Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к Методическим рекомендациям по внедрению
проектного управления в органах исполнительной власти
Архитектура информационной системы управления проектами и перечень типовых модулей
I. Перечень и описание типовых модулей информационной системы управления информационными проектами
1. Основные модули
Модуль паспортизации проектов - обеспечивает ведение и хранение электронного паспорта (карточки) каждого проекта, в котором содержатся основные сведения о проекте, включая его цели, задачи, результаты, критерии успеха, сроки реализации, предварительный укрупненный бюджет, перечень ответственных лиц и исполнителей.
Модуль управления сроками - обеспечивает формирование и отслеживание плана контрольных событий проекта, а также детальное календарное планирование проекта: формирование плана-графика проекта, определение связей между мероприятиями, контрольными событиями, указание исполнителей по мероприятиям и контрольным событиям, сохранение утвержденной версии плана-графика проекта, анализ исполнения плана-графика.
Модуль управления показателями деятельности - обеспечивает формирование показателей (индикаторов) для всех проектов, выделенной группы проектов или отдельного проекта, задание плановых значений показателей, формирование прогнозов и отслеживание фактических значений показателей.
Модуль управления персоналом - обеспечивает ведение организационной структуры <Органа исполнительной власти>, реестра пользователей ИСУП, реестра проектных ролей, позволяет осуществить сопоставление значений данных справочников с целью формирования матрицы доступа пользователей ИСУП, обеспечивает ведение контактной информации по всем участникам проектной деятельности.
Модуль позволяет формировать ключевые показатели эффективности деятельности участников проектов, в том числе индивидуальные, определять их плановые значения и выполнять расчет фактических значений, в том числе на основании показателей (индикаторов) по проектам, информации о достижении контрольных событий по проектам, показателей деятельности.
Опционально: может обеспечивать аналитический учет ресурсов по проектам, то есть формирование планов по обеспечению проекта необходимыми ресурсами, распределение ресурсов между несколькими проектами, учет плановой и фактической загруженности ресурсов на проектах и отдельных задачах.
Модуль управления финансовыми показателями проекта - обеспечивает формирование и контроль исполнения бюджета проекта (финансирование проекта и освоение выделенных финансовых средств). За счет интеграции может получать данные от внешних финансовых и бухгалтерских систем.
Модуль управления рисками, проблемами и открытыми вопросами - позволяет вести реестр актуальных рисков и/или открытых вопросов (проблем) по проекту.
Опционально: Модуль позволяет выполнять экспертную оценку вероятности возникновения и степени влияния рисков на достижение основных параметров проекта: контрольных событий, показателей.
Модуль сбора отчетности по проектам - обеспечивает поддержку процедур сбора отчетной информации по проектам от участников проектной деятельности, в том числе принятие, отклонение и редактирование отчетов от участников проекта, их сведение, формирование регламентированных периодических отчетов о состоянии реализации проектов, достижении контрольных событий проектов, статусе проектных рисков.
Опционально: модуль может обеспечивать также сбор информации о фактических трудозатратах на выполнение задач из сетевого плана-графика реализации проекта от ресурсов, прикрепленных к данным задачам плана.
Модуль формирования аналитической отчетности и контроля по проектам - обеспечивает формирование необходимой аналитической и регламентной отчетности по проектам, получая информацию из остальных модулей и компонентов ИСУП, а также из смежных информационных систем (интеграция).
Модуль также обеспечивает персонифицированное представление информации для пользователей разных категорий: индивидуальные панели контроля для Проектного комитета и его Председателя, Проектных офисов, руководителей проектов. Индивидуальные панели контроля позволяют фокусироваться только на той информации, которая важна для конкретного пользователя.
Модуль управления изменениями - обеспечивает возможность согласования изменений ключевых параметров проектов: изменения сроков реализации контрольных событий по проекту, бюджета проекта или прогнозных значений показателей проекта. Модуль позволяет формировать цепочки согласований (так называемые запросы на изменения) и автоматизировать процедуры принятия решений по изменениям, обеспечивая эскалацию вопроса на нужный уровень. Модуль обеспечивает формирование и печать документов по изменениям в проекте для их передачи на официальное согласование.
Модуль хранения проектных документов и ведения базы знаний по проектам - обеспечивает хранение в структурированном виде и возможность вывода на печать всех документов, связанных с реализацией проектов, а также архивирование результатов выполнения проектов и формирование базы знаний по проектам, содержащей шаблоны и примеры проектных документов, типовые списки контрольных событий и проектных рисков, извлеченные уроки и пр.
Опционально: может реализовывать функции совместной работы над проектными документами, поддержку версионности документов, цепочки согласования проектных документов.
2. Обеспечивающие модули
Модуль администрирования - обеспечивает функции администрирования ИСУП: создание новых пользователей в системе, разграничение прав доступа к данным и функциям системы (роли, группы пользователей), ведение и актуализацию справочников и классификаторов, просмотр журналов изменений, настройку рассылки оповещений и цепочек согласований и пр.
Модуль журналирования действий (логирования) - обеспечивает контроль и фиксацию всех изменений в ИСУП, выполняемых пользователями или автоматически ИСУП, хранение информации по изменениям и регламентированный доступ к ней.
Модуль нотификации - обеспечивает своевременное извещение пользователей о каких-либо событиях в проектах, о необходимости подготовить отчетность о выполнении работ по проекту. Извещения могут отправляться как по электронной почте, так и передаваться пользователю через ИСУП.
