Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Министерства транспорта РФ
от 31 июля 2001 г. N НА-296-р
Руководство
по организации сбора, обработки и использования полетной информации в авиапредприятиях гражданской авиации Российской Федерации
Введение
"Руководство по организации сбора, обработки и использования полетной информации в авиапредприятиях гражданской авиации Российской Федерации" разработано с учетом современных структурных и экономических преобразований в гражданской авиации Российской Федерации, поступления на эксплуатацию воздушных судов нового поколения, в том числе иностранного производства, внедрения принципиально отличных от использовавшихся ранее типов бортового и наземного оборудования, появления методов и способов обработки полетной информации, существенно расширяющих область ее применения и глубину анализа результатов обработки.
Настоящее Руководство вводится взамен Руководства, утвержденного Министерством гражданской авиации СССР 4-20 ноября 1989 года, и распространяется на все организации ГА, включая эксплуатантов, организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и другие, осуществляющие деятельность по сбору, обработке и использованию полетной информации.
Ряд положений приведен в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО), законодательством Российской Федерации, действующими федеральными авиационными правилами и другими руководящими документами федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
Настоящее Руководство разработано Государственным Центром "Безопасность полетов на воздушном транспорте" с привлечением ведущих специалистов Государственной службы гражданской авиации, авиапредприятий и ГосНИИ ГА.
Принятые сокращения
АиРЭО |
- |
авиационное и радиоэлектронное оборудование |
АП |
- |
авиационное происшествие |
АРЗ |
- |
авиаремонтный завод |
АС |
- |
автоматизированная система |
AT |
- |
авиационная техника |
АТБ |
- |
авиационно-техническая база |
БПРМ |
- |
ближний приводной радиомаяк |
БУР |
- |
бортовое устройство регистрации |
ВС |
- |
воздушное судно |
ГА |
- |
гражданская авиация Российской Федерации |
ДВТ |
- |
Департамент воздушного транспорта |
ДПРМ |
- |
дальний приводной радиомаяк |
ИАС |
- |
инженерно-авиационная служба |
ИТС |
- |
инженерно-технический состав |
КВС |
- |
командир воздушного судна |
КПА |
- |
контрольно-поверочная аппаратура |
ЛМЦ |
- |
летно-методический центр |
ЛС |
- |
летная служба |
ЛШО |
- |
летно-штурманский отдел |
МЛ |
- |
магнитная лента |
МСРП |
- |
магнитная система регистрации параметров |
НПП |
- |
Наставление по производству полетов |
ОТК |
- |
отдел технического контроля |
ПДО |
- |
планово-диспетчерский отдел |
ПИ |
- |
полетная информация - параметрическая и речевая информация бортовых систем (регистраторов) о полете ВС, дополненная, при необходимости, информацией, внесенной экипажем ВС в паспорт к носителю ПИ |
ПО |
- |
производственное подразделение |
ППИ |
- |
подразделение полетной информации |
ПРАПИ-98 |
- |
"Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации" (1998 г.) |
РТО |
- |
Регламент технического обслуживания |
РЛЭ |
- |
Руководство по летной эксплуатации |
САРПП |
- |
система автоматической регистрации параметров полета |
ТО |
- |
техническое обслуживание |
УВД |
- |
управление воздушным движением |
ФАП |
- |
федеральные авиационные правила |
ФАС |
- |
Федеральная авиационная служба |
ФСВТ |
- |
Федеральная служба воздушного транспорта |
ЭХБ-И |
- |
электрохимическая бумага - импульсная |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Руководство определяет назначение, задачи, организацию и порядок сбора, обработки, анализа и использования полетной информации эксплуатантами гражданской авиации Российской Федерации, их обязанности и ответственность в части, касающейся ПИ.
1.2. В основной части Руководства содержатся разделы, описывающие нормативные и организационные основы работ по сбору, обработке, анализу и использованию ПИ. Методические вопросы отдельных аспектов деятельности подразделений полетной информации (далее - ППИ) вынесены в приложения.
1.3. В соответствии с Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов, утвержденными приказом ФАС России от 30 января 1998 г. N 375, необходимо руководствоваться следующими положениями:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "30 декабря 1998 г."
- эксплуатант обеспечивает выполнение работ по сбору, обработке и анализу ПИ, зарегистрированной бортовыми накопителями;
- руководитель эксплуатанта отвечает за соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов эксплуатанта, за состояние безопасности полетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- каждый эксплуатант создает условия для проведения в установленные сроки расследования авиационных событий (инцидентов и авиационных происшествий, далее - АП), а также для исследования отказавшей AT в целях предупреждения АП.
