Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 марта 2014 г. N А40-6861/2014
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2014 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д. (шифр судьи 130-44)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишиным Ю.С.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ООО "Сила света"
к Федеральной антимонопольной службе, Администрации Находкинского городского округа, ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
о признании незаконным решения от 24.10.2013 по делу К-1828/13 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов; недействительным муниципального контракта N 0120300010213000459-0060336-01 от 11.11.2013, заключенного по результатам размещения заказа, размещённого на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) под N 0120300010213000459, и применении последствия недействительности сделки по данному муниципальному контракту;
обязании ФАС России возместить причиненный обществу вред в размере 192 089 руб., компенсировать расходы, понесенные в процессе судебного разбирательства, а также определении меры дисциплинарной ответственности должностным лицам ФАС России и вынесении частных определений в адрес представителя нанимателя этих должностных лиц для назначения выбранной меры ответственности при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчиков: ФАС России - Шаровой К.К. по дов. От 23.07.2013 N ИА/28645/13 Администрации Находкинского городского округа, ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" - не явились, извещены
Установил:
ООО "Сила света" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе, Администрации Находкинского городского округа, ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" о признании незаконным решения от 24.10.2013 по делу К-1828/13 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов; недействительным муниципального контракта N 0120300010213000459-0060336-01 от 11.11.2013, заключенного по результатам размещения заказа, размещённого на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) под N 0120300010213000459, и применении последствия недействительности сделки по данному муниципальному контракту; обязании ФАС России возместить причиненный обществу вред в размере 192 089 руб., компенсировать расходы, понесенные в процессе судебного разбирательства, а также определении меры дисциплинарной ответственности должностным лицам ФАС России и вынесении частных определений в адрес представителя нанимателя этих должностных лиц для назначения выбранной меры ответственности.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что первая часть заявки содержала все требования, указанные в законе, при этом требования указанные в аукционной документации, выставлены заказчиком неправомерно. При этом оспариваемым решением не была дана оценка правильности принятого решения аукционной документации по заявке. Также ссылается на то, что признание нарушений, допущенных при размещении заказ, влечет признание недействительным торгов и сделки, заключенной по результатам таких торгов, а также применение последствий недействительности сделки. При этом полагает, что исполнение контракта не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, необоснованный отказ антимонопольного органа, по мнению заявителя, повлек вред обществу в размере сметной прибыли по контракту.
В судебном заседании, представитель ответчика - ФАС России, возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что решение вынесено с соблюдением норм действующего законодательства. Указал, что заявка не соответствовала требованиям аукционной документации.
ООО "Сила света", Администрация Находкинского городского округа, ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", извещенные в соответствии со ст. 123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в порядке ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзывов на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого решения заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, 11.09.2013 на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru Администрацией Находкинского городского округа размещен заказ N 0120300010213000459 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по обустройству участков дорог наружным освещением на территории Находкинского городского округа.
18 октября 2013 года аукционной комиссией был подписан протокол N 0120300010213000459-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе, который опубликован на площадке Сбербанк -ACT
При рассмотрении первых частей заявок комиссия отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа, подавшему заявку N 5928547, которая была подана ООО "Сила света".
Впоследствии, аукционной комиссией подписан протокол от 18.10.2013 N 0120300010213000459-2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по обустройству участков дорог наружным освещением на территории Находкинского городского округа" (N извещения 0120300010213000459), согласно которому открытый аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен с единственным участником аукциона - ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ".
21.10.2013 ООО "Сила света" обратилось в ФАС России с жалобой на действия Заказчика - аукционной комиссии по неправомерному отказу в допуске к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Решением Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов от 24.10.2013 по делу N К-1828/13 жалоба ООО "Сила света" признана необоснованной (п. 1), довод заявителя о том, что положения документации об Аукционе не соответствуют требованиям Закона о размещении заказов не рассмотрены в соответствии с частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов (п. 2), в действиях Заказчика признаны нарушения п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов (п. 4). При этом в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат размещения заказа предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов заказчику не выдано (п. 5).
В силу ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Согласно ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: непредставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, аукционная комиссия, в силу требований ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, отказывает в допуске к участию в Аукционе участникам размещения заказов, в случае, если поданные ими заявки не содержат сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений, а так же в случае, если, представленные участником размещения заказа в составе первой части заявки характеристики, предлагаемых к использованию материалов не соответствуют требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно пункту 3.2.2 "Общие условия проведения Аукциона" документации об Аукционе, "первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения (конкретизированный перечень сведений и документов для 1 части заявки на участие в данном аукционе установлены в Информационной карте ДоАЭФ)".
