Решение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N АКПИ13-1261
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре Калугине Н.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании недействующим приказа Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2013 г. N 393 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", установил:
приказом Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2013 г. N 393 (далее - Приказ) утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде" (далее - Форма) с указаниями по ее заполнению (далее - Указания).
Приказ вводит Форму в действие с отчета по состоянию на 31 декабря 2013 г. и предписывает установить представление данных по Форме в предусмотренные ею адреса и сроки.
В заголовочной части Формы располагается гриф "Федеральное статистическое наблюдение".
В адресной части Формы в графе "Представляют" указаны органы местного самоуправления, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязанные представлять информацию в соответствии с федеральным законом.
Раздел 1 Формы предусматривает внесение информации о наличии жилищного фонда как совокупности всех жилых помещений всего жилищного фонда, а также отдельно жилых домов (индивидуально-определенных зданий) всех форм собственности и многоквартирных жилых домов с приведением данных по общей площади жилых помещений в тыс. м2, (строка 01, графы 1, 2 и 3), в том числе по формам собственности: частной (строка 02), государственной (строка 05), муниципальной (строка 08), другой (строка 09).
Форма предписывает заполнение показателей, касающихся распределения жилых помещений по количеству комнат (раздел 2), оборудования жилищного фонда (раздел 3), распределения жилищного фонда по материалу стен, времени постройки и проценту износа (раздел 4), распределения общей площади жилищного фонда по материалу стен, по годам возведения (раздел 5), ветхого и аварийного жилищного фонда (раздел 6), движения жилищного фонда (раздел 7).
Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа в целом, однако нарушение своих прав заявитель связывает с отдельными положениями Формы, которыми предусматривается представление органами местного самоуправления сведений о жилищном фонде, не относящемся к муниципальному. Считает, что муниципальные образования не наделены полномочиями по осуществлению государственного учета жилищного фонда и не обязаны представлять Форму с данными, касающимися жилищного фонда, находящегося в иной собственности, кроме собственности муниципального образования. Полагает, что Приказ в оспариваемой части не соответствует статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат) в письменных возражениях на заявление указали, что Форма является техническим актом и предусматривает внесение таких сведений о жилищном фонде, которыми органы местного самоуправления обладают в том числе в силу положений части 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1468 (далее - Правила предоставления органам местного самоуправления информации) и иных нормативных правовых актов. При этом в случае отсутствия у респондента статистических данных первичного учета по жилищному фонду, не относящемуся к муниципальному, он вправе представить форму федерального статистического наблюдения с незаполненными соответствующими графами и строками.
Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил.
Выслушав объяснения представителей Росстата Гукасова Н.В., Лейхвиса М.С., Трухиной Е.А., Настиной Н.А., представителя Минюста России Симочкиной Н.И., оценив Форму в оспариваемой части на ее соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно Федеральному плану статистических работ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (далее - Федеральный план статистических работ), Росстат является субъектом официального статистического учета по формированию официальной статистической информации о жилищных условиях населения, ходе реформы жилищного хозяйства, включая данные о наличии, оборудовании, движении жилищного фонда по формам собственности (позиция 1.11.1) и на основании пункта 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, вправе утверждать формы статистического наблюдения и указания по их заполнению.
В силу пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, оспариваемый в части Приказ, являясь техническим актом, не относится к нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации в Минюсте России.
В соответствии с Порядком опубликования и вступления в силу актов Федеральной службы государственной статистики, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, утвержденным приказом Росстата от 15 ноября 2012 г. N 606, Приказ размещен на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети "Интернет" (www.gks.ru). Оспариваемый правовой акт также представлен в информационно-правовой системе "Гарант".
Согласно пункту 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620, наряду с размещением форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению на официальных сайтах в сети "Интернет" бланки указанных форм доводятся до респондентов безвозмездно.
Таким образом, оспариваемый в части Приказ принят Росстатом в пределах предоставленных ему полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" закрепляет, что перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 4 статьи 14).
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" определяет, что федеральное статистическое наблюдение как сбор первичных статистических данных и административных данных федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации (Банк России), осуществляющими формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - субъекты официального статистического учета), проводится в отношении респондентов, которыми являются в том числе созданные на территории Российской Федерации органы местного самоуправления (пункты 4 и 5 статьи 2, часть 2 статьи 6); респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные (документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения) и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации (пункт 7 статьи 2, часть 1 статьи 8); формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6); официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ (часть 5 статьи 5).
Из содержания приведенных норм следует, что статистическая информация, предоставляемая респондентами в обязательном порядке, формируется во исполнение требований федеральных законов и представляет собой обобщение результатов деятельности респондентов в виде унифицированных форм федерального статистического наблюдения, утверждаемых Росстатом для сбора и обработки им информации в качестве субъекта официального статистического учета, неотъемлемой частью которых являются указания по их заполнению.
Статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений учет муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1), что предполагает в том числе ведение статистического учета и предоставление первичных статистических данных субъекту официального учета по формам статистического наблюдения в обязательном порядке.