1.4. ПИ используется в интересах:
- повышения уровня безопасности полетов в ГА путем систематического контроля качества выполнения полетов (выявления нарушений правил летной эксплуатации), способствующего совершенствованию профессиональной подготовки летного состава;
- определения причин АП и инцидентов;
- своевременного выявления отказов и неисправностей AT (в том числе регистрирующей аппаратуры) при наличии разработанных и внедренных специализированных программ и методик;
- предотвращения выпуска в полет неисправных ВС;
- обеспечения надежности AT и экономической эффективности полетов при наличии разработанных специализированных программ;
- оценки и поддержания летной годности ВС гражданской авиации России.
1.5. Разработка и внедрение профилактических мероприятий по предупреждению нарушений правил полета и отказов AT на основе систематического сбора, обработки, обобщения и анализа ПИ являются одной из важнейших задач эксплуатантов ГА Российской Федерации, специалистов всех служб и летных училищ, участвующих в производственной деятельности ГА, организаций - разработчиков и производителей AT, ремонтных организаций.
1.6. Обработка и анализ ПИ должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Руководства и других нормативных актов в области регулирования деятельности ГЛ.
Для контроля техники пилотирования, работоспособности и диагностики состояния AT обработка и анализ ПИ должны выполняться после каждого прилета на базу или по месту нахождения предприятия, арендующего ВС, а также при внеплановом снятии носителя информации по указанию органа государственного регулирования в области ГА, при этом должны быть максимально использованы технические возможности имеющихся средств сбора и обработки ПИ и специализированного программного обеспечения.
1.7. При эксплуатации ВС иностранного производства эксплуатанты обязаны, в части применения и использования средств объективного контроля, помимо выполнения требований нормативно-технической документации на конкретный тип ВС руководствоваться и выполнять национальные правила и нормы Российской Федерации в целях обеспечения безопасности полетов и предупреждения АП.
Все ВС иностранного производства, эксплуатирующиеся организациями ГА России, должны быть оснащены бортовыми самописцами, технические характеристики которых соответствуют требованиям ИКАО к конкретному классу ВС, и укомплектованы эксплуатационными накопителями или другими средствами быстрого считывания ПИ.
1.8. Для сбора и обработки ПИ, эксплуатации систем наземной обработки в структуре эксплуатанта AT и ремонтных заводов ГА должно быть создано и внесено в "Реестр подразделений полетной информации авиапредприятий Российской Федерации" ППИ, которое должно иметь "Свидетельство соответствия требованиям по организации сбора, обработки и анализа полетной информации на авиапредприятиях ГА" на выполнение этих работ. При отсутствии в организации ГА такого подразделения сбор и обработка ПИ могут выполняться на договорной основе другой организацией, имеющей ППИ.
1.9. Используемые эксплуатантами системы наземной обработки ПИ должны соответствовать требованиям нормативных документов, относящихся к вопросам сбора, обработки и использования ПИ.
Структурно ППИ рассматривается как самостоятельное основное производственное подразделение, которое в отдельных случаях может быть объединено для решения общих задач с отделом технической диагностики, цехом обслуживания и ремонта бортовых средств сбора полетной информации или другими подразделениями.
Возглавляет подразделение начальник или ведущий инженер.
Инженерно-технический состав ППИ должен иметь специальное авиационное образование и квалификацию, достаточные для выполнения работ по сбору, обработке и анализу ПИ.
При привлечении работников ППИ непосредственно к работам на авиационной технике они обеспечиваются спецодеждой на уровне ИТС основных цехов.
Руководящий и инженерный состав ППИ должен иметь:
- удостоверение об окончании квалификационных курсов, срок действия которого устанавливается нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации;
- "Свидетельство специалиста" по технической эксплуатации AT установленного образца, подтверждающее компетентность владельца в области средств сбора ПИ;
- сертификат (составная часть Свидетельства) с перечнем видов работ, которые разрешено выполнять самостоятельно.
Номенклатура используемых для обработки ПИ аппаратных и программных средств должна быть не меньше рекомендованной к обязательному применению для всех типов ВС, информация с которых обрабатывается в данном предприятии.
Используемые программные средства должны быть включены в "Реестр специального программного обеспечения систем обработки полетной информации, допущенного к использованию в авиапредприятиях Российской Федерации".
ППИ должно быть обеспечено специально оборудованными лабораторными помещениями для работы персонала с применяемыми техническими средствами, помещением, предназначенным для работы инженерно-технического состава, осуществляющего анализ ПИ, а также помещением для постоянного размещения архива материалов обработки полетов и связью.
