Приказ Минпроса СССР от 29 июля 1987 г. N 143
"Об утверждении Положения о специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе для глухих и слабослышащих"
Приказом Минобрнауки России от 21 июня 2016 г. N 731 настоящий приказ признан не действующим на территории РФ
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года N 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы" и в целях дальнейшего упорядочения и совершенствования системы общего среднего образования работающей молодежи приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1987/88 учебного года прилагаемое Положение о специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе для глухих и слабослышащих.
2. Министерствам просвещения союзных республик:
2.1. Организовать изучение Положения о специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе для глухих и слабослышащих с работниками народного образования, руководителями, учителями и учащимися специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ для глухих и слабослышащих.
2.2. Привести в соответствие с указанным Положением действующую сеть специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ для глухих и слабослышащих.
3. Положение о специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школе для глухих и слабослышащих, утвержденное приказом Министерства просвещения СССР от 3 мая 1978 года N 64, считать утратившим силу.
Министр |
С.Г. Щербаков |
Положение
о специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе для глухих и слабослышащих
(утв. приказом Минпроса СССР от 29 июля 1987 г. N 143)
Специальная вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих создается для обучения и социальной реабилитации лиц с недостатками слуха и речи, которые не могут обучаться в обычной вечерней школе. Кроме общеобразовательной подготовки учащиеся этих школ совершенствуют навыки общения с окружающими людьми при помощи устной и письменной речи.
В своей деятельности специальная вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих руководствуется Уставом средней общеобразовательной школы и Положением о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе.
В настоящем Положении отражены вопросы, которые вытекают из специфики работы вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих.
I. Порядок организации и структура школы
1. Специальная вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих может быть республиканской (в союзных республиках, не имеющих областного деления, и автономных республиках), краевой, областной или городской. Республиканская, краевая и областная школы открываются в установленном порядке при наличии не менее 100 учащихся, районная и городская - не менее 50 учащихся.
2. Специальная вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих использует как правило очную форму обучения. В случае особой необходимости наряду с очной формой обучения возможно создание отдельных групп заочников.
3. В специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих открываются VIII-ХV классы. При наличии контингента с более низким образовательным уровнем могут открываться I-VII классы.
При наличии соответствующего контингента обучение глухих и слабослышащих должно быть раздельным.
4. В состав специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих могут входить классы очного обучения, группы заочников, учебно-консультационные пункты, а также индивидуально обучающиеся учащиеся.
Число классов при очной форме обучения определяется исходя из средней наполняемости класса в целом по школе в количестве не менее 8 учащихся. Группы заочников открываются при наличии не менее 4 учащихся.
Учебно-консультационные пункты специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ для глухих и слабослышащих открываются при наличии 15 и более учащихся. При меньшем количестве открываются отдельный класс и группы учащихся.
5. Администрация специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за работой классов очного обучения, групп заочников, индивидуально обучающимися учащимися учебно-консультационными пунктами, обеспечивает методическими указаниями учителей и учащихся, организует работу по повышению квалификации.
6. Органы народного образования, в ведении которых находятся указанные выше школы, а также на территории деятельности которых находятся учебно-консультационные пункты специальных вечерних школ для глухих и слабослышащих, осуществляют контроль за их деятельностью, оказывают содействие в подборе педагогических кадров, предоставляют помещения для учебно-консультационных пунктов, классов и групп учащихся, обеспечивают учебниками и учебно-наглядными пособиями, школьной документацией, предоставляют возможность проведения лабораторных и практических работ в учебных кабинетах ближайших к ним школ, инспектируют состояние учебно-воспитательного процесса.
II. Школа, производство и общественные организации
7. Специальная вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 27.03.86 N 400 работает в тесном контакте с руководителями и общественными организациями предприятий, а также с учебно-производственными предприятиями общества глухих и специальными профессионально-техническими училищами для глухих. Вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих осуществляет тесную связь с комиссией совета профсоюзов и правлением местного общества глухих. Руководители и учителя специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих знакомятся с условиями работы учащихся, регулярно информируют руководителей и общественные организации предприятий о ходе учебы их работников, обучающихся в школе.
При учебно-производственных предприятиях общества глухих создаются комиссии содействия вечерней школе, в состав которых включаются представители администрации, общественных организаций предприятий, руководители и учителя вечерней школы для глухих и слабослышащих.
III. Учащиеся
8. В специальную вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу для глухих и слабослышащих принимаются лица, работающие в различных отраслях народного хозяйства и культуры, обучающиеся в профессионально-технических училищах для глухих, на основании личного заявления, документа об образовании, медицинского заключения о состоянии слуха и речи и справки с места работы (учебы).
Прием заявлений в специальную вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу для глухих и слабослышащих производится с 15 апреля по 31 августа.
IV. Учебно-воспитательная работа
9. Обучение в специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих осуществляется по специальным учебным планам, утвержденным в установленном порядке и программами для вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ.
10. Основными формами организации учебной работы в специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе для глухих и слабослышащих является урок, групповая и индивидуальная консультация, зачеты.
