Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2014 г. N 11-АПГ14-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан и апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2014 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Республики Татарстан о признании недействующими отдельных норм Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 г. N 542.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда отменить в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
17 декабря 2004 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 542 "Об утверждении положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" (далее - Постановление), первоначальный текст которого опубликован в изданиях "Республика Татарстан" 21 декабря 2004 г., N 253, "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 12 января 2005 г., N 1-2, ст. 0018.
Пунктом 1 Постановления утверждено Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения для получения ежемесячной денежной выплаты граждане, указанные в пункте 6 Положения, или их доверенные лица (далее - заявители) представляют в филиал "Центра" по месту постоянной регистрации: пенсионное удостоверение, за исключением реабилитированных граждан и граждан, пострадавших от политических репрессий (подпункт "г"); справку управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе (районе) Республики Татарстан в случае отказа от получения ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством (подпункт "е").
Пунктом 22 Положения установлено, что лицо, обратившееся за ежемесячным пособием на ребенка, представляет: справку филиала "Центра" по месту жительства другого родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка (абзац 4); справку с места жительства о составе семьи ребенка и совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) (абзац 6). Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), дополнительно представляется справка из органов управления образования о неполучении денежного содержания на ребенка (абзац 10).
В соответствии с пунктом 23 Положения, лицо, обратившееся за получением ежемесячного пособия на ребенка, дополнительно представляет:
а) на детей одиноких матерей - справку из органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка;
б) на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, в зависимости от оснований назначения пособий один из следующих документов:
постановление об определении задолженности по алиментам подразделения судебных приставов Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан;
справку из соответствующего учреждения о месте нахождения у них должника (отбывает наказание, находится под арестом, на принудительном лечении, направлен для прохождения судебно-медицинской экспертизы или по иным основаниям) и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решения суда;
справку из паспортно-визовой службы органов внутренних дел о выезде гражданина на постоянное жительство за границу, а также сообщение Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи;
в) на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву: справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу;
справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об обучении отца ребенка.
Пунктом 30 Положения предусмотрено, что ежемесячная субсидия на приобретение лекарственных средств назначается и выплачивается на ребенка в возрасте до 6 лет из многодетной семьи.
Для назначения и выплаты ежемесячной субсидии на приобретение лекарственных средств родителями представляется копия удостоверения многодетной матери (отца) (абзац третий пункта 32 Положения).
В силу абзаца третьего пункта 35 Положения ежемесячная субсидия на проезд назначается и выплачивается, в том числе детям из многодетных семей - учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет.
Для назначения и выплаты ежемесячной субсидии на проезд детям из многодетных семей дополнительно представляется удостоверение многодетной матери (отца) (абзац 5 пункта 37 Положения).
При обращении за назначением субсидий и пособий по месту нахождения образовательного учреждения ребенка, имеющего регистрацию по месту жительства на территории Республики Татарстан, дополнительно к документам, указанным в настоящем пункте, представляется справка из филиала Центра по месту регистрации ребенка, подтверждающая, что указанные выплаты не назначались и не выплачиваются (абзац 10 пункта 37 Положения).
Согласно абзацу пятому пункта 41 Положения для назначения и выплаты субсидии на услуги связи в филиал "Центра" по месту постоянной регистрации граждан представляется, в том числе пенсионное удостоверение.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими подпункта "г" в той части, в какой требование о предоставлении пенсионного удостоверения для назначения ежемесячной денежной выплаты распространяется на лиц, проработавших в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также на лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, награжденных государственными наградами Республики Татарстан (за исключением лиц, удостоенных ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан и лиц, удостоенных медали Республики Татарстан "За доблестный труд"), не имеющих трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, не получающих пенсии по иным основаниям либо пожизненное содержание за работу (службу), и подпункта "е" пункта 7, абзацев четвертого, шестого и десятого пункта 22, подпункта "а" пункта 23, абзацев второго, третьего и четвертого подпункта "б" пункта 23, абзацев второго и третьего подпункта "в" пункта 23, пункта 30 в части слов "из многодетной семьи", абзаца третьего пункта 32, абзаца третьего пункта 35 в части слов "из многодетной семьи", абзаца пятого пункта 37 в части обязывающей семей, имеющих трех и более детей, подтверждать статус многодетной семьи для получения субсидии, абзаца десятого пункта 37, абзаца пятого пункта 41 в той части, в какой устанавливает обязанность представлять пенсионное удостоверение лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан (за исключением лиц, удостоенных ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан и лиц, удостоенных медали Республики Татарстан "За доблестный труд") Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 г. N 542 (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела), ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2014 года заявление прокурора удовлетворено частично, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "г" пункта 7 в той части, в какой требование о предоставлении пенсионного удостоверения для назначения ежемесячной денежной выплаты распространяется на лиц, проработавших в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также на лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; подпункт "е" пункта 7; абзацы четвертый, шестой, десятый пункта 22; абзац третий подпункта "б" (в части требования о представлении справки из исправительных учреждений о нахождении у них должника и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решении суда); абзац четвертый подпункта "б" пункта 23; абзац второй подпункта "в" пункта 23; пункт 30 в той части, в какой назначение и выплата субсидии на приобретение лекарственных средств на ребенка в возрасте до 6 лет из семьи, имеющей двух и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, ставится в зависимость от подтверждения статуса многодетной семьи; абзац третий пункта 32; пункт 35 в той части, в какой назначение и выплата ежемесячной субсидии на проезд учащимся образовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования из семьи, имеющей двух и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, ставится в зависимость от подтверждения статуса многодетной семьи; абзац пятый пункта 37 в части требования о дополнительном представлении удостоверения многодетной матери (отца); абзац десятый пункта 37; абзац пятый пункта 41 в той части, в какой требование о предоставлении пенсионного удостоверения для назначения и выплаты субсидии затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну распространяется на лиц, награжденных государственными наградами Республики Татарстан (за исключением лиц, удостоенных ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан и лиц, удостоенных медали Республики Татарстан "За доблестный труд"), не имеющих трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, не получающих пенсии по иным основаниям либо пожизненное содержание за работу (службу) Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 г. N 542.
В удовлетворении остальной части требований прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурором, участвующим в деле, ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим подпункта "г" пункта 7 Положения.
В апелляционной жалобе представитель Кабинета Министров Республики Татарстан просит решение суда в части удовлетворения требований прокурора о признании недействующими абзацев третьего и четвертого подпункта "б" пункта 23 Положения в части, предусматривающей обязанность заявителя представлять справку из исправительных учреждений о нахождении у них должника (отбывает наказание, находится под арестом, на принудительном лечении, направлен для прохождения судебно-медицинской экспертизы или