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, содержащейся в Информационной карте документации об Аукционе, Заказчиком установлено, в том числе: "первая часть заявки должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных ДОАЭФ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям установленным ДОАЭФ, и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара".
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 18.10.2013 N 0120300010213000459-1 ООО "Сила света" отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку в составе заявки представлено согласие на выполнение работ без указания конкретных показателей используемого товара.
При этом согласно представленным материалам аукциона заявка ООО "Сила света" на участие в Аукционе содержит исключительно согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями документации об Аукционе, при этом отсутствуют конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Документации об Аукционе, что не соответствует Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе, а также требованию подпункта "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Таким образом, выявив указанные несоответствия, Аукционная комиссия правомерно отклонила такую заявку как не отвечающую требованиям аукционной документации и действующему нормативно-правовому регулированию.
Довод заявителя о том, что первая часть заявки на участие в Аукционе была сформирована в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, не может быть принят.
Согласно подпункту "а" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе Заказчиком в соответствии с подпунктом "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе, в том числе, "конкретных показатели используемого товара, соответствующие значениям установленным ДОАЭФ, и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара".
Таким образом, первая часть заявки на участие в Аукционе должна была содержать помимо согласия на выполнение работ в соответствии с положениями документации об Аукционе, конкретные показатели используемого товара согласно подпункту "б" п. 3 ч. 4 ст. и 41.8# Закона о размещении заказов.
При этом, в силу ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Учитывая, что участником размещения заказа ООО "Сила света" жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме подана после срока подачи заявок на участие, Комиссией ФАС России правомерно не рассмотрены доводы заявителя о том, что положения документации об Аукционе не соответствуют требованиям Закона о размещении заказов.
Также в результате осуществления Комиссией ФАС России внеплановой проверки в соответствии с частями 4-6 статьи 17 Закона о размещении заказов было вынесено решение от 24.10.2013 N К-1828/13 о том, что в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, согласно части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате рассмотрения жалобы на действие (бездействие) заказчика нарушений законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об аннулировании торгов либо обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
На обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказа направлены и положения статьи 60 Закона о размещении заказов, согласно которой по результатам рассмотрения жалобы уполномоченные органы принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
Однако в соответствии с пунктом 3.37 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия ФАС России вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.
В этой связи, вынесение обязательного для исполнения заказчиком предписания является правом, а не обязанностью контролирующего органа в сфере размещения заказов.
Поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат размещения заказа предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов правомерно заказчику не выдано.
Таким образом, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе, представленные заявителем, суд приходит к выводу об обоснованности признания заявки общества не соответствующей требованиям аукционной документации.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией заявка ООО "Сила света" правомерно признана несоответствующей требованиям документации, в связи с чем решение ФАС России от 24.10.2013 по делу К-1828/13 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов, вынесено в соответствии с Законом о размещении заказов.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая указанные обстоятельства, требования заявителя о признании недействительным муниципального контракта N 0120300010213000459-0060336-01 от 11.11.2013, заключенного по результатам размещения заказа, размещённого на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) под N 0120300010213000459, и применении последствия недействительности сделки по данному муниципальному контракту; обязании ФАС России возместить причиненный обществу вред в размере 192 089 руб. и компенсировать расходы, понесенные ООО "Сила света" в процессе судебного разбирательства; определении меры дисциплинарной ответственности должностным лицам ФАС России и вынесении частных определений в адрес представителя нанимателя этих должностных лиц для назначения выбранной меры ответственности, удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Комиссии ФАС России от 24.10.2013 по делу К-1828/13 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов; недействительным муниципального контракта N 0120300010213000459-0060336-01 от 11.11.2013, заключенного по результатам размещения заказа, размещённого на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) под N 0120300010213000459, и применении последствия недействительности сделки по данному муниципальному контракту; обязании ФАС России возместить причиненный обществу вред в размере 192 089 руб. и компенсировать расходы, понесенные ООО "Сила света" в процессе судебного разбирательства; определении меры дисциплинарной ответственности должностным лицам ФАС России и вынесении частных определений в адрес представителя нанимателя этих должностных лиц для назначения выбранной меры ответственности - отказать.
Проверено на соответствие ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Сила света" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья |
В.Д. Поздняков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 марта 2014 г. N А40-6861/2014
Текст решения официально опубликован не был