Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2014 г. N 71-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Т.И. Ерёменко, Л.В. Борисовой,
при секретаре Д.Г. Акулове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению религиозной организации мусульман города Калининграда об оспаривании в части постановления Правительства Калининградской области N 386 от 6 июня 2013 года "Об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" по апелляционной жалобе председателя религиозной организации мусульман г. Калининграда Центрального Духовного Управления мусульман России Хисамова И.Н. на решение Калининградского областного суда от 23 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности Правительства Калининградской области А.Л. Готовчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Калининградской области 6 июня 2013 года принято постановление N 386 "Об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон", которое официально опубликовано в газете "Калининградская правда" от 15 августа 2013 года.
Религиозная организация мусульман города Калининграда обратилась в суд с заявлением об оспаривании пункта 222 таблицы 1 главы 1 раздела 1 Приложения N 1 "Границы территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области" и координаты зон охраны объекта культурного наследия названного постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на строительство мечети, поскольку в силу п. 7 Режима использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, утвержденного Приложением N 2 к оспариваемому постановлению отведенные организации земельные участки на праве срочного безвозмездного пользования входят в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями", в которых запрещено размещение высоких доминант и допускается строительство отдельных зданий, строений, сооружений при сохранении характеристик окружающей природной среды.
В судебном заседании представители религиозной организации мусульман г. Калининграда поддержали заявленные суду требования.
Представитель Правительства Калининградской области Готовчик А.Л. просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 23 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ранее выявленный объект культурного наследия "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями" постановлением Правительства Калининградской области N 132 от 23 марта 2007 года включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения.
В силу ст. 34 Федерального Закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Поскольку объект культурного наследия "Крепостные ворота "Фридландские" включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения без определения зоны охраны данного объекта, во исполнение ст. 34 названного Федерального закона и в соответствии со ст. 23 Закона Калининградской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области", постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительством Калининградской области принято оспариваемое постановление.
Законом Калининградской области N 344 от 17 декабря 2003 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области" предусмотрено, что границы территории и зон охраны объекта культурного наследия, находящегося на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон утверждаются Правительством Калининградской области на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения историко-культурной экспертизы (ст.ст. 7, 23).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято государственным органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и соблюдением порядка определения и отнесения земель к территории зон охраны объекта культурного наследия, установленным федеральным законодательством, а также Законом Калининградской области N 344 от 17 декабря 2003 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области".
Так, судом установлено, что проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области ("Предложения по зонам охраны объектов культурного наследия регионального значения Калининградской области"), являясь составной частью проекта Схемы территориального планирования Калининградской области, соответствует требованиям к структуре и содержанию, установленным п.п. 7, 8 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ N 315 от 26 апреля 2008 года и согласован с Министерством культуры РФ в ноябре 2009 года.
Государственная историко-культурная экспертиза проекта зон охраны объектов культурного наследия регионального значения Калининградской области проведена аттестованными в установленном порядке экспертами в декабре 2011 года и согласно акту экспертизы проект "Предложения по зонам охраны объектов культурного наследия регионального значения Калининградской области" в составе проекта Схемы территориального планирования Калининградской области", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон не противоречит действующему законодательству в сфере государственной охраны объектов культурного наследия и является основанием для принятия решения об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, территорий объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон.
Таким образом, Калининградский областной суд, установив, что оспариваемые нормы приняты Правительством Калининградской области в пределах предоставленных полномочий и не противоречат действующему федеральному законодательству, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод жалобы о том, что оспариваемому постановлению была придана обратная сила, основан на субъективном толковании норм права, поскольку постановление N 386 "Об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" принято Правительством Калининградской области 6 июня 2013 года и вступило в силу со дня его подписания.
Довод жалобы о том, что Правительство Калининградской области должно было согласовывать оспариваемое постановление с заявителем, т.к. спорный земельный участок и построенный объект (мечеть) на этом участке находится на праве собственности заявителя, не опровергает выводов суда, поскольку федеральным и областным законодательством не предусмотрено согласование проекта зон охраны объекта культурного наследия с заинтересованными землепользователями.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, спорные земельные участки принадлежат заявителю с августа 2009 года, тогда как проект оспариваемого постановления Правительства Калининградской области был подготовлен и согласовывался с 2008 года, был размещен в марте 2013 года на портале Правительства области для публичного обсуждения.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу председателя религиозной организации мусульман г. Калининграда Центрального Духовного Управления мусульман России Хисамова И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2014 г. N 71-АПГ14-3
Текст определения официально опубликован не был