Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Меньшикова А.Е. (далее - Заявитель) на действия Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция центральной автодороги в поселок Коммунарка с выходом на район Бутово" (номер извещения 0173200025414000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Подготовка к проектированию и строительству проведена с нарушением норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
2. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 24.03.2014 Комиссией в целях предоставления Заказчиком дополнительных документов и сведений, рассмотрение жалобы Заявителя перенесено на 25.03.2014.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 21.02.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта 3 790 024 676,87 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки.
1. Согласно части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием "отходов I - V классов опасности", подлежат государственной экспертизе.
На заседании Комиссии установлено, что на Официальном сайте размещено положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации, включая смету на строительство, и результатам инженерных изысканий объекта "Реконструкция центральной автодороги в поселок Коммунарка с выходом на район Бутово".
Согласно пункту 7.4 указанного заключения проектная документация объекта "Реконструкция центральной автодороги в поселок Коммунарка с выходом на район Бутово" соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации; результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной систем конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно сводному сметному расчету стоимость реконструкции объекта закупки в уровне цен на сентябрь 2013 г. составила 2 954 734, 84 рубля.
Согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта, размещенному на Официальном сайте, стоимость выполнения подрядных работ и затрат с учетом НДС по состоянию на уровень цен на сентябрь 2013 г. составила 2 790 871 580 рублей.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что в Конкурсной документации отсутствует расчет (максимальной) цены контракта, что не соответствует части 1 статьи 50 Закона о контрактной систем и нарушает часть 5 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является реконструкция дороги. При этом согласно техническому заданию Конкурсной документации "подрядчик обеспечивает освобождение земельных участков необходимых для исполнения государственного Контракта и осуществляет выплату компенсаций добровольно передаваемых земельных участков и иных объектов недвижимости, за счёт собственных средств.
Подрядчик обязан осуществить освобождение объектов недвижимости для целей изъятия объектов для государственных нужд, в объёмах необходимых для исполнения государственного контракта, при этом расходы на компенсацию должны соответствовать суммам указанным в отчёте об оценке передаваемых земельных участков. Расходы Подрядчика понесённые им за освобождение объектов отсутствующих в отчёте об оценке земельных участков, оплате не подлежат.
Общая сумма возмещения составляет: 925 195 000 (Девятьсот двадцать пять миллионов сто девяносто пять тысяч) рублей 00 копеек.
Заказчик осуществляет возмещение понесённых Подрядчиком расходов на выплату компенсаций стоимости добровольно передаваемых земельных участков на основании Акта приёма-передачи документов, подписанных Сторонами, с приложением счета, соглашения, платёжного поручения с подтверждением получения денежных средств собственником передаваемого земельного участка и иных документов, необходимых и достаточных для оформления права собственности г. Москвы на передаваемые земельные участки с отметкой о принятии соответствующими государственными органами, наделёнными полномочиями на оформление права собственности на земельный участки в г. Москве на расчётный счёт Подрядчика, указанный в Контракте".
Также в расчет начальной (максимальной) цены контракта включена рыночная стоимость объектов недвижимости для целей освобождения территории для государственных нужд в сумме 925 195 000 рублей.
На заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено доказательств о том, что реконструкция автомобильной дороги и освобождение объектов недвижимости для целей изъятия объектов для государственных нужд являются функционально связанными между собой работами.
Таким образом, объединение в предмет контракта функционально несвязанных между собой работ влечет за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и нарушает часть 5 статьи 56 Закона о контрактной системе.
4. Частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"1. Наличие опыта исполнения (с учётом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объёме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора".
При этом в Конкурсной документации не установлено, опыт каких именно работ необходимо предъявлять участнику закупки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным к участникам закупок в Конкурсной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089. Также в Конкурсной документации отсутствует указание на перечень оборудования, который необходимо представить в составе заявки для подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным в Конкурсной документации.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение, а также нарушения, указанные в пунктах 2, 3 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Меньшикова А.Е. обоснованной в части отсутствия в Конкурсной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения частей 4, 5 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.03.2014 N К-490/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 марта 2014 г. N К-490/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был