1.10. На ППИ возлагаются:
- обработка полученной ПИ;
- оценка достоверности сообщений, выдаваемых действующим программным обеспечением;
- первичный анализ и выдача результатов потребителю;
- обработка ПИ по специализированным программам диагностики работы и состояния двигателей, контроля работоспособности самолетного оборудования, систем сбора ПИ и по другим программам с выдачей результатов соответствующим потребителям;
- техническое обслуживание средств регистрации ПИ при наличии отдельной группы в составе подразделения;
- обеспечение сохранности контрольно-поверочной аппаратуры (КПА), находящейся в ведении ППИ, и проведение ее профилактического обслуживания;
- организация технического обслуживания и техническое обслуживание средств обработки ПИ;
- составление заявок на получение имущества, материалов, КПА и необходимого оборудования для обеспечения бесперебойной и качественной работы;
- содержание производственного оборудования в соответствии с санитарно-техническими нормами;
- соблюдение требований по охране труда и технике безопасности при выполнении работ;
- учет выполняемых работ и выявляемых отказов;
- разработка предложений по дальнейшему совершенствованию программного и методического обеспечения;
- участие в разработке или инициативная разработка специализированных программ, повышающих надежность, эффективность и экономичность эксплуатации AT;
- обеспечение потребителей полной и достоверной информацией;
- подготовка отчетности в установленном порядке.
1.11. Структура и численность ППИ определяются руководством организации в зависимости от объема работ, наличия парка ВС различных классов, количества и качества средств обработки ПИ, используемого программного обеспечения, квалификации инженерно-технического состава, местных условий.
1.12. Инженерно-технический состав, занятый сбором и обработкой ПИ, обслуживанием и ремонтом средств сбора ПИ, дающий оценку уровню ее достоверности, должен в установленные сроки для получения и оформления допуска на самостоятельное выполнение этих работ проходить курсы повышения квалификации при сертифицированных по этому виду подготовки учебных заведениях ГА. После окончания подготовки специалисты получают документ установленного образца.
2. Задачи, решаемые с использованием полетной информации
Анализ ПИ позволяет получать объективные данные о режимах полета и пространственном положении ВС, действиях экипажа и состоянии контролируемых систем, что обеспечивает:
- контроль за соблюдением экипажами правил летной эксплуатации, установленных руководствами по летной и технической эксплуатации ВС;
- совершенствование профессиональной подготовки летного состава;
- контроль состояния (отказов) контролируемых приборов, агрегатов, систем ВС, а также исправности и работоспособности бортовых средств регистрации ПИ. Область контроля расширяется по мере совершенствования бортовых систем сбора, наземных устройств обработки ПИ и программного обеспечения, охватывая все большее количество приборов и систем;
- расследование причин АП и инцидентов;
- диагностику технического состояния двигателя или его систем;
- контроль поддержания летно-технических характеристик ВС;
- оценку полноты выполнения регламента технического обслуживания ВС техническим составом;
- контроль выполнения программ испытательных полетов;
- контроль выполнения программ тренировочных полетов;
- контроль расхода топлива в полете и др.
3. Организация сбора, доставки носителей (накопителей) и обработки полетной информации
3.1. Количество, объем и вид обработки ПИ планируются, исходя из требований руководящих документов федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации и нормативно-технической документации.
3.2. Обработка и анализ ПИ могут осуществляться только специализированными подразделениями эксплуатанта при наличии "Свидетельства соответствия требованиям по организации сбора, обработки и анализа ПИ на авиапредприятиях ГА". Обработка и анализ ПИ с ВС сторонних организаций выполняются на основании заключенных договоров.
3.3. Внеплановое снятие и обработка ПИ выполняются по:
- указанию начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов гражданских ВС или соответствующих подразделений территориальных органов воздушного транспорта России, аэропортовой инспекции;
- указанию руководителя эксплуатанта (организации ГА);
- указанию руководителя ИАС (главного инженера) организации ГА;
- указанию руководителя эксплуатанта по организации летной работы;
- указанию начальника инспекции по безопасности полетов эксплуатанта (организации ГА), советника по предотвращению авиационных происшествий;
- записи КВС в бортовом журнале с конкретным указанием причины снятия;
- заданию председателя комиссии по расследованию АП или инцидентов.
3.4. В базовом аэропорту.
3.4.1. Сбор, доставка на обработку и последующая установка носителей ПИ на ВС определяются "Руководством по техническому обслуживанию АТ", разработанному эксплуатантом в соответствии с местными условиями, эксплуатируемыми типами ВС и квалификацией исполнителей.
