Наименование изменено с 10 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 28 марта 2019 г. N 350
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 318
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"
5 октября 2016 г., 31 марта 2017 г., 30 марта 2018 г., 28 марта 2019 г., 31 марта 2020 г., 31 марта, 18 октября 2021 г., 18 июня 2025 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
Пункт 1 изменен с 10 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 28 марта 2019 г. N 350
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства".
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2593-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 124).
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
15 апреля 2014 г. N 318
Государственная программа изменена с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства России от 18 октября 2021 г. N 1769
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 318
Государственная программа Российской Федерации
"Развитие лесного хозяйства"
5 октября 2016 г., 31 марта 2017 г., 30 марта 2018 г., 28 марта 2019 г., 31 марта 2020 г., 31 марта, 18 октября 2021 г., 18 июня 2025 г.
Приоритеты и цели
государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"
Раздел 1 изменен с 27 июня 2025 г. - Постановление Правительства России от 18 июня 2025 г. N 918
1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства Российской Федерации
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
По итогам 2024 года в сфере лесного хозяйства отмечаются:
увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 157,91 процента в связи с увеличением в 2024 году объемов лесовосстановления и лесоразведения до 1501,9 тыс. гектаров и отсутствием роста площадей рубки и погибших лесных насаждений в 2021 году. В настоящее время запланирован и реализуется комплекс мероприятий по сохранению значения этого показателя на уровне не ниже 100 процентов;
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины до уровня 26,8 процента в связи с достижением фактического объема заготовки древесины 193,5 млн. куб. метров, а также принятыми мерами государственной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса;
снижение на 1,7 млн. гектаров от установленного планового значения площади лесных пожаров на землях лесного фонда (8255576,9 гектара) благодаря увеличению финансирования на охрану лесов от пожаров, что позволило увеличить кратность наземного и авиационного патрулирования, привлекаемые силы и средства, в том числе воздушные силы, территорию покрытия системами видеонаблюдения, осуществить закупку новой лесопожарной техники;
снижение ущерба лесным насаждениям от лесных пожаров до 10,6 млрд. рублей за счет выполнения профилактических противопожарных мероприятий, а также своевременного обнаружения лесных пожаров и их тушения на малых площадях;
обеспечение поглощения лесами углерода до уровня 1144,8 млн. тонн благодаря реализации комплекса мер, предусмотренных интенсивным сценарием Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;
снижение площади погибших лесных насаждений по сравнению с 2023 годом до уровня 65,18 тыс. гектаров в связи с сокращением площадей верховых пожаров, являющихся основной причиной гибели лесных насаждений.
В 2024 году достигнуты следующие результаты:
обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (комплексов мониторинга с беспилотными летательными аппаратами), а также технологии тушения лесных пожаров (выполнение взрывных работ, осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков);
увеличена доля площади, на которой проведены мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, к площади очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, до уровня 33,9 процента;
обеспечено проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 109063,7 тыс. гектаров (план - 109000 тыс. гектаров);
увеличена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства до уровня 48,5 процента (план - 36,4 процента);
обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, включая особо охраняемые природные территории;
осуществлен контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (в рамках государственного задания). Проведены в установленные сроки проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, рассмотрены и согласованы сводные планы тушения лесных пожаров;
обеспечено выполнение мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях локализации и ликвидации лесного пожара (в рамках государственного задания);
снижено количество нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам и находящимся в них природным объектам, до 16,7 тыс. единиц (план - 28,5 тыс. единиц);
увеличен объем семян с улучшенными наследственными свойствами до 9,23 тонны (план - 3,72 тонны);
выращен посадочный материал в количестве 886,8 млн. штук, в том числе с закрытой корневой системой - 229,5 млн. штук;
актуализированы данные по фонду лесовосстановления с использованием результатов дешифровки материалов дистанционного зондирования Земли;
осуществлены мероприятия, предусмотренные в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны;
обеспечено отношение количества высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году к количеству таких мест в 2011 году на уровне 121,7 процента.
