Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Ф.Ф. Баранкова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину Ф.Ф. Баранкову было отказано в удовлетворении иска, предъявленного к таможенному органу, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Как указали суды, истец был уволен со службы в таможенных органах в 2001 году и обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в 2013 году.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ф.Ф. Баранков оспаривает конституционность следующих законоположений:
статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", регламентирующей вопросы учета граждан в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде и предусматривающей сохранение прав граждан, принятых на такой учет до 1 марта 2005 года;
статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), устанавливающей, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей жилищные гарантии для определенной категории граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходят (проходили) службу.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 2, 7 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 45 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку нарушают его права как ветерана труда, предусмотренные первоначальной редакцией статьи 22 Федерального закона "О ветеранах", согласно которой ветераны труда при выходе на пенсию сохраняли права членов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до выхода на пенсию, в том числе право на улучшение жилищных условий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя (определения от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 23 марта 2010 года N 331-О-О, от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, от 24 января 2013 года N 120-О и др.).
Статья 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также часть 1 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" призваны обеспечить за счет государственных и муниципальных жилищных фондов, бюджетных средств реализацию конституционного права на жилье для граждан, круг которых определен Жилищным кодексом Российской Федерации, а также сохранение прав граждан, вставших на учет нуждающихся в жилье до 1 марта 2005 года.
Как следует из представленных материалов, заявитель до 1 марта 2005 года на соответствующем учете не состоял и не лишен возможности реализовать жилищные права в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баранкова Федора Федоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2014 г. N 565-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баранкова Федора Федоровича на нарушение его конституционных прав статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьей 22 Федерального закона "О ветеранах", частью 1 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был