Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 48-АПГ14-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании в части приложения 2 к Порядку осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области, утверждённому постановлением правительства Челябинской области от 19 сентября 2013 г. N 283-П, по апелляционному представлению прокурора на решение Челябинского областного суда от 31 января 2014 г., которым прокурору отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.B., объяснения представителя правительства Челябинской области Алёшкиной О.А., возражавшей против отмены решения суда, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
пунктом 1 постановления правительства Челябинской области от 19 сентября 2013 г. N 283-П утверждён Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области (далее - Порядок), официально опубликованный в газете "Южноуральская панорама", 2013 г., 9 октября, N 152 (спецвыпуск N 35).
В приложении 2 к Порядку приведён перечень должностных лиц Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, являющихся государственными жилищными инспекторами (далее - Перечень).
Пунктами 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 16, 18, 19, 21 Перечня в числе таких лиц названы государственные инспекторы и старшие инспекторы.
Прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими этих пунктов Перечня, полагая, что они противоречат ст. 13, ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 62 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Государственные инспекторы и старшие инспекторы, не являясь государственными гражданскими служащими, неправомерно наделены полномочиями по реализации функций органа государственной власти и полномочиями государственных жилищных инспекторов, закрепленными в ч. 5 ст. 20 ЖК РФ.
Челябинским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционном представлении прокурор Челябинской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда не подлежит отмене.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что рассматриваемые нормы приняты высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Указанный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Жилищное законодательство согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти в указанной сфере закреплено Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и ЖК РФ.
На основании подп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Аналогичное правовое регулирование отражено в п. 8.1 ст. 13 ЖК РФ.
Под государственным жилищным надзором согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учёта используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖКРФ).
Согласно ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) с учётом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных ч.ч. 4.1 и 4.2 указанной статьи.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ определение перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), также отнесено к полномочиям высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре".
На основании п. 4 названного положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований, предусмотренных этим же положением.
Согласно подп. "г" п. 5 Положения порядок осуществления государственного жилищного надзора в том числе включает перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия.
В силу п. 7 Положения жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст.ст. 15-18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия по региональному государственному жилищному надзору, определяя перечень должностных лиц органов государственного жилищного надзора и круг обязанностей этих лиц в соответствии с административным регламентом и должностными инструкциями.
Судом установлено, что согласно Положению, утверждённому постановлением губернатора Челябинской области от 9 августа 2004 г. N 408 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области", названное министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным в сфере регионального государственного жилищного надзора. В целях осуществления возложенных задач в структуре данного министерства создано управление "Государственная жилищная инспекция", которое непосредственно осуществляет жилищный надзор на территории Челябинской области, а должностные лица указанного управления являются должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление государственного жилищного надзора.
Сравнительный анализ рассматриваемых положений регионального акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемое регулирование принято правительством Челябинской области с соблюдением полномочий и согласуется с актами большей юридической силы.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не имеет оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционного представления прокурора.
То обстоятельство, что главные инспекторы и старшие инспекторы не поименованы в реестре должностей государственной службы Челябинской области, само по себе не свидетельствует о неправомерности их включения в перечень должностных лиц, ведающих вопросами государственного контроля в указанной выше области.
Ссылки прокурора на противоречие оспариваемого акта ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", в которой приведено определение государственной гражданской службы и ст.ст. 7.1, 8, 8.1, 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", регламентирующим, что запреты и ограничения установлены не для всех должностей государственной или муниципальной службы, а лишь для должностей, включённых в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверялись судом и по мотивам, приведённым в решении, отвергнуты, как несостоятельные.
Несогласие с правовой оценкой суда, выраженной в судебном постановлении, не предусмотрено ст. 330 ГПК РФ в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Как правильно отмечено судом в решении, в силу п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" в государственном органе субъекта Российской Федерации, каковым по данному делу является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 31 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 48-АПГ14-4
Текст определения официально опубликован не был