Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 43-АПГ14-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И., Горчаковой Е.В.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 января 2014 года, которым удовлетворено заявление ООО "Россавто" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
24 ноября 2008 г. Правительством Удмуртской Республики принято постановление N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", которое официально опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" 24 декабря 2008 г., N 232.
Пунктом 1 указанного постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. (приложение 1).
Так, согласно приложению 1 к постановлению под пунктом 3346 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:010170:0012, кадастровая стоимость которого составляет 4195872,88 руб.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 (далее - Постановление) внесены изменения в приложение 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010170:0012 стала составлять 10389062,32 руб.
Пунктом 4 данного Постановления установлено, что настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
ООО "Россавто", являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:010170:0012, площадью 6824 кв.м., расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Студенческая, 2 в Октябрьском районе, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 в отношении подпункта 10 пункта 1 в части замены цифр "4195872,88" на цифры "10389062,32" раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г.".
По мнению заявителя, оспариваемый акт нарушает его права, поскольку принят с нарушением процедуры государственной кадастровой оценки земли и утверждения её результатов.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 января 2014 года заявление ООО "Россавто" удовлетворено, признано недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифры "4195872,88" на цифры "10389062,32" раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г.".
В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
Как усматривается из оспариваемого постановления, оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Между тем, орган кадастрового учёта соответствующего решения не принимал, заинтересованным лицам его не направлял.
Разрешая заявление, суд установил, что основанием для внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 явилась пояснительная записка, в которой отсутствуют обоснование выявленной ошибки, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чём состоит необходимость исправления ошибки, в связи с чем пришёл к правильному выводу о том, что пояснительную записку как документ, не отвечающий требованиям части 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки.
Поскольку иных, кроме пояснительной записки, доказательств того, что при определении кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка допущена ошибка, не представлено и новые расчёты кадастровой стоимости земельного участка не производились в установленном порядке, следует согласиться с выводом суда о произвольном изменении результатов государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указанные обстоятельства в апелляционной жалобе Правительством Удмуртской Республики фактически не оспариваются.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 43-АПГ14-5
Текст определения официально опубликован не был