Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 30 ноября 2005 г. N 859
Основные направления
воспитания личного состава в системе МЧС России
Реализация мероприятий реформирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) связана с возрастанием психологических нагрузок на все категории личного состава и требует повышения качества и эффективности воспитательной работы.
Сложность и важность выполняемых задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах требует осуществления дополнительных мероприятий по укреплению морально-психологического потенциала, повышению престижа военной службы (службы), работы в системе МЧС России, решению вопросов социальной защиты личного состава МЧС России и членов его семей.
В настоящее время совершенствование воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения в системе МЧС России осуществляется на основе Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22.08.2002 N Пр-1462, Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422), концепции кадровой политики МЧС России (приказ МЧС России от 19.05.2004 N 225).
I. Система воспитания личного состава
Воспитание личного состава в системе МЧС России осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями МЧС России.
Систему воспитания личного состава следует понимать как единый, целостный, непрерывный процесс формирования и развития у личного состава качеств, необходимых для успешного выполнения ими поставленных перед МЧС России задач. Воспитание личного состава целесообразно рассматривать как целостную педагогическую систему.
Центральными элементами системы воспитания личного состава в системе МЧС России являются субъекты и объекты. Субъектами выступают: средства массовой информации; семьи и близкие родственники личного состава; командиры и начальники всех степеней; органы управления и органы воспитательной работы; трудовые (воинские) коллективы; учреждения культуры; общественные организации МЧС России. Объектами являются: военнослужащие, сотрудники и работники системы МЧС России.
Основной целью воспитания является формирование и развитие у военнослужащих, сотрудников и работников системы МЧС России качеств гражданина-патриота, профессионала своего дела и высоконравственной личности. Эта общая цель призвана ориентировать командиров (начальников), воспитателей всех уровней на всесторонний и комплексный подход к воспитанию личного состава, предостерегать их от ошибок в решении воспитательных задач.
Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:
с офицерами и прапорщиками войск гражданской обороны, офицерами, старшим и средним начальствующим составом ФПС МЧС России:
формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным, развитие чувства долга, чести, гордости за профессию, службу и работу в системе МЧС России;
развитие стремления к повышению профессионального мастерства, мотивации к самосовершенствованию, повышению уровня педагогической культуры, личной ответственности за обучение и воспитание личного состава, заботливое и уважительное отношение к ним;
формирование личной ответственности за выполнение функциональных обязанностей;
с солдатами, сержантами и старшинами войск гражданской обороны, проходящими военную службу по контракту, сержантами, старшинами и младшим начальствующим составом ФПС МЧС России, курсантами учебных заведений МЧС России:
формирование гордости за военную службу (службу) в системе МЧС России, готовности к беспрекословному выполнению приказа;
формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения;
формирование уважительного отношения к командирам (начальникам);
с солдатами, сержантами и старшинами войск гражданской обороны, проходящими военную службу по призыву:
формирование верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);
формирование гордости за военную службу в системе МЧС России, высокой дисциплинированности, личной ответственности за повышение профессионального мастерства;
развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войсковому товариществу;
с гражданским персоналом:
воспитание ответственности и понимания специфики профессиональной деятельности в системе МЧС России;
развитие профессионального мастерства, мотивация к работе в МЧС России.
Для успешного проведения воспитательной работы в системе МЧС России необходимо:
систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава;
организация и осуществление непрерывного информационного обеспечения мероприятий реформирования системы МЧС России;
повседневное наблюдение, выявление и предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях среди личного состава;
взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями и религиозными конфессиями в целях укрепления дисциплины и правопорядка, эффективного решения конкретных социальных проблем личного состава, членов их семей;
эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания;
использование в процессе воспитательной работы новых образцов и систем технических средств обучения и воспитания.
II. Основные направления воспитания личного состава
К основным видам и направлениям воспитания личного состава в системе МЧС России относятся: государственно-патриотическое, нравственное, правовое, экономическое, воинское и физическое.
Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия на личный состав в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ нашего общества, подготовленного к успешному выполнению обязанностей, связанных с обеспечением всесторонней защиты и безопасности личности, общества и государства.
Основными целями государственно-патриотического воспитания являются: формирование активной гражданской позиции личности, позволяющей эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; приобщение личного состава к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, МЧС России, формирование потребности в их изучении и приумножении; совершенствование интернационального воспитания.
Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание, чувства и волю личного состава с целью формирования у него необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными целями нравственного воспитания являются: разъяснение личному составу требований государства к их профессиональному и нравственному облику, социальной значимости их службы; стимулирование потребности личного состава к моральному самосовершенствованию, стремления к положительному нравственному идеалу; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности личного состава, в процессе которой предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в воспитании личного состава.
Правовое воспитание - формирование у личного состава устойчивых правовых взглядов и представлений, правовой культуры, навыков правового поведения.
Основными целями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки личного состава по правовым вопросам; обобщение и распространение передового правового опыта; контроль за соблюдением дисциплины, законности, правопорядка и дисциплинарной практики, организация правовой защиты личного состава и членов его семей.
