Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N 25-АПГ13-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.B. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Дарькине А.О. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Варжина A.Д. на решение Астраханского областного суда от 24 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Варжина А.Д. об оспаривании абзаца 4 подпункта 2.7.2 пункта 2.7 и пункта 4 приложения N 7 Административного регламента государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения районов города Астрахани, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, по предоставлению услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг", утвержденного постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 20 августа 2013 года N 48.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения заявителя Варжина А.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 20 августа 2013 года N 48 утвержден Административный регламент государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения муниципальных районов и государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения районов города Астрахани, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, по представлению услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг".
Как следует из постановления, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлениями Правительства Астраханской области от 30 сентября 2010 года N 427-П "О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг", от 21 марта 2005 года N 21-П "О министерстве социального развития и труда Астраханской области".
Согласно абзацу 4 подпункта 2.7.2. пункта 2.7 Административного регламента заявитель при подаче заявления о предоставлении услуги представляет специалисту учреждения, ответственному за прием и регистрацию заявления и документов, документы, в числе которых документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (приложение N 7 к Административному регламенту).
В приложении N 7 к Административному регламенту перечислены документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц перед подачей заявления о предоставлении субсидии, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
К их числу относятся справки о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 1); платежные документы (счета-квитанции, расчетные книжки, счета, квитанции) (пункт 2); сведения о размере вносимой платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги лиц, постоянно зарегистрированных совместно с заявителем по месту постоянного жительства (пункт 3); справка о наличии (отсутствии) задолженности, выданная уполномоченными учреждениями (пункт 4); соглашение о погашении задолженности платы за жилое помещение и коммунальные услуги, заключенное с управляющей организацией, органом управления товарищества собственников жилья, жилищного и жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива и т.д. (пункт 5).
Варжин А.Д. обратился в Астраханский областной суд с заявлением об оспаривании абзаца 4 подпункта 2.7.2 пункта 2.7 и пункта 4 приложения N 7 Административного регламента, полагая, что они нарушают права и свободы граждан, проживающих на территории Астраханской области, в том числе и его права (как получателя субсидии), поскольку вопреки федеральному законодательству (статья 10 ГК РФ) и части 2 статьи 55 Конституции РФ предполагают недобросовестность поведения всех участников гражданских правоотношений и чинят препятствия в получении государственных услуг; названными положениями незаконно устанавливаются требования о предоставлении справок о наличии (либо отсутствии) задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
По мнению заявителя, слова "и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" абзаца 4 подпункта 2.7.2 пункта 2.7, а также пункт 4 приложения N 7 должны быть исключены из Административного регламента.
Решением Астраханского областного суда от 24 октября 2013 года в удовлетворении заявления Варжина А.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Варжина А.Д. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что Административный регламент принят министерством социального развития и труда Астраханской области в пределах предоставленных ему полномочий, его оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав Варжина А.Д.
Обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ. Вопросы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг урегулированы статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пунктом 6 которых также предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Учитывая изложенное, суд правильно указал в решении, что условием предоставления гражданам субсидий является отсутствие у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил (пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (в случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, другие органы и организации.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что оспариваемые заявителем нормы Административного регламента не противоречат федеральному законодательству, предусматривающему, что наличие документа о задолженности либо об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является необходимым условием предоставления субсидии.
Довод апелляционной жалобы о возложении на граждан дополнительной обязанности по представлению такого документа, возможности истребования его органом, занимающимся оформлением субсидий, нельзя признать состоятельным, поскольку обязанность по представлению документа о наличии или отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возлагается федеральным законодательством на гражданина, желающего получить субсидию.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Астраханского областного суда от 24 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Варжина А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N 25-АПГ13-5
Текст определения официально опубликован не был