Следовательно, Форма, предусматривая строки для внесения включенных в Федеральный план статистических работ сведений о муниципальном жилищном фонде, обеспечивает получение данных во исполнение требований федерального закона и в установленном федеральным законодательством порядке (путем заполнения статистических форм), позволяющем осуществлять унификацию процессов сбора и обработки статистической информации, и в указанной части полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Наличие в Форме строк для приведения сведений о жилищном фонде, находящемся в государственной (05), частной (02) и других формах собственности (09), не может являться основанием для признания оспариваемого правового акта частично недействующим по следующим основаниям.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере, не является исчерпывающим (пункт 10 части 1).
В соответствии со статьей 13 этого кодекса осуществление государственного учета жилищного фонда субъекта является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
При этом наделение полномочиями может распространяться на всю систему органов местного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона либо в границах одной административно-территориальной единицы.
Следует также учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в части 1 данной статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Форма, имеющая универсальный характер, в оспариваемой части предусматривает строки для внесения информации об иных формах собственности, не относящихся к муниципальной, в том числе и для тех случаев, когда органами местного самоуправления реализуются отдельные государственные полномочия, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляются полномочия органов местного самоуправления.
Пункт 1 Указаний в редакции приказа Росстата от 28 февраля 2014 г. N 162 предписывает при отсутствии у респондентов полных сведений о совокупности жилых помещений по формам собственности, указанных в строках 01-07 Формы, в соответствующей строке (графе) проставлять прочерк. Согласно сноске к строке 10 Формы, предусматривающей внесение данных по общей площади жилых помещений в зависимости от целей их использования, строки 10-15 заполняются по мере организации соответствующего учета.
Следовательно, доводы заявителя о том, что Форма предусматривает представление органами местного самоуправления в обязательном порядке сведений о жилищном фонде, не относящемся к муниципальному, не основаны на содержании оспариваемого в части правового акта.
Необходимо также принять во внимание, что часть 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункты 5, 6 и 7 Правил предоставления органам местного самоуправления информации обязывают перечисленные в этих нормах организации предоставлять органам местного самоуправления электронные паспорта многоквартирных и жилых домов, содержащих сведения о технических характеристиках многоквартирного дома (серия, тип проекта, год постройки, общая и жилая площадь помещений дома, количество этажей, количество подъездов, количество помещений (жилых и нежилых) с указанием, в чьей собственности находятся указанные помещения, места и количество вводов в многоквартирный дом инженерных систем для подачи ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и их оборудовании приборами учета), а также общих сведений о жилом доме.
В связи с этим органы местного самоуправления обладают информацией, касающейся жилищного фонда всех форм собственности на территории соответствующего муниципального образования, и при наличии обобщенных данных вправе произвести заполнение строк 01-07 Формы в целях формирования официальной статистической информации.
С учетом изложенного Приказ в оспариваемой заявителем части, утвердивший Форму федерального статистического наблюдения, представляющую собой формуляр-образец статистического документа, предназначенного для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащего вопросы программы наблюдения, ответы на которые респонденты представляют во исполнение требований федеральных законов, а не предписаний самой Формы, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании недействующим приказа Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2013 г. N 393 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался акт, которым была введена одна из форм по федеральному статнаблюдению.
В данной форме отражаются сведения о жилищном фонде.
В адресной части формы в графе "Представляют" указаны органы местного самоуправления, в отношении которых проводится статнаблюдение.
По мнению заявителя, акт незаконен, поскольку он обязывает органы местного самоуправления представлять сведения о жилищном фонде, не относящемся к муниципальному.
ВС РФ не согласился с такими доводами и разъяснил следующее.
ЖК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления учет муниципального жилищного фонда.
Это предполагает в т. ч. обязательное ведение статучета и предоставление первичных статданных по установленным формам.
В оспариваемой форме имеются строки для отражения сведений о жилищном фонде, находящемся в государственной, частной и других формах собственности.
Однако это не может являться основанием для того, чтобы признать оспариваемый акт недействующим.
Согласно ЖК РФ перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере, не является исчерпывающим.
Форма, по сути, имеет универсальный характер. В оспариваемой части она закрепляет строки для внесения информации об иных формах собственности, не относящихся к муниципальной.
Это предусмотрено в т. ч. и для тех случаев, когда органами местного самоуправления реализуются отдельные госполномочия (либо региональными органами (Москвы и Санкт-Петербурга) - полномочия муниципалитетов).
Соответственно, ошибочны доводы о том, что форма предусматривает обязательное представление органами местного самоуправления сведений о жилищном фонде, не относящемся к муниципальному.
Между тем такие органы обладают информацией, касающейся жилищного фонда всех форм собственности на территории муниципалитета.
Поэтому при наличии обобщенных данных они вправе заполнить соответствующие строки формы в целях формирования официальной статистической информации.
Решение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N АКПИ13-1261
Текст решения официально опубликован не был