Экономическое воспитание - формирование у личного состава экономических знаний, навыков, умений, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей.
Основными целями экономического воспитания являются: формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности.
Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на военнослужащих в целях подготовки их к вооруженной защите Отечества.
Основными целями воинского воспитания являются: создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода на контрактную основу; поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.
Физическое воспитание - проводится в целях совершенствования физической культуры личного состава, укрепления здоровья, формирование морально-волевых и психологических качеств, необходимых для выполнения профессиональных задач.
Основными целями физического воспитания являются: организация плановой физической подготовки различных категорий личного состава; проведение спортивно-массовых мероприятий; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений МЧС России.
III. Оценка эффективности воспитания личного состава
Эффективность воспитания следует понимать как достижение планируемого уровня воспитанности личного состава в результате воспитательного процесса. Уровень воспитанности определяется на основе критериев полученных в результате воспитательного воздействия.
При оценке эффективности воспитания учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка морально-психологического состояния личного состава.
Основными критериями эффективности воспитательной работы выступают:
степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса, представление воспитателя о системе и целях воспитания; умение воспитателя ставить конкретные задачи и добиваться желаемого результата в воспитательном процессе; планирование воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать результаты деятельности;
степень развития личностных качеств воспитателя, наличие и степень психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию;
степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания;
степень дифференциации воспитательной деятельности, знание психофизиологических особенностей личности; знание национальных черт и традиций личного состава; оказание конкретной педагогической помощи;
степень сплочения коллективов: отношение личности к коллективу и коллектива к личности; коллективная оценка поступков и проступков; взаимопомощь в коллективе;
степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций;
степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; педагогическое сотрудничество;
степень рационального использования времени, отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов в воспитательной работе; участие должностных лиц в воспитательной работе.
Оценивая вышеназванные критерии, можно с достаточной степенью достоверности охарактеризовать эффективность воспитательной работы, при этом необходимо проанализировать:
а) в информационно-воспитательной работе:
являются ли занятия по общественно-государственной подготовке (гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в образовательных учреждениях) основной формой информационно-воспитательной работы;
в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения;
наличие системы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у личного состава высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к МЧС России, готовности выполнить воинский долг, стремления в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и навыками;
качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы (службы), работы, авторитета МЧС России, объективность информации о примерах мужества и героизма;
соответствие тематики текущего информирования информационным потребностям личного состава;
участие руководящего состава в информировании подчиненных;
организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространение;
отражение в стенной печати государственной символики России, МЧС России, традиций, отечественной истории, опыта обучения и воспитания.
Состояние информационно-воспитательной работы оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
б) в работе по укреплению дисциплины и правопорядка:
эффективность работы должностных лиц по укреплению дисциплины и правопорядка, объективность в оценке состояния дисциплины;
деятельность по сохранению жизни и здоровья личного состава, недопущению совершения правонарушений в отношении местного населения, профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употребления наркотиков и спиртных напитков.
Состояние работы по укреплению дисциплины и правопорядка оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
в) в социальной работе:
является ли социальная работа составной частью воспитательной работы;
деятельность командиров (начальников) по обеспечению прав, гарантий и льгот личного состава и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
организацию изучения социальных процессов среди личного состава, выработку предложений по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц в воспитательной работе по их реализации;
проведение работы по разъяснению правовых актов МЧС России по социальным вопросам, правовому воспитанию личного состава;
своевременность рассмотрения жалоб и предложений;
проведение юридических консультаций помощниками командиров по правовой работе и юристами органов управления и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав.
Состояние социальной работы оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
г) в психологической работе:
влияние психологической работы на формирование морально-психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению, мотивации к овладению специальностью (профессией), поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе;
изучение социально-психологических процессов в коллективах;
организацию психологической помощи и психологической реабилитации получившим психическую травму;
организацию мероприятий психологического обеспечения внутренней и караульной служб;
методическое обеспечение занятий по боевой подготовке в целях формирования психологической устойчивости личного состава;
укомплектованность подразделений психологической помощи и реабилитации, укомплектованность специалистами психологической службы и эффективность их деятельности.
Психологическая работа оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
д) в культурно-досуговой работе:
организацию и эффективность работы по формированию воспитания личного состава в духе патриотизма, верности Военной присяге (Присяге сотрудника внутренних дел Российской Федерации), воинскому и профессиональному долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству;
состояние материально-технической базы культурно-досуговой работы (клуба, библиотеки, музея, читального зала) и ее использование в проведении воспитательной работы с личным составом;
систему взаимодействия учреждений культуры системы МЧС России со средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах культурно-досугового обслуживания военнослужащих, сотрудников и работников МЧС России;
уровень работы по приобщению личного состава к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству, организацию полноценного досуга в целях поддержания на должном уровне их морально-психологического состояния;
посещение театров, музеев, концертных залов, стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений;
расходование денежных средств, выделенных на проведение воспитательной работы по соответствующим статьям сметы доходов и расходов.
Состояние культурно-досуговой работы оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.