Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Методика
учета, обобщения и анализа показателей техники пилотирования экипажей ВС гражданской авиации с использованием полетной информации
Введение
Опыт работы летных подразделений гражданской авиации показал, что организация систематического контроля техники пилотирования с использованием ПИ повышает летную выучку и мастерство экипажей и является действенным фактором, направленным на повышение безопасности полетов ВС гражданской авиации.
Настоящая Методика определяет порядок взаимоотношения и связь между службами организации ГА и устанавливает формы отчетности при анализе показателей техники пилотирования, а также дает рекомендации по использованию ПИ в целях воспитания у летного состава высокой дисциплинированности и ответственности за выполнение каждого полета.
1. Планирование работ по учету, обобщению и анализу показателей техники пилотирования
При периодической проверке техники пилотирования устанавливается следующий порядок планирования:
1.1. Сбор, расшифровка, обобщение и анализ показателей техники пилотирования в организациях ГА, авиаподразделениях и ППИ осуществляется в соответствии с месячным планом. При этом обеспечивается:
- контроль каждого КВС не реже одного раза в месяц;
- прослушивание записи речевого регистратора не реже одного раза в месяц для каждого члена экипажа;
- комплексный контроль полетов КВС в течение первого года работы с периодичностью не реже одного раза в два месяца;
- комплексный контроль полетов КВС, допустивших серьезные нарушения, либо приступивших к работе после отпуска или длительного перерыва в летной работе;
- комплексный контроль полетов КВС на вертолетах не реже одного раза в три месяца.
Примечание. При комплексном контроле используется запись параметрических и речевых регистраторов.
1.2. План работы ППИ в интересах летных подразделений составляется таким образом, что для каждого летного отряда указываются только дни месяца снятия носителей информации. Утвержденный план поступает в летные отряды не позже 27 числа предыдущего месяца.
1.3. Дата конкретного полета экипажа не планируется и устанавливается специальной заявкой летного отряда.
1.4. В летном отряде на основании плана ППИ разрабатывается месячный план контроля (комплексного контроля) техники пилотирования для авиаэскадрилий.
1.5. При планировании контроля техники пилотирования с помощью ПИ командному составу авиаэскадрилий и летных отрядов необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- при планировании проверки техники пилотирования в авиаэскадрилье должен быть индивидуальный подход к каждому КВС. Чаще других должны контролироваться КВС в течение первого года самостоятельной работы, а также члены экипажей, имевшие ошибки и нарушения;
- в обязательном порядке необходимо планировать и осуществлять контроль за полетами КВС в период самостоятельного налета первых 100-150 ч, когда происходит процесс становления "собственного почерка" пилота. В дальнейшем за КВС первого года самостоятельной работы должен быть установлен учащенный контроль;
- необходимо стремиться как можно чаще контролировать технику захода на посадку у членов экипажей в сложных метеоусловиях, особенно в условиях предельных значений минимума.
1.6. Командиры авиаэскадрилий, руководствуясь месячным планом контроля техники пилотирования, по согласованию с командиром летного отряда накануне дня полета (не позже 16.00) определяют экипаж, полет которого подлежит контролю (комплексному контролю), после чего помощник командира авиаэскадрильи сообщает в ППИ номер рейса и номер ВС (если это известно). По заявке ППИ начальник ПДО АТБ, где будет демонтироваться накопитель информации, дает указание цеху технического обслуживания АТБ и оформляет задание картой-нарядом.
1.7. Периодичность обобщения и анализа результатов контроля:
- по экипажу - не менее одного раза в месяц.
Примечание. Указанная периодичность может быть уточнена в соответствии с рекомендациями, изложенными ранее;
- по авиаэскадрилье - два раза в месяц;
- по летному отряду - ежемесячно;
- по объединенному авиаотряду - ежеквартально.
2. Порядок учета, обобщения и анализа показателей техники пилотирования в организациях ГА
2.1. В организациях ГА и их подразделениях необходимо ввести систематический учет и обобщение показателей техники пилотирования, на основании чего осуществлять анализ летной деятельности экипажа, авиаэскадрильи (летного подразделения), летного отряда (летной службы).
2.2. Для упрощения учета и для удобства систематизации показателей техники пилотирования рекомендуются следующие формы отчетности:
2.2.1. В авиаэскадрилье (летном подразделении):
2.2.1.1. Ведется "Журнал показателей качества полетов" (прил. 8).
2.2.1.2. Заместителем командира эскадрильи (летного подразделения) для каждого КВС заполняется Таблица учета нарушений летных ограничений.
ТАБЛИЦА
учета нарушений летных ограничений по результатам обработки полетной информации
за период с _________ по __________ КВС ____________________
N |
Дата, время полета |
Номер рейса |
Номер события экспресс-анализа и характер нарушения |
Причина, вызвавшая нарушение |
Выводы и рекомендации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Командир авиаэскадрильи
(подпись)
Таблица учета нарушений летных ограничений по результатам обработки полетной информации хранится вместе с летной книжкой КВС.