3.4.2. Независимо от того, как организован процесс снятия и установки носителей ПИ, эксплуатантом должны выполняться обязательные требования:
- снятие носителей или считывание информации параметрических магнитных или твердотельных регистраторов для обработки по перечню обязательных задач (например экспресс-анализа) производится цехом оперативного ТО при каждой посадке ВС в базовом аэропорту независимо от предстоящей формы ТО;
- снятие носителей информации регистраторов с записью на фотопленку в плановом порядке производится в том случае, если запаса оставшейся в кассете фотопленки недостаточно для записи информации о следующем полете;
- снятие носителей звуковой информации производится в соответствии с ежемесячным планом проведения комплексных проверок;
- демонтаж и установка носителей ПИ (магнитной ленты регистратора ПИ) непосредственно на борту ВС осуществляются специалистами, имеющими сертификат на выполнение этих работ;
- при демонтаже и установке носителей ПИ на ВС должна исключаться возможность их повреждения. Лица, виновные в повреждении или уничтожении бортовых носителей или записей ПИ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечение доставки носителей ПИ на обработку, как правило, в течение одного часа при гарантии их сохранности. В любом случае срок доставки должен быть достаточным для обеспечения возможности выполнения работ, предусмотренных нормативно-техническими документами (например, контроль работы двигателей перед очередным вылетом);
- в случае АП или инцидента обработка и анализ ПИ выполняются только по письменному заданию председателя комиссии по расследованию с указанием обрабатываемых этапов полета, необходимых параметров, их связок и т.п. В случае инцидента обязательной является обработка записей анализируемого полета с использованием программ экспресс-анализа. Порядок хранения и использования носителей ПИ, снятых в связи с расследованием, после окончания расследования АП или инцидентов определяется "Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 18 июня 1998 г. N 609;
- обеспечение контроля правильности заполнения паспортов и отчетов к носителям ПИ. В наработку носителей включается время их декодирования;
- выдача на борт запасных носителей при длительных (превышающих время сохранения информации) рейсах ВС, оборудованных легкосъемными (эксплуатационными) носителями, для возможности замены носителей в процессе выполнения задания;
- обеспечение наличия на борту ВС и в ППИ всех тарировочных таблиц датчиков регистраторов, а также тарировочной ленты K3-63, обновление их при замене или при очередных тарировочных работах. Тарировочные работы проводятся в сроки и в объеме, которые определены регламентом технического обслуживания, в случаях регулировочных или ремонтных работ на любой системе, агрегате, параметры которых регистрируются датчиками бортовых самописцев. Кроме того тарировочные работы отдельных датчиков могут проводиться по замечаниям летного состава, специалистов ИАС (после получения результатов обработки ПИ) или специалистов ППИ;
- объем и вид передаваемого материала обработанной ПИ в летную службу и ИАС (графический материал, дискеты с материалом экспресс-анализа, текстовый материал, данные о перегрузках, выписка или копия записи звуковой информации) оговариваются с потребителями и закрепляются приказом по организации;
- при получении ВС с предприятий-изготовителей, АРЗ или от других предприятий вместе с технической документацией принимаются циклограммы регистрируемых параметров, тарировочные характеристики (таблицы, графики, тарировочные ленты K3-63), перечни регистрируемых аналоговых параметров и разовых команд.
Примечания: 1. Вылет ВС с неустановленным накопителем запрещается. 2. Вылет ВС до базы с неисправной системой сбора ПИ допускается в соответствии с требованиями перечня минимально допустимого оборудования для конкретного типа ВС.
3.5. Организация снятия и обработки носителей ПИ с транзитных ВС.
При выполнении снятия, обработки и анализа ПИ сторонней организацией в "Руководстве по техническому обслуживанию АТ" эксплуатанта определяются порядок и процедуры взаимодействия соответствующих служб эксплуатанта и организации, выполняющей указанные работы.
Снятие носителей ПИ с транзитных ВС и их обработка производятся на договорной основе с организациями, которым принадлежат пролетающие ВС.
В договоре должно быть указано: с каких ВС снимается и обрабатывается ПИ, вид обработки, в какой форме и в каком объеме должен быть представлен (передан) результат обработки, адрес для отправки результатов и условия оплаты. Кроме того в договоре оговариваются обязательства заказчика о предоставлении исполнителю действующих тарировочных характеристик датчиков регистраторов, достаточного количества резервных накопителей, бланков паспортов к магнитным носителям и бланков отчетов к K3-63.
3.6. Организация снятия и обработки носителей ПИ с ВС, работающих в отрыве от базового аэропорта.
Для ВС, работающих в отрыве от базового аэропорта, порядок снятия и обработки носителей ПИ следующий:
- потребное количество носителей ПИ определяется в зависимости от планируемых летных часов;
- инженер (техник) АиРЭО получает необходимый обменный фонд носителей ПИ, а также чистые бланки паспортов к магнитным носителям и бланки отчетов к K3-63;
- учет выданных и возвращенных накопителей ПИ и документации к ним ведется на участке подготовки производства;
- сбор и хранение носителей ПИ на оперативных точках производит инженер (техник) по АиРЭО, закрепленный за ВС;
- снятие, передачу и транспортировку носителя ПИ производят только с паспортом к магнитным носителям и с отчетом к K3-63, заполненными экипажем;
- в целях обеспечения безопасности полетов количество обработок должно быть не менее норматива, установленного для данного типа ВС;
- учет поступления носителей ПИ на обработку производят в ППИ путем записи в "Журнал учета поступлений носителей полетной информации на обработку".
