Письмо Федеральной налоговой службы от 7 марта 2014 г. N ЕД-4-2/4329@
Вопрос: О применении ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги, не поименованные в ОКУН (например, изготовление межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка, оказание юридических услуг).
Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО и сообщает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Согласно позиции Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, указанной в Постановлении от 10.09.2012 N 17АП-7900/2012-АК, Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрено, что услуги должны быть прямо поименованы в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 20.09.2013 N 03-01-15/39118, согласно которому в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения о том, что перечень поименованных в ОКУН услуг является исчерпывающим. Кроме того, в наименованиях некоторых услуг в ОКУН присутствует слово "прочие", что исключает возможность рассмотрения содержащегося в нем перечня услуг в качестве исчерпывающего.
Также Минфин России в вышеуказанном Письме сообщил, что использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания населению услуг, не поименованных в ОКУН, возможно, и не противоречит условиям действующего законодательства Российской Федерации (при условии, что такие услуги могут быть отнесены к услугам, оказываемым населению).
Таким образом, по мнению ФНС России, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению, прямо не поименованных в ОКУН (например, изготовление межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка, оказание юридических услуг), вправе выдавать бланки строгой отчетности, соответствующие требованиям Положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, или применять контрольно-кассовую технику в общеустановленном порядке.
Действительный государственный |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются организаций и ИП, которые оказывают услуги населению, прямо не поименованные в ОКУН (например, изготовление межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка, юридические услуги).
По мнению ФНС, при расчетах наличностью или с использованием платежных карт указанные организации и ИП вправе выдавать бланки строгой отчетности или применять контрольно-кассовую технику.
Письмо Федеральной налоговой службы от 7 марта 2014 г. N ЕД-4-2/4329@
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 1 - 7 апреля 2014 г. N 13, в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2014 г., N 8