2.2.1.3. Для учета и обобщения показателей техники пилотирования экипажей в авиаэскадрилье (летном подразделении) ведется "Журнал обобщения и анализа показателей техники пилотирования авиаэскадрильи (летного подразделения)".
Журнал состоит из двух частей:
- первая часть - "Журнал показателей качества полетов" (см. прил. 8);.
- вторая часть Журнала, составленная в произвольной форме, должна содержать обобщение и анализ показателей техники пилотирования авиаэскадрильи (летного подразделения) за каждый месяц, квартал и год. "Журнал обобщения и анализа показателей техники пилотирования авиаэскадрильи (летного подразделения)" хранится в делах авиаэскадрильи (летного подразделения) не менее двух лет.
2.2.2. Для учета и обобщения показателей техники пилотирования в летном отряде (летной службе) ведется "Журнал обобщения и анализа показателей техники пилотирования летного авиаотряда (летной службы)".
2.2.2.1. Форма и содержание Журнала аналогичны описанным в пп. 2.2.1.1 и 2.2.1.3, но составляется он применительно к летному отряду, летной службе.
2.2.2.2. В том случае, если экипажи летного отряда (летной службы) выполняют полеты на различных типах ВС, Журнал должен составляться отдельно для каждого типа ВС.
2.2.2.3. Первая часть Журнала заполняется начальником штаба летного отряда (летной службы) по данным показателей техники пилотирования авиаэскадрильи (летного подразделения).
2.2.2.4. Вторая часть Журнала заполняется заместителем командира летного отряда (летной службы) по летной работе. В ней должен быть отражен анализ летной деятельности каждой авиаэскадрильи (летного подразделения) по каждому типу ВС, должны быть выявлены особенности пилотирования по различным трассам полета, особенности взлета, снижения, захода на посадку в различных аэропортах на различных типах ВС. Должна быть дана оценка деятельности каждой авиаэскадрильи (летного подразделения), намечены мероприятия, направленные на повышение летной выучки каждой авиаэскадрильи (летного подразделения).
2.2.2.5. "Журнал обобщения и анализа показателей техники пилотирования летного отряда (летной службы)" хранится в делах летного отряда (летной службы) не менее трех лет.
3. Организация работы при учете, анализе и обобщении результатов обработки полетной информации
3.1. В данном разделе изложен порядок взаимодействия подразделений эксплуатанта при выполнении работ по сбору, обработке, анализу и использованию ПИ.
3.2. Передача результатов обработки ПИ из ППИ в летную службу (отряд) производится с обязательным заполнением "Журнала учета выдачи результатов обработки полетной информации" (см. прил. 8).
3.3. Работа командно-руководящего и командно-летного состава авиакомпании в части учета, обобщения, анализа и использования полетной информации при профилактике нарушений правил летной эксплуатации строится, исходя из местных условий, с учетом решения перечисленных далее задач. При этом можно руководствоваться следующим примерным распределением обязанностей.
3.3.1. Руководство авиакомпании.
Советник по предотвращению авиационных происшествий (начальник инспекции или другое должностное лицо):
- получает обобщенную информацию из летного отряда (летной службы) и ИАС о случаях нарушения техники пилотирования, отказах и неисправностях авиатехники, влияющих на безопасность полетов и выявленных с использованием ПИ, для принятия решений по их предупреждению и устранению;
- с использованием полученного материала готовит анализ состояния безопасности полетов в авиакомпании.
3.3.2. Летный отряд (служба) авиакомпании.
Командир летного отряда (летной службы) или его заместитель:
- осуществляет организационное и методическое руководство по учету, обобщению и анализу техники пилотирования экипажей ВС авиакомпании;
- разрабатывает и внедряет мероприятия по предупреждению ошибок техники пилотирования;
- докладывает на разборе в летном отряде обобщенные результаты обработки ПИ в части выполнения правил летной эксплуатации ВС, сообщает о принятых мерах по совершенствованию профессиональной подготовки экипажей;
- обобщает результаты обработки ПИ по каждому экипажу;
- составляет план снятия накопителей ПИ с учетом требуемого объема и периодичности проверок (в том числе комплексных) всех экипажей ВС авиакомпании.
Начальник штаба летного отряда (летной службы):
- организует выдачу на ВС потребного количества паспортов к носителям информации бортовых систем регистрации;
- получает результаты обработки ПИ;
- передает результаты обработки командиру летного отряда или его заместителю.
