Постановление Верховного Суда РФ от 28 марта 2014 г. N 15-АД14-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорные жалобы защитника Ольховского Ю.А., действующего в интересах Водопьянова А.В., на постановления и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2012 г., решения судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 февраля, 5 и 15 марта 2013 г., постановления Председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 17 апреля и 19 июня 2013 г., вынесенные в отношении Водопьянова А.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2012 г. N 5-520/2012, оставленным без изменения решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 марта 2013 г. и постановлением Председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 17 апреля 2013 г., ... ООО "..." Водопьянов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2012 г. N 5-523/2012, оставленным без изменения решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 марта 2013 г. и постановлением Председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 19 июня 2013 г., Водопьянов А.В. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2012 г. N 5-522/2012, оставленным без изменения решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 февраля 2013 г. и постановлением Председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 17 апреля 2013 г., Водопьянов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В надзорных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит об отмене постановлений и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2012 г., решений судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 февраля, 5 и 15 марта 2013 г., постановлений Председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 17 апреля и 19 июня 2013 г., вынесенных в отношении Водопьянова А.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение истребованных из судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия дел об административных правонарушениях и доводов надзорных жалоб позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов истребованных дел усматривается, что в результате проверки, проведённой отделом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Мордовия в период с 4 по 18 октября 2012 г. в помещениях ООО ..., расположенных по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Александровское ш., ..., было установлено, что ... ООО ... Водопьянов А.В. допустил следующие нарушения: не создана комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ организации); не определена компетенция КЧС и ОПБ организации; не представлено положение (решение) о КЧС и ОПБ организации; не создана дежурно-диспетчерская служба (далее - ДЦС); не представлен документ о создании ДЦС; не разработана инструкция дежурных диспетчеров ДЦС; не организована работа по планированию мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях; не создана комиссия по повышению устойчивости функционирования организаций в мирное время; не организована работа по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; не представлен план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта; не создан резерв финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; Работники не обеспечены средствами индивидуальной и медицинской защиты; не организована работа в области порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; не организовано проведение обучения с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выявлено отсутствие следующих документов: документа о порядке (об организации) обучения (подготовки) работников организации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях, рабочих программ обучения работников организации; тематического плана занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов), расписания занятий, конспектов проведения занятий, журнала учёта занятий, отчётных документов проведений учений и тренировок; не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ); не представлены документы о наличии состава, структуре и оснащении НАСФ; руководители НАСФ не обучены в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию; личный состав НАСФ не обучен в соответствии с программой обучения личного состава НАСФ, рекомендуемой МЧС России; не представлены инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки; не определены места для защиты и укрытия работников (наибольшей рабочей смены) организации на военное время; не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики (на военное время); не создана комиссия по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время (документы не представлены); не спланировано и не организовано проведение мероприятий по гражданской обороне; не представлен план гражданской обороны; не представлено положение об организации и ведении гражданской обороны; не организовано проведение обучения с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания в области гражданской обороны; выявлено отсутствие следующих документов: документа о порядке (об организации) обучения (подготовки) работников организации в области гражданской обороны, способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии, рабочих программ обучения работников организации, тематических планов занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов), расписания занятий, конспектов проведения занятий, журнала учёта занятий, отчётных документов проведения учений и тренировок; не организована работа по планированию, подготовке и проведению эвакуации; не представлены документы по подготовке районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, по созданию и организации деятельности эвакуационных органов, а также подготовке их личного состава (наличие эвакуационной комиссии, наличие положения об эвакуационной комиссии); не организована работа по разработке согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений), что не соответствует требованиям статей 14, 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также подзаконных нормативных правовых актов.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о совершении Водопьяновым А.П. административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы надзорной жалобы о том, что Водопьянов А.П. не может выступать субъектом данных административных правонарушений, являлись предметом тщательной проверки судей нижестоящих судов и не нашли своего подтверждения. Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении указанных постановлений и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения требований нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки в помещениях ООО ..., расположенных по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Александровское ш., ..., были допущены Водопьяновым А.П. в результате бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении Водопьянова А.В., было подведомственно одному мировому судье.
Следовательно, Водопьянов А.В., совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.6 либо части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются идентичными.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, в ходе производства по делам об административных правонарушениях допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорные жалобы защитника Ольховского Ю.А., действующего в интересах Водопьянова А.В., удовлетворить частично.
Постановления и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 декабря 2012 г., решения судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 февраля, 5 и 15 марта 2013 г., постановления Председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 17 апреля и 19 июня 2013 г. изменить и назначить Водопьянову А.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В остальной части состоявшиеся судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 28 марта 2014 г. N 15-АД14-1
Текст постановления официально опубликован не был