Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2014 г. N 73-АПГ14-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ермолаевой Л.Е. о признании недействующим постановления Правительства Республики Бурятия от 15 июля 2013 г. N 378 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2013 г. N 332 "Об утверждении республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013 - 2015 годах" в части, в какой исключена возможность переселения граждан из аварийного жилья путём выкупа у собственников жилых помещений,
по апелляционной жалобе Ермолаевой Л.E. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 17 декабря 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Правительства Республики Бурятия по доверенности Халтакшиновой В.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. об отмене решения суда, как незаконного, и принятии нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2013 г. N 332, опубликованным в официальном печатном издании - газете "Бурятия", 2013 г., N 71, утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013 - 2015 годах" (далее - Республиканская программа).
Основными направлениями реализации Республиканской программой является строительство малоэтажных домов, покупка жилья у застройщиков малоэтажных домов для нужд переселения из аварийных жилых домов и выкуп жилых помещений у собственников.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Основными направлениями реализации Республиканской программой" имеется в виду "Основными направлениями реализации Республиканской программы"
Источниками финансирования названной Программы являются финансовая поддержка Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, долевое финансирование из республиканского бюджета и долевое финансирование из местных бюджетов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 июля 2013 г. N 378 (далее - Постановление Правительства Республики Бурятия N 378), опубликованным в официальном печатном издании - газете "Бурятия", 2013 г., N 81, в постановление Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2013 г. N 332 "Об утверждении республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013 - 2015 годах" внесены изменения, которыми исключены из содержания названной региональной программы положения, предусматривающие возможность реализации программы путём выкупа жилья у собственников, проживающих в аварийном жилье.
Ермолаева Л.Е., являясь собственником жилого помещения, включённого в региональный реестр аварийного жилья, обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Республики Бурятия N 378 в той части, в какой исключена возможность реализации адресной программы путём выкупа жилья у собственников.
В обоснование требований заявитель ссылалась на то, что оспариваемым постановлением нарушено её право выбора способа переселения из аварийного жилья, предоставленное жилищным законодательством.
Кроме этого, по мнению заявителя, оспариваемый региональный нормативный правовой акт не соответствует требованиям Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 17 декабря 2013 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Ермолаевой Л.E. ставится вопрос об отмене судебного постановления, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Ермловаева Л.Е. не явились. Заявитель ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление принято Правительством Республики Бурятия в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем, и положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
При этом суд исходил из того, что Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) предусматривает переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного строительства исключительно путём предоставления органами местного самоуправления жилых помещений во вновь возведённых малоэтажных домах, исключая возможность переселения путём выкупа жилья у собственника.
Судебная коллегия находит данный вывод суда неправильным, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Федеральный закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и её деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания статей 3, 4, 14 поименованного выше Закона следует, что для реализации предусмотренных данным законом целей создаётся государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), который в том числе, рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 указанного Закона.
При этом такие программы с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на реализацию которых с 1 января 2011 г. до 31 декабря 2015 г. предоставлена финансовая поддержка за счёт средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой финансовой поддержки (часть 11 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Из системного анализа положений частей 2, 2.1, 6, 10 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ усматривается, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе, с учётом необходимости развития малоэтажного строительства, должна содержать обоснование объёма средств с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемый размер выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемый в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 20.5 Федерального закона N 185-ФЗ, регламентируя вопросы предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, указывает в пункте 1, что такая поддержка предоставляется Фондом на условиях, установленных этой же статьёй.
Как следует из предписаний, содержащихся в частях 3 и 5 названной статьи, финансовая поддержка предоставляется только на финансирование строительства малоэтажных домов или приобретение жилых помещений в таких домах у застройщика, если в субъекте Российской Федерации принята соответствующая региональная адресная программа и выполнены условия предоставления финансовой поддержки за счёт Фонда, предусмотренные пунктами 9.3 - 9.5, 9.8, 9.10 и 12 части 1 статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ.
Приведённые правовые нормы Федерального закона N 185-ФЗ во взаимосвязи между собой свидетельствуют о том, что указание в части шестой статьи 20.5 названного федерального закона на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путём предоставления органами местного самоуправления жилых помещений в домах, определённых в части 3 этой же статьи, а также на недопустимость иных способов переселения из аварийного жилищного фонда в соответствии с главой 6.2 ("Особенности предоставления финансовой поддержки за счёт средств фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства") направлено на исключение расходования средств, поступивших их Фонда в качестве финансовой поддержки, на иные цели, кроме финансирования строительства малоэтажных домов или приобретения жилых помещений в таких домах у застройщика.
Вместе с тем, данные правовые предписания не могут являться препятствием для использования на переселение граждан - собственников жилых помещений путём их выкупа денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, являющихся также источниками финансирования территориальной программы о переселении граждан из аварийного жилого фонда, поскольку предоставление финансовой поддержки в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ в рамках территориальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в таких домах, их прав с учётом положений жилищного законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "путём их выкупа денежных средств" имеется в виду "путём выкупа их денежных средств"
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации указывает и Федеральный закон N 185-ФЗ (статьи 2, 14, 16).
Правомерность такого суждения подтверждается также и содержанием части 6 статьи 20.5 названного закона, которая прежде всего отсылает к части 3 статьи 16 этого же закона, предписывающей осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством, то есть не исключает применение статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если речь идёт о переселении из аварийного фонда собственника жилого помещения.
Право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (части 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
В развитие приведённых конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения как путём заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещении другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену, так и путём заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение в случае переселения из аварийного жилого дома.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия по административным делам приходит к выводу, что Правительство Республики Бурятия, внося изменения в территориальную программу переселения граждан из аварийного жилья, в нарушение требований жилищного законодательства необоснованно исключило положение о возможности заключения с собственником жилья соглашения о выкупе изымаемого жилого помещения за счёт республиканского или местных бюджетов.
При таком положении утверждение Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о необходимости принятия Постановления Правительства Республики Бурятия N 378 (в части исключения возможности переселения граждан из аварийного жилья путём выкупа у собственников жилых помещений) в целях приведения республиканской программы в соответствие с федеральным законодательством, а также вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований основаны на неверном толковании и применении норм материального права, следовательно, решение суда является незаконным и подлежит отмене.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах Постановление Правительства Республики Бурятия N 378 в той части, в какой исключена возможность переселения граждан из аварийного жилья путём выкупа у собственников жилых помещений, подлежит признанию не действующим с момента вступления в силу настоящего определения.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 17 декабря 2013 г. отменить и вынести новое решение, которым заявление Ермолаевой Лидии Ефимовны удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления в законную силу настоящего определения постановление Правительства Республики Бурятия от 15 июля 2013 г. N 378 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2013 г. N 332 "Об утверждении республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013 - 2015 годах" в той мере, в какой не допускается заключение с собственником жилья соглашения о выкупе изымаемого жилого помещения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2014 г. N 73-АПГ14-5
Текст определения официально опубликован не был