Модуль интеграции со смежными информационными системами - обеспечивает интеграцию с прочими смежными информационными системами <Органа исполнительной власти>: финансовой, бухгалтерской, системой документооборота и делопроизводства, системой, автоматизирующей конкурсные процедуры, почтовой системой и пр. Кроме того, в рамках данного модуля может быть предусмотрена интеграция с системами проектного управления других органов исполнительной власти (выше- или нижестоящих, взаимодействующих по функциям).
II. Очереди разработки и внедрения ИСУП
В соответствии с принципом поэтапного наращивания сложности и функциональности ИСУП могут быть выделены несколько последовательных очередей по разработке и внедрению ИСУП:
Очередь 1 - внедрение первостепенных, базовых модулей ИСУП:
- условия для начала внедрения очереди: присутствует понимание важности внедрения ИСУП в <Органе исполнительной власти>, поддержка со стороны руководства. Разработана методология проектного управления и необходимая нормативно-регламентная база;
- результаты внедрения очереди: внедрен базовый функционал ИСУП. Подключены и обучены работе с ИСУП пользователи разного уровня. Запущены базовые процессы проектного управления с использованием ИСУП. Отлажена система регламентированной отчетности;
Очередь 2 - внедрение расширенного функционала и модулей ИСУП
- условия для начала внедрения очереди: завершено внедрение 1 очереди ИСУП. Оценены результаты. Сформировано понимание необходимости дальнейшего развития ИСУП;
- результаты внедрения очереди: внедрен расширенный функционал ИСУП, проведено дополнительное обучение. Выстроена полная цепочка работы от детального планирования и контроля выделенного проекта (сроки, финансы, ресурсы) до контроля показателей деятельности органа исполнительной власти.
Очередь 3 - внедрение опционального функционала ИСУП
- условия для начала внедрения очереди: завершено внедрение 2 очереди ИСУП. Оценены результаты. Сформировано понимание необходимости дальнейшего развития ИСУП;
- результаты внедрения очереди: внедрен опциональный функционал ИСУП, проведено дополнительное обучение. Все процессы проектного и портфельного управления, включая детальную аналитику и отчетность, анализ рисков, аналитический учет ресурсов проектов, ведутся в ИСУП
Матрица внедрения модулей ИСУП по очередям приведена в Таблице 1.
Таблица 1. Матрица внедрения модулей ИСУП по очередям
|
Модули ИСУП |
Очередь 1 |
Очередь 2 |
Очередь 3 |
Основные модули
| ||||
- |
Модуль паспортизации проектов |
Паспортизация проектов |
|
|
- |
Модуль управления сроками |
По контрольным событиям |
Календарно-сетевое планирование |
|
- |
Модуль управления показателями деятельности |
Ввод показателей, учет плановых значений |
Отслеживание фактических значений показателей |
|
- |
Модуль управления персоналом |
Ведение реестров пользователей, подразделений, проектных ролей и их сопоставление (матрица доступа). Контакты участников проектов |
Ведение ключевых показателей эффективности должностных лиц, ввод плановых значений. Ввод/расчет фактических значений показателей эффективности должностных лиц |
Аналитический учет ресурсов, формирование планов ресурсного обеспечения проектов, учет загруженности ресурсов |
- |
Модуль управления финансовыми показателями проекта |
Ввод плановых значений фин. показателей |
Фактический учет финансовых показателей |
Интеграция с финансовыми и бухгалтерскими системами |
- |
Модуль управления рисками, проблемами и открытыми вопросами |
|
Ведение реестра рисков, проблем, открытых вопросов по проекту. |
Экспертная оценка вероятности возникновения и степени влияния рисков. Оценка влияния рисков на достижение конкретных результатов проектов, выполнение контрольных событий, достижение показателей |
- |
Модуль сбора отчетности по проектам |
Сбор и согласование регламентированных отчетов по проектам, контрольным событиям |
Сбор регламентированных отчетов по показателям. Формирование гибких отчетов (по запросу) за произвольные периоды |
Сбор информации фактических трудозатратах по выполнению задач сетевого плана-графика проекта |
- |
Модуль формирования аналитической отчетности |
Формирование регламентированных форм отчетов |
Формирование дополнительных аналитических отчетов. Формирование информационных панелей контроля для различных групп пользователей |
Предоставление пользователям возможности самостоятельно конструировать необходимые отчеты |
- |
Модуль управления изменениями |
|
Формирование запросов на изменения, настройка цепочек согласования запросов |
|
- |
Модуль хранения проектных документов и ведения базы знаний по проектам |
Хранение и печать проектных документов. Архивирование результатов проектов |
|
Совместная работа с документами, версионность, интеграция с системой электронного документооборота |
Технические и обеспечивающие модули
| ||||
- |
Модуль администрирования |
Создание пользователей и назначение прав доступа, ведение справочников, настройка рассылок и оповещений |
|
|
- |
Модуль журналирования действий |
Фиксация всех действий, выполняемых пользователями в ИСУП и автоматических действий ИСУП. Просмотр журнала. |
|
|
- |
Модуль нотификации |
|
Формирование и рассылка извещений |
|
- |
Модуль интеграции со смежными информационными системами |
|
|
Интеграция с ключевыми системами (СЭД, интранет-портал, бухгалтерия) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.