Периодичность обработки снятых носителей информации должна быть минимально возможной, но не должна превышать десяти суток.
Для повышения оперативности обработки в тех случаях, когда вблизи от оперативной точки расположено какое-либо ППИ другой организации, имеющей право проводить обработку полетной информации с ВС требуемого типа, с ней может быть заключен договор на обработку ПИ. В договоре должны быть указаны количество обработок, сроки доставки носителей на обработку, сроки получения материалов обработки, их вид и объем, а также условия оплаты.
4. Использование полетной информации
4.1. Летная служба использует ПИ в целях:
- организации безопасного выполнения полетов;
- организации и осуществления подготовки, переподготовки, поддержания и повышения профессионального уровня летного, командно-летного и руководящего состава, а также допуска летного состава к видам работ;
- организации летно-методической работы;
- осуществления систематического контроля и анализа деятельности экипажей ВС.
4.1.1. Летная служба несет ответственность за своевременное, полное и достоверное заполнение паспортов к носителям ПИ и отчетов к K3-63.
4.1.2. Наставлением по производству полетов в гражданской авиации определено, что основной целью контроля за выполнением полетов является своевременное предупреждение и профилактика ошибок и отклонений в технике пилотирования, нарушений правил летно-технической эксплуатации ВС и его оборудования, выявление причин отказов AT.
Количество и объем проверок (в том числе комплексных) работы экипажей планируются летной службой организации ГА совместно с ППИ. При этом эксплуатантами должны выполняться обязательные требования руководящих и методических документов, регламентирующих использование ПИ в организациях ГА.
"Методика учета, обобщения и анализа показателей техники пилотирования экипажей ВС гражданской авиации с использованием полетной информации" приведена в приложении 7.
Должен обеспечиваться:
- контроль каждого КВС не реже одного раза в месяц;
- комплексный контроль полетов КВС в течение первого года работы с периодичностью не реже одного раза в два месяца;
- комплексный контроль полетов КВС, допустивших серьезные нарушения, либо приступивших к работе после отпуска или длительного перерыва в летной работе.
При комплексном контроле используется запись параметрических и речевых регистраторов.
4.1.3. Информацию о полетах, подтвержденную на достоверность, летная служба получает от ППИ в зависимости от типа и наличия бортовых регистраторов:
- по специальным самописцам, регистрирующим перегрузку при посадке (например K3-63) - в виде данных о перегрузках на оценку ниже "хорошо". Для оценки деятельности экипажа используется только уточненная величина;
- по системам с записью на фотопленку - в виде таблицы основных показателей выполнения правил полета;
- по системам с магнитной записью или твердотельным регистраторам - в виде бланка экспресс-анализа (достоверные сообщения), при необходимости - дискеты с копией полета или графический материал с текстовым комментарием к нему, если обработка выполнялась на устройствах типа "ЛУЧ", либо в другом виде, удобном для проведения анализа ПИ;
- дополнительно по предварительной заявке или при проведении комплексного контроля передается расшифровка или запись (кассета) радиообмена для прослушивания с использованием бытовых магнитофонов.
Примечание. Прослушивание записи звуковой информации выполняется лицом летного состава, владеющим терминологией и правилами радиообмена "диспетчер - КВС".
4.1.4. Информацию в ППИ получает инженер по контролю летной эксплуатации или специально назначенное лицо, в обязанности которого входит:
- выполнение анализа полета с учетом всех обстоятельств и условий, сопутствующих зафиксированным отклонениям и нарушениям летной эксплуатации;
- учет событий по каждому КВС и каждому расшифрованному полету;
- знание принципа работы и основных характеристик систем сбора ПИ, установленных на эксплуатируемых ВС в организации (подразделении);
- знание перечней параметров и разовых команд, регистрируемых системами сбора ПИ, которые применяются на ВС организации, и их расположения на графиках;
- знание форм представления результатов обработки и экспресс-анализа ПИ и умение их анализировать;
- периодический контроль правильности и полноты заполнения экипажем ВС паспортов к магнитным накопителям, отчетов о полете и основных показателей выполнения полета с самописцем K3-63.
Инженер по контролю летной эксплуатации работает в тесном контакте с ППИ. При получении информации в ППИ делается запись в "Журнале выдачи результатов обработки полетной информации" (см. прил. 8).
Анализировать нарушения или отклонения от правил летной эксплуатации целесообразно с учетом статистики проверки деятельности КВС и членов экипажа за предшествующий контролируемый период. При этом следует выявлять ошибки или тенденцию к усугублению отклонений.
