См. комментарий к настоящему письму
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения положений статей 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Кодекса порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 7 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (далее - Порядок), участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление Требований о представлении документов, Истребуемых документов и технологических электронных документов.
Пунктом 12 Порядка установлено, что Требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Таким образом, в случае если сопроводительное сообщение с требованием о представлении документов (информации) направленное налогоплательщику в электронном виде, в силу каких-либо причин фактически не открыто и не прочитано налогоплательщиком, и соответственно, квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, требование о представлении документов (информации) не может считаться полученным налогоплательщиком, и налоговый орган в соответствии с пунктом 19 Порядка направляет требование о представлении документов (информации) налогоплательщику в бумажном виде.
При этом ФНС России обращает внимание на то, что Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" в Кодекс внесены вступающие в силу с 01.01.2015 следующие изменения:
- статья 23 Кодекса дополнена пунктом 5.1, согласно которому лица, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
- пункт 3 статьи 76 Кодекса изложен в следующей редакции:
"3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:
1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;
2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.".
Таким образом, с 01.01.2015 в случае нарушения налогоплательщиком положений Кодекса и Порядка в части уклонения от обязанности получения требования о представлении документов (информации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налоговые органы будут вправе инициировать процедуру приостановления операций налогоплательщика по его счетам в банке.
Действительный |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок направления налоговым органом требования о представлении документов и их подачи в электронной форме по ТКС устанавливается ФНС России. Так, требование считается полученным налогоплательщиком, если в инспекцию поступила квитанция о его приеме, подписанная ЭЦП плательщика.
По мнению ФНС России, если электронное письмо с указанным требованием фактически не открыто и не прочитано налогоплательщиком и квитанция о приеме не сформирована и не направлена в налоговый орган, требование признается неполученным. В таком случае инспекция направляет налогоплательщику требование в бумажном виде.
Обращается внимание на следующее. С 1 января 2015 г. вступают в силу поправки в НК РФ, согласно которым организация, представляющая электронную налоговую декларацию (расчет), должна обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При этом она обязана передать инспекции квитанцию о приеме таких документов в течение 6 дней со дня их отправки. Если эта обязанность не исполнена в течение 10 дней со дня истечения срока для направления квитанции, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке.
Письмо Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2014 г. N ЕД-4-2/2553 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2014 г., N 7