Кроме того, в школе организуются специальные занятия по развитию слуха и произношению, которые проводит учитель-дефектолог слухового кабинета школы.
11. Порядок проведения выпускных экзаменов в ХII и ХV классах и перевод учащихся в следующие классы определяется инструкциями об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных школ, утверждаемыми министерствами просвещения союзных республик. Время на выполнение письменных экзаменационных работ в специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих увеличивается по сравнению с обычными школами на 1,5 часа.
Переводные экзамены в специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих не проводятся.
12. Продолжительность учебного года в специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе - 36 недель. Учебный год делится на два полугодия: первое - 17, второе - 19 недель. Учебный год заканчивается 31 мая. Зимние каникулы с 31 декабря по 10 января, весенние - с 25 по 31 марта. Занятия в вечерней (сменной) средней школе для глухих и слабослышащих организуются не менее четырех раз в неделю при очной форме и трех раз в неделю - при заочной форме обучения.
V. Руководство и учителя школы
13. Директор специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих, его заместитель по учебной работе назначаются соответствующими органами народного образования из числа лучших учителей, обладающих организаторскими способностями, имеющих высшее педагогическое и как правило дефектологическое образование, а также стаж работы в школе для глухих и слабослышащих не менее трех лет.
14. Учителя, учителя-дефектологи слуховых кабинетов, методисты и заведующие учебно-консультационными пунктами указанных школ назначаются и увольняются соответствующими органами народного образования.
Вновь принятые учителя, в том числе и совместители, не имеющие дефектологического образования, обязаны в течение 6 месяцев овладеть специфическими средствами общения глухих (дактилологией и основами жестовой речи).
15. Права и обязанности директора школы, его заместителей по учебной работе, методистов и других работников специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих определяются Уставом средней общеобразовательной школы, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ, квалификационными характеристиками должностей служащих и профессий рабочих системы просвещения и Положением о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе.
Кроме того, на них возложены дополнительные обязанности, вытекающие из специфики работы специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ для глухих и слабослышащих.
Директор специальной вечерней школы для глухих и слабослышащих несет ответственность за соблюдение речевого режима в школе, организацию и качество учебно-воспитательной работы, направленной на развитие речи и остаточного слуха, за обеспечение школы необходимой звукоусиливающей аппаратурой и другим необходимым оборудованием для работы с учащимися.
Заместитель директора по учебной работе организует деятельность педагогического коллектива школы по коррекционному обучению и воспитанию учащихся с учетом специфики их речевого и общего развития, контролирует осуществление дифференцированного подхода в обучении и воспитании с учетом состояния слуха, особенностей речевого развития, возрастных особенностей учащихся, отвечает за организацию и состояние работы по формированию и коррекции речи и по развитию слухозрительного восприятия речи учащимися и оформление соответствующей документации, организует методическую работу по вопросам специального обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся.
Учителя проводят работу, направленную на всестороннее компенсаторное развитие учащихся: формируют и развивают словесную речь учащихся в устной и письменной формах, расширяя лексический запас, формируя грамматический строй и навыки связной речи, добиваются внятном устной речи, максимально используя и развивая остаточный слух учащихся на уроках, консультациях, в процессе приема зачетов.
На учителя-дефектолога слухового кабинета школы возлагаются обязанности проведения индивидуальных занятий в кабинете по развитию слуха и коррекции произношения, обследования слуха и речи учащихся (два раза в год), инструктирование и оказание помощи учителям по вопросам слуховой работы.
16. Членами педагогического совета специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих является директор школы, его заместитель по учебной работе, учителя, методисты, заведующие УКП, учитель-дефектолог слухового кабинета, библиотекарь, представители администрации и общественных организаций учебно-производственных предприятий общества глухих, а также представители администрации и общественных организаций других предприятий и хозяйств, на которых работают учащиеся школы. Педагогический совет с участием всех заведующих УКП созывается не реже двух раз в год. Учителя учебно-консультационных пунктов созываются на педагогические совещания не реже одного раза в год.
VI. Учебно-материальная база школы. Финансирование
17. Специальные вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы для глухих и слабослышащих могут размещаться в собственных зданиях, зданиях дневных общеобразовательных школ или помещениях, предоставляемых предприятиями или местными обществами глухих, пригодных для учебных целей и оборудованных звукоусиливающей аппаратурой.
При оборудовании помещений вечерних школ для глухих и слабослышащих, их учебно-консультационных пунктов следует руководствоваться Санитарными правилами устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, утвержденными Минздравом СССР (6 марта 1986 г. N 4076-86).
18. Специальная вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих финансируется отделом народного образования, в непосредственном ведении которого она находится.
19. Специальная вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением герба союзной республики и со своим наименованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 29 июля 1987 г. N 143 "Об утверждении Положения о специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе для глухих и слабослышащих"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минобрнауки России от 21 июня 2016 г. N 731 настоящий приказ признан не действующим на территории РФ