Наиболее значимыми факторами недостижения показателей настоящей Программы в 2024 году являются:
вовлечение в обслуживаемую зону все больше труднодоступных и удаленных территорий, которое позволит организовать оперативную доставку достаточных сил и средств пожаротушения авиационными методами для тушения лесных пожаров в первые сутки на данных участках;
лесорастительные и географические условия (сложный рельеф местности (крутизна склона горы), высота над уровнем моря) не позволяют оперативно ликвидировать возгорания в первые сутки;
аномальные погодные условия, почвенно-климатические факторы (засуха, наводнения).
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
В основополагающих документах развития лесного комплекса Российской Федерации определены цели и задачи государственной политики и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р (далее - Стратегия), определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса Российской Федерации:
отсутствие достоверных актуальных сведений об имеющихся лесных ресурсах;
отсутствие зонирования территории лесного фонда Российской Федерации по интенсивности ведения лесного хозяйства;
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
недостаточный уход на уже вовлеченных в эксплуатацию лесах, который не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины, что, в свою очередь, ограничивает возможности увеличения объемов заготовки древесины;
недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь достаточных при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, что требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой (экстенсивная модель лесопользования);
недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил. Устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, наблюдаемая в последние десятилетия, носит выраженную цикличность и коррелирует с динамикой погодных и климатических условий. Совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство. На эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров отрицательно сказывается недостаточная численность работников парашютно-десантной пожарной службы учреждений по авиационной охране лесов и воздушных судов, а также лесных пожарных и технических работников (водители, трактористы) лесопожарных станций;
низкое качество выполнения работ по защите лесов, которое приводит к высокому социальному напряжению в связи с необоснованным назначением санитарно-оздоровительных мероприятий и несвоевременным проведением мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов;
необходимость совершенствования отдельных норм предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о лесных ресурсах;
сложность и длительность административных процедур, процедур принятия решений, в том числе в отношении крупных проектов по переработке лесного сырья, а также наличие конфликтов, связанных с ужесточением экологических ограничений при освоении лесов;
низкая степень использования сырья, ухудшающая экономику отрасли. Отсутствие в зоне транспортной доступности значительной части фактически осваиваемых и перспективных к освоению лесных ресурсов предприятий - потребителей низкокачественной древесины, что во многих случаях приводит к фактической потере значительной части заготавливаемых ресурсов и увеличению за счет этого конечной себестоимости (снижению конкурентоспособности) заготовленного леса;
низкая инвестиционная привлекательность, обусловленная страновыми и макроэкономическими рисками, высокой стоимостью привлечения капитала, большими капитальными затратами и сроками строительства (что связано как с объективными климатическими особенностями, так и с избыточным регулированием в сферах капитального строительства, промышленной безопасности и экологии) и дефицитом инфраструктуры;
недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения (около четверти специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования, что вызвано низким уровнем оплаты труда, а также низким престижем лесных профессий).
С учетом указанных проблем и системы целеполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р (далее - Основы государственной политики), Стратегия направлена на достижение целей в области лесного хозяйства и лесной промышленности.
В области лесного хозяйства целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов, что достигается решением следующих задач:
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.
Государственная политика в сфере реализации настоящей Программы в соответствии с Основами государственной политики и Стратегией основывается на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном комплексе.
Целями настоящей Программы являются:
обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов объема вырубленных и погибших лесов;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации.
В целях эффективной реализации программно-целевого метода управления на всех уровнях лесоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются принятие и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, охватывающих в полной мере все ключевые направления деятельности в области лесных отношений с учетом региональной специфики.
Государственные программы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений должны соотноситься с общегосударственной системой целей, задач, целевых показателей (индикаторов) и рисков.
В перспективе указанный подход должен отразиться на региональном уровне в виде установления взаимосвязи между государственными программами субъектов Российской Федерации и муниципальными программами в части вопросов взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти.
