Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
от 17 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/6319
Вопрос: Об утрате права на применение УСН организацией, остаточная стоимость основных средств которой превышает 100 млн руб.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
Согласно п. 4 ст. 346.13 Кодекса, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Определение остаточной стоимости основных средств организацией производится по правилам, установленным пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Кодекса. В этой связи учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Так, на основании п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Порядок определения стоимости амортизируемого имущества определен ст. 257 Кодекса. Так, согласно п. 1 названной статьи Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п.п. 8 и 20 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
При этом в соответствии с п. 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Учитывая изложенное, если в течение отчетного (налогового) периода у налогоплательщика остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн руб., то он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии с п. 6 ст. 346.25 Кодекса организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении. им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся оттрактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если в течение отчетного (налогового) периода остаточная стоимость ОС организации превысит 100 млн руб., она утрачивает право на УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие.
Налогоплательщик определяет остаточную стоимость ОС по правилам, установленным НК РФ. При этом учитываются ОС, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом при налогообложении прибыли.
Кроме того, организация, применявшая УСН, при переходе на общий режим выполняет следующее правило. НДС, предъявленный ей при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), который не был отнесен к вычитаемым из базы по УСН расходам, принимается к вычету в порядке, предусмотренном для плательщиков НДС.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/6319
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 25 - 31 марта 2014 г. N 12, в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2014 г., N 8