Поступающая в летную службу (отряд) ПИ не разглашается, а после подтверждения зафиксированных нарушений или отклонений от правил летной эксплуатации докладывается руководству по организации летной работы для принятия решения.
4.1.5. Показатели качества полетов должны служить основой для разработки соответствующих мероприятий, направленных на своевременное предупреждение в дальнейшем нарушений нормативов летной эксплуатации. Они должны также использоваться для обобщения и пропаганды отличной техники пилотирования, оценки действия экипажа при возникновении нестандартных ситуаций в полете.
4.1.6. В целях предупреждения и профилактики нарушений норм летной эксплуатации и отклонений от них, а также повышения уровня профессиональной подготовки экипажей отдельные нарушения правил летной эксплуатации, допущенные каким-либо КВС или членом экипажа, по усмотрению руководителя по организации летной работы могут быть рассмотрены на разборах.
4.1.7. В случае инцидентов и грубых нарушений правил эксплуатации ВС, угрожающих безопасности полетов, к нарушителям должны быть применены меры воздействия.
4.1.8. Наиболее перспективной формой учета отклонений и нарушений в деятельности экипажей является применение автоматизированных программ. В тех подразделениях, где внедрены такие программы или системы управления качеством летной деятельности, учет отклонений в работе экипажей осуществляется с их помощью по технологии, описанной в проектной документации на эти системы.
Для подразделений, где не задействованы такие системы, для учета нарушений (отклонений) правил полета ведется "Журнал показателей качества полетов" (см. прил. 8), который служит для следующих целей:
- учет количества нарушений параметров полета;
- учет количества нарушений технологии работы экипажа;
- учет количества нарушений, допущенных на различных этапах полета;
- оценка качества выполняемых полетов отдельными экипажами и подразделением в целом;
- выявление наиболее характерных нарушений, допускаемых экипажами;
- оценка эффективности проводимых мероприятий по предупреждению нарушений;
- сбор материалов для проведения разборов полетов;
- выборка данных для учета и отчетности.
Журнал (по типам ВС) в течение года ведет инженер подразделения по контролю качества выполнения полетов.
Перечень контролируемых параметров, вносимых в Журнал, устанавливается применительно к типам эксплуатируемых ВС решением командира отряда (руководителя по организации летной работы).
Информация, получаемая в ППИ, хранится в летном подразделении не менее двух лет.
4.2. Использование ПИ в технических службах в целях контроля исправности и диагностирования AT.
4.2.1. ППИ обеспечивает сбор и учет данных об отказах и неисправностях AT, выявленных при обработке ПИ, а также по заданиям на расшифровку, составленным цехами ТО.
4.2.2. ПИ может использоваться в целях контроля работоспособности (правильности функционирования) бортового оборудования, систем ВС, диагностирования работы силовых установок и их систем, определения причин отказов AT и режимов ее эксплуатации.
Оценка работоспособности систем и оборудования на отдельных режимах их работы в объеме контролируемых параметров осуществляется с использованием специализированных программ и программ экспресс-анализа.
4.2.3. Анализ характера изменения регистрируемых в полете параметров и специализированные программы могут быть использованы также при расследовании причин отказов AT.
4.2.4. Получение данных о состоянии AT зависит от оснащенности ППИ обрабатывающей аппаратурой и наличия специализированных программ обработки.
4.2.5. При обнаружении признаков отказа AT специалисты ППИ заполняют и передают (согласно установленному в организации порядку) в ПДО "Задание на устранение отказа на ВС". Одновременно в "Журнале учета отказов и неисправностей авиатехники, выявленных при обработке полетной информации" (см. прил. 8), делается запись об этих отказах. Диспетчер ПДО, получив "Задание", выдает его в подразделение, выполняющее техническое обслуживание данного ВС. ППИ производит дополнительную обработку ПИ для обнаружения отказавшего агрегата или системы ВС на основании оформленного задания на расшифровку цехом ТО с указанием в нем необходимого перечня параметров и этапа полета, подлежащих расшифровке. При необходимости специалисты ППИ могут привлекаться к работе по анализу причин отказа и поиску места неисправности AT.
4.2.6. Анализ ПИ и накопленного систематизированного материала по отказам AT, налаженное взаимодействие ППИ с эксплуатационными подразделениями и подразделениями диагностики (надежности) должны создавать благоприятные условия, обеспечивающие работоспособность, надежность и долговечность AT, и в целом способствовать безопасности полетов.
4.2.7. Разрешение на передачу сторонним организациям первичных носителей или результатов обработки ПИ (за исключением случаев, относящихся к расследованию причин АП и инцидентов) дается руководителем организации - эксплуатанта ВС.
Результат обработки ПИ является продуктом деятельности ППИ, имеющим информационную ценность и стоимость.
4.3. Использование ПИ при определении причин АП и инцидентов.
