Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Новочебоксарска Чувашской республики от 06.05.2009 N 639 по вопросу о предоставлении документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, и в пределах своей компетенции сообщает.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. При этом к заявлению в обязательном порядке прилагаются документы, перечень которых установлен приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - Перечень).
Земельным кодексом не допускается требовать от заявителя дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса). В то же время пунктом 4 данного Перечня предусмотрено предоставление вместо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, копий иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).
Кроме того, пунктом 7 Перечня предусмотрена обязанность заявителя предоставить копии документов, подтверждающих право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Отсутствие упоминания в пункте 7 Перечня какого-либо конкретного документа обусловлено многообразием случаев переоформления прав на земельный участок и подтверждающих такие случаи документов, например:
- здания, строения, сооружения находятся в собственности религиозных организаций и имеют религиозное и благотворительное назначение;
- находящиеся в собственности здания, строения, сооружения возведены на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- земельные участки с расположенными на них жилыми домами приобретены гражданами Российской Федерации в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР";
- и т.п.
В связи с существованием различных условий выкупа земельных участков необходимо документально подтвердить правомерность продажи (передачи в аренду, предоставления в собственность бесплатно) земельных участков на тех или иных условиях.
Например, в случае приобретения организацией земельного участка, занятого зданием, которое было реконструировано после покупки у другой организации, приватизировавшей данное здание, требуется предоставить документы, подтверждающие:
1) приобретение здания у государства;
2) последующую покупку здания у организации, приватизировавшей здание;
3) реконструкцию здания.
Таким образом, единственной целью пункта 7 Перечня является уточнение условий переоформления прав на земельный участок.
Требование не предусмотренных установленным Перечнем документов от заявителей для приобретения ими прав на земельный участок является незаконным.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 17 июня 2009 г. N Д23-1806 "О предоставлении документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок"
Текст письма официально опубликован не был