положения;
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
15. Кадровое подразделение Службы (территориального органа Службы) осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- информационном обеспечении подбора наставников;
- анализе, обобщении опыта работы наставников;
- поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
- подготовке проектов документов, сопровождающих процесс наставничества, в частности приказа "О назначении наставника";
- оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
- осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству заключается в:
- проведении собеседований с лицами, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
- устранении выявленных трудностей в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
16. Промежуточный контроль за ходом наставничества осуществляется комиссией структурного подразделения Службы (территориального органа Службы) (далее - комиссия) по истечении трех месяцев с даты установления наставничества по следующим критериям:
- результаты выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество служебных обязанностей;
- уровень приобретения профессиональных навыков;
- способность лица, в отношении которого осуществляется наставничество самостоятельно исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
17. Итоговый контроль результатов наставничества осуществляется по окончании срока, установленного для наставничества.
Наставник составляет отчет по итогам наставничества и представляет его на рассмотрение комиссии в составе начальника структурного подразделения или курирующего данное структурное подразделение заместителя руководителя Службы (начальника структурного подразделения или курирующего данное структурное подразделение заместителя руководителя территориального органа Службы) (председатель комиссии), непосредственного начальника лица, в отношении которого осуществляется наставничество, представителя кадрового подразделения Службы (территориального органа Службы).
Рассмотрение комиссией отчета по итогам наставничества осуществляется при участии лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
Заседание комиссии оформляется протоколом.
V. Права и обязанности наставника
18. Наставник обязан:
- разрабатывать мероприятия по наставничеству (индивидуальный план) для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим их утверждением у руководителя структурного подразделения согласно Приложению N 1;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы Службы (территориального органа Службы), с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- организовать изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, правовых актов антикоррупционной направленности;
- оказывать индивидуальную помощь в изучении законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Службы (территориального органа Службы), в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
- передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество накопленный опыт профессионального мастерства, обучать его наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
- по отношению к лицу, в отношении которого осуществляется наставничество быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на возможные проявления с его стороны недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
- проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;
- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать его поведение на службе;
- периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
- составлять отчет по итогам наставничества.
19. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю структурного подразделения Службы (руководителю структурного подразделения территориального органа Службы) о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;
- требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество обязанностей, предусмотренных настоящим Положением;
- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности;
20. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества.
VI. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
21. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов антикоррупционной направленности, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Службы (территориального органа Службы), определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в Службе (территориального органа Службы);
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
22. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющейся в подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.
VII. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
23. В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом Службы (территориального органа Службы) срока наставничества наставник подготавливает отчет о результатах наставничества. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
24. Утвержденный комиссией отчет о результатах наставничества передается в кадровое подразделение Службы (территориального органа Службы).
25. Кадровое подразделение Службы (территориального органа Службы) один раз в полугодие подготавливает сводный доклад руководителю Службы (руководителю территориального органа Службы) об организации и результатах наставничества.
26. Результатами эффективной работы наставника комиссией считаются:
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
27. Результаты работы наставника учитываются при проведении аттестации наставника, продвижении его по службе, материальном и нематериальном стимулировании.
______________________________
*(1) Содержательная часть мероприятий может меняться (с учетом замещаемой должности, перечня должностных обязанностей и т.п.).
*(2) Период выполнения мероприятий устанавливается с учетом объема предстоящей работы.
*(3) Указывается должностное лицо ответственное за выполнение запланированных мероприятий.
*(4) Кратко указывается результат исполнения запланированных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.