Порядок снятия, обработки и дальнейшего хранения носителей ПИ, использования результатов обработки при установлении причин АП и инцидентов определен "Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации" (ПРАПИ-98), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года N 609.
При обработке ПИ в интересах расследования инцидентов обязательно выполняются экспресс-анализ и обработка с использованием другого специального программного обеспечения, обязательного к применению для данного типа ВС (если это допускает состояние носителя и качество полетной информации).
6. Обязанности организаций, эксплуатантов и служб ГА по обеспечению деятельности ППИ
6.1. Государственный Центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте".
Проводит испытания и представляет к внедрению методики эксплуатации наземных средств обработки ПИ.
Проводит испытания и представляет к внедрению специальное программное обеспечение обработки ПИ.
Организует и проводит работу по оценке соответствия специализированных подразделений (ППИ) эксплуатантов (организаций ГА) требованиям по организации сбора, обработки и использованию ПИ.
Проводит переподготовку и повышение квалификации инженерного и руководящего состава ППИ.
Выдает ППИ "Свидетельство соответствия требованиям по организации сбора, обработки и анализа ПИ на авиапредприятиях ГА" и включает его в "Реестр подразделений полетной информации авиапредприятий Российской Федерации".
Вносит специальное программное обеспечение в "Реестр специального программного обеспечения систем обработки полетной информации, допущенного к использованию в предприятиях Российской Федерации" после выхода распорядительного документа о возможности его использования.
Организует действенную систему оперативного информирования эксплуатантов AT обо всех изменениях в вопросах обработки и анализа ПИ.
6.2. Эксплуатант (организация ГА):
- осуществляет организационное руководство работой ИАС (АТБ) и ППИ;
- контролирует использование ПИ летными службами и ИАС (АТБ);
- обеспечивает ППИ автотранспортом;
- выделяет ППИ необходимую производственную площадь, оборудование и штат, необходимые для обеспечения качества и оперативности работы ППИ;
- осуществляет мероприятия по соблюдению требований по охране труда и технике безопасности;
- создает условия для организации и проведения работ по оценке соответствия ППИ нормативным требованиям.
Инспекция организации ГА контролирует работу ППИ, своевременность и полноту принятия мер по устранению недостатков, выявленных с использованием полетной информации.
6.3. Летно-штурманский отдел (Учебно-методический центр):
- организует и контролирует использование ПИ в летных подразделениях;
- обобщает и анализирует качество выполнения полетов по данным ППИ и службы УВД;
- обобщает предложения летных подразделений, направленные на совершенствование документов, регламентирующих летную эксплуатацию авиатехники, и передает их в вышестоящие инстанции для рассмотрения и реализации;
- обеспечивает ППИ документами, регламентирующими летную работу (НПП, РЛЭ, изменениями данных схем заходов и др.);
- разрабатывает и контролирует внедрение единых методов анализа ПИ.
На основе анализа ПИ разрабатывает мероприятия, направленные на предотвращение и устранение нарушений летной эксплуатации.
6.4. Авиационный отряд, летная служба:
- анализирует полученные от ППИ материалы обработки ПИ;
- планирует и согласовывает с ППИ график контроля экипажей. Передает дополнительные заявки на расширенные (комплексные) обработки;
- исходя из полученной информации, принимает меры по повышению профессиональной подготовки экипажей;
- по мере необходимости представляет предложения, направленные на совершенствование специального программного обеспечения для оценки качества полетов;
- обеспечивает ППИ изменениями и дополнениями к РЛЭ;
- оперативно обеспечивает ППИ поступающими временными и постоянными изменениями в сборники аэронавигационной информации по данным схем захода на посадку (,
,
,
,
и
с учетом поправки к расположению ДПРМ, БПРМ) и т.д.
Примечание. Изменения выдаются только по аэропортам, в которые летают ВС авиакомпании или которые выбираются в качестве запасных;
- ведет учет нарушений и отклонений от норм летной эксплуатации.
6.5. Подразделение полетной информации (ППИ):
- планирует совместно с летной службой и ИАС объем выполнения контроля полетов, контроля состояния AT по типам ВС и диагностики авиадвигателей, исходя из потребности, наличия заявок служб организации и заключенных договоров со сторонними эксплуатантами с учетом имеющихся трудовых ресурсов, технических возможностей средств обработки и наличия программного обеспечения. Объем контроля не может быть менее установленных норм для типов ВС;
- принимает от председателя комиссии по расследованию и выполняет задания на обработку ПИ для расследования АП и инцидентов;
- осуществляет обработку и первичный анализ ПИ для подтверждения достоверности выявленных сообщений экспресс-анализа;
- оформляет результаты обработки ПИ;
- принимает меры, направленные на совершенствование методов работ по обработке и анализу ПИ;
- готовит и передает отчет о проделанной работе по обработке ПИ за год;
- учитывает поступление и выдачу носителей ПИ;
- выдает результаты обработки ПИ потребителям;
- представляет предложения по совершенствованию программного обеспечения для контроля состояния и диагностирования AT;
- участвует в разработке мер, направленных на автоматизацию прогнозирования состояния AT.