Старшие специалисты летного отряда (старший штурман, старший бортовой инженер, старший бортрадист):
- анализируют результаты обработки ПИ в части выполнения экипажами правил воздушной навигации, летной эксплуатации AT, технологии работы и правил ведения радиосвязи;
- по результатам анализа ПИ дают предложения командиру летного отряда, направленные на повышение профессиональной подготовки экипажей;
- проводят профилактическую работу с летным составом.
Командир ВС:
- использует ПИ для анализа деятельности каждого члена экипажа и экипажа в целом, оценки работы систем и оборудования в полете;
- принимает участие в анализе результатов обработки ПИ, проводимом руководящим составом летного отряда (летной службы);
- проводит разбор с членами экипажа по результатам анализа показателей техники пилотирования;
- намечает и реализует мероприятия, направленные на предупреждение ошибок техники пилотирования;
- имеет право в необходимых случаях потребовать внеочередной обработки ПИ, о чем делает запись в бортовом журнале ВС;
- докладывает вышестоящему командиру о результатах анализа и использования ПИ.
4. Методические рекомендации по использованию показателей техники пилотирования
4.1. Методические рекомендации направлены на повышение профессиональной выучки авиаспециалистов, воспитание у летного состава высокой дисциплины и на пунктуальное выполнение требований руководящих документов.
4.2. Анализ техники пилотирования экипажей следует проводить на основании комплексной оценки деятельности экипажа за весь предшествующий период. При этом необходимо выявлять ошибки, тенденции к усугублению отклонений, разрабатывать соответствующие мероприятия, своевременно предупреждающие нарушения нормативов пилотирования.
4.3. Показатели техники пилотирования также должны использоваться для распространения опыта отличной техники пилотирования, оценки действий экипажа при возникновении аварийных ситуаций в полете, обобщения грамотных действий в особых случаях полета.
4.4. Если при обобщении и анализе показателей техники пилотирования экипажа будет установлено, что отсутствуют нарушения техники пилотирования, экипаж проявляет высокую дисциплину и пунктуально выполняет требования нормативных документов, рекомендуется поощрять членов экипажа, следуя при этом положениям руководящих документов.
4.5. Для популяризации передового опыта экипажей рекомендуется демонстрировать материалы показателей техники пилотирования и результаты обработки полетов лучших экипажей при проведении разборов в авиаэскадрильях, летных отрядах, летных комплексах, освещать наиболее грамотные действия экипажа в особых случаях полета.
4.6. Если при анализе показателей техники пилотирования выявлены существенные отклонения от требований Руководства по летной эксплуатации и других регламентирующих документов, а также грубые нарушения в выдерживании рекомендованных режимов полета, угрожающие безопасности полетов, по фактам нарушений должны приниматься строжайшие меры дисциплинарного воздействия. Кроме того необходимо систематически проводить мероприятия, направленные на воспитание у экипажей высокой дисциплины и пунктуальное выполнение требований руководящих документов, соблюдая при этом следующие положения:
4.6.1. Перед тем как предать гласности те или иные нарушения техники пилотирования, командир летного подразделения обязан обстоятельно побеседовать об этом с КВС, допустившим нарушения, выяснить причину их возникновения. Причин, приведших к нарушениям техники пилотирования, может быть несколько:
- неподготовленность КВС и членов экипажа к полетам в данных условиях;
- особые условия полета;
- недостаточная квалификация членов экипажа;
- недостаточная квалификация КВС или его халатность.
Необходимо глубоко разобраться в причинах тех или иных отклонений или нарушений, имея в виду, что любому пилоту в психологическом плане легче признаться в допущенной халатности, нежели в неумении выдерживать режимы полета. Следует хорошо убедиться, действительно ли он допускает халатность или причина заключается в недостаточной квалификации.
4.6.2. Только убедившись в том, что истинной причиной допущенного отклонения явилась недисциплинированность отдельных членов экипажа, следует подвергать их острой критике, соблюдая при этом следующие условия:
- критика должна быть товарищеской, доброжелательной;
- критикуя, объяснить, как необходимо было поступить;
- местом для такой критики может быть разбор, проводимый в авиаподразделении;
- необходимо добиваться, чтобы совершивший нарушения глубоко осознал недопустимость таких действий, уяснил пути, исключающие повторение нарушений. При этом необходимо наметить мероприятия, направленные на предупреждение подобных нарушений.
4.6.3. К экипажам, допустившим нарушение техники пилотирования, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных руководящими документами, могут быть применены следующие формы воздействия:
- индивидуальная беседа со старшим командиром;
- личное объяснение на летном разборе;
- демонстрация результатов обработки полета с указанием возможных последствий;
- внеочередная проверка техники пилотирования лицами командно-летного состава;
- дополнительная тренировка для отработки элементов, при выполнении которых допускаются отклонения;
- отсрочка второму пилоту от ввода в строй командиром воздушного судна;
- индивидуальное задание экипажу на изучение руководящих документов, наставлений, инструкций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.