Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Заявитель) на действия Российской академии наук (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию (номер извещения 0373100029614000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии опыта работы у водителей не менее десяти лет, что ограничивает количество участников закупки.
2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлено надлежащим образом место оказания услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.03.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 166 000 000 рублей;
3) срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.03.2013.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В пункте 4.4 Технического задания Заказчиком установлено требование: "Опыт работы водителей, на автомобилях с 2-х и 3-х сменным режимом работы, не менее 10 лет", что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о наличии у водителей опыта работы ограничивают количество участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно извещению, размещенному на Официальном сайте: "Место доставки товара, выполнения работы, исполнения услуги: г. Москва и Московская область, поездки за пределы Московской области, территория всей Российской Федерации".
По мнению Заявителя, Заказчиком установлено требование об оказании услуг на территории всей Российской Федерации, ограничивающие количество участников закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком установлено место оказания услуг, в том числе "поездки за пределы Московской области, территория всей Российской Федерации", в соответствии с потребностями Заказчика. При этом пунктом 1.5 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "поездки за пределы Московской области осуществляются только по письменным заявкам с разрешения вице-президента РАН или заместителя президента - управляющего делами РАН". Кроме того, представители Заказчика пояснили, что услуги по автотранспортному обслуживанию оказываются в объеме, не превышающем объем, установленный в документации об Аукционе, а именно: "общее время оказания автотранспортных услуг - 207 500 автомобиле-часов".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлено надлежащим образом место оказания услуг, не нашел своего подтверждения.
3. Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в Аукционе. Пунктом 2 части 5 статьи 66 установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В Техническом задании документации об Аукционе установлено, что "вторая часть заявки (кроме документов, указанных в п. 1.11 и п. 3 Раздела 1 документации) должна содержать: Документы, подтверждающие право владения транспортных средств на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное требование установлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о представлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 3 настоящего решения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком требований к наличию опыта работы водителей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.03.2014 по делу N К-468/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 марта 2014 г. N К-468/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был