Приложения
Термины и определения в целях настоящего руководства
Авиационное предприятие - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
Автоматизированная обработка - один из видов обработки полетной информации, предусматривающий ее воспроизведение и преобразование с целью представления в виде, удобном для дальнейшего использования.
Аналоговые параметры - параметры, принимающие любое значение в физически возможном диапазоне их изменения и характеризующие движение воздушного судна, положение органов его управления, параметры силовой установки и отдельных систем и т.п.
Базовый аэропорт - аэропорт, в котором базируется воздушное судно, для которого выполняются обработка полетной информации или техническое обслуживание бортового регистратора.
Бинарные сигналы - параметры, характеризующие наличие или отсутствие какого-либо сигнала, включенное или выключенное состояние системы и принимающие значение 0 или 1.
Бортовое средство сбора полетной информации - см. бортовой регистратор.
Бортовой регистратор - любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве источника информации, используемой для проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов, оценки технического состояния, режимов работы и соблюдения правил эксплуатации авиатехники.
Бортовой самописец - см. бортовой регистратор.
Бортовой регистратор звуковой информации (бортовой магнитофон) - бортовой регистратор, предназначенный для записи звуковой информации.
Бортовой регистратор параметрической информации - бортовой регистратор, предназначенный для записи аналоговых параметров, бинарных сигналов и служебной информации.
Тарировочные (градуировочные) характеристики - представленные в графическом, табличном или ином виде зависимости, позволяющие выражать величины, зарегистрированные бортовым регистратором, в физических единицах, используемых для измерения того или иного параметра.
Датчик - преобразователь физического значения измеряемого аналогового параметра в электрический сигнал по закону, задаваемому тарировочными характеристиками, для дальнейшего использования в бортовых регистраторах, системах управления и т.п.
Защищенный бортовой накопитель - бортовой регистратор или его элемент, обеспечивающий сохранность накопленной в полете информации в случае авиационного происшествия или инцидента при нештатных внешних воздействиях.
Звуковая информация - переговоры по внутренней и внешней связи, спецсигналы, поступающие в телефоны пилотов и громкоговорители, открытые переговоры и шумы в кабине экипажа.
Комбинированный регистратор (самописец) - бортовой регистратор, предназначенный для одновременной записи аналоговых параметров, бинарных сигналов, служебной информации и звуковой информации.
Магнитный регистратор - бортовой регистратор, в котором в качестве носителя информации используется магнитофонная лента.
Носитель информации - физическое тело (фотопленка, магнитная лента, электронный элемент памяти и т.п.), которое содержит записанную бортовым регистратором информацию.
Полетная информация - информация, получаемая с помощью бортовых регистраторов.
Регистратор с записью на фотопленку - бортовой регистратор, в котором в качестве носителя информации используется фотопленка.
Служебная информация - информация, характеризующая служебные параметры (номер рейса, бортовой номер воздушного судна, дату полета, текущее время, массу, центровку и т.п.).
Событие экспресс-анализа - сообщение о выходе за установленные ограничения контролируемого параметра или о нештатном состоянии бинарного сигнала для текущего этапа или режима полета.
Сторонняя организация - не организация данного эксплуатанта.
Твердотельный регистратор - бортовой регистратор, как правило, без подвижных элементов, в котором в качестве носителя информации используются электронные элементы памяти (микросхемы).
Транзитное воздушное судно (в целях использования полетной информации) - воздушное судно, не базирующееся в аэропорту, в котором выполняется обработка полетной информации или техническое обслуживание бортового регистратора.
Устройство наземной обработки - наземное устройство, предназначенное для воспроизведения полетной информации, ее преобразования и представления в удобном для дальнейшего использования виде.
Уточненная величина перегрузки при посадке - значение вертикальной перегрузки (), полученное после обработки данных бортового регистратора с использованием специальных методик и (или) специального программного обеспечения.
Эксплуатационный бортовой накопитель - бортовой регистратор или его элемент, обеспечивающий сохранность накопленной в полете информации в штатных условиях эксплуатации и ее оперативное считывание (копирование).
Экспресс-анализ - один из видов обработки полетной информации, предназначенный для автоматического анализа аналоговых параметров, бинарных сигналов и служебной информации для оценки работоспособности и режимов эксплуатации (в том числе параметров полета) авиационной техники, как правило, в период от окончания полета (серии полетов) до очередного вылета воздушного судна или в полете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.