Приоритетным является направление охраны лесов в части планирования и проведения совместных и (или) взаимосвязанных (согласованных) мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии региона, а также объектам экономики.
Также важным является обязательное отражение в государственных программах субъектов Российской Федерации всех источников финансирования по аналогии с настоящей Программой.
Заключение долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд в целях реализации основных мероприятий настоящей Программы не планируется.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
В рамках настоящей Программы предусматривается решение следующих задач:
повышение эффективности управления лесным сектором;
повышение доходности бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов и совершенствование системы финансирования лесного хозяйства;
интенсификация использования и воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от нелегальных рубок;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
сохранение экологического потенциала лесов;
повышение ответственности лиц, использующих леса, за многоцелевое, рациональное, непрерывное и неистощительное использование лесов;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;
развитие международного сотрудничества и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства;
формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.
Способом эффективного решения задач настоящей Программы является своевременное и полноценное обеспечение достижения ожидаемых эффектов в рамках ее структурных элементов по направлениям (подпрограммам) "Охрана и защита лесов", "Воспроизводство лесов" и "Использование лесов и актуализация данных о лесах", обеспечивающим достижение показателей (индикаторов) Программы и ее структурных элементов.
Раздел 4 изменен с 27 июня 2025 г. - Постановление Правительства России от 18 июня 2025 г. N 918
4. Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена национальная цель "Экологическое благополучие", для достижения которой установлен показатель "Сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках".
В ходе реализации настоящей Программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение биосферной роли лесов Российской Федерации и биологического разнообразия;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, жизнь и деятельность которых связаны с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации.
Раздел 5 изменен с 27 июня 2025 г. - Постановление Правительства России от 18 июня 2025 г. N 918
5. Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий Российской Федерации
К приоритетным территориям Российской Федерации относятся Арктическая зона Российской Федерации, Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Донецкая Народная Республика, Республика Крым, Луганская Народная Республика, Запорожская область, Калининградская область, Херсонская область и г. Севастополь.
На территориях субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным территориям Российской Федерации, осуществляется реализация основных мероприятий настоящей Программы, направленных на сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.
Указанные мероприятия направлены на решение задач реализации настоящей Программы, а также на достижение показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным территориям Российской Федерации, и включают в себя:
повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения;
повышение эффективности проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и ликвидации очагов вредных организмов;
проведение мероприятий лесоустройства, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков;
организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование;
осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора);
осуществление федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними;
осуществление лесной охраны;
создание новых и развитие действующих объектов лесного семеноводства;
создание новых и модернизация существующих питомнических хозяйств;
осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов;
проведение мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров лесного хозяйства, направленных на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики;
проведение мероприятий по увеличению площади лесовосстановления;
проведение мероприятий по формированию запаса лесных семян для лесовосстановления;
оснащение учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации специализированной техникой и оборудованием.
Заново утверждена федеральная госпрограмма "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 гг.
Программа включает в себя 4 подпрограммы: охрана и защита лесов; обеспечение использования лесов; воспроизводство лесов; обеспечение реализации Программы.
Общий объем ассигнований федерального бюджета составляет 261 924 235,1 тыс. руб.
Предусматриваются 3 этапа: 2013-2014 гг., 2015-2017 гг., 2018-2020 гг.
Планируются сохранение лесистости территории России на уровне 46,6%, сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,54% общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда. Ожидаются сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, повышение объема платежей в бюджет от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, увеличение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины.
Распоряжение об утверждении прежней программы признано утратившим силу.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть II) ст. 2164
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 18 июня 2025 г. N 918
Изменения вступают в силу с 27 июня 2025 г.
Постановление Правительства РФ от 18 октября 2021 г. N 1769
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. N 511
Изменения вступают в силу с 16 апреля 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 393
Изменения вступают в силу с 15 апреля 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2019 г. N 350
Изменения вступают в силу с 10 апреля 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. N 370
Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 399
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 5 октября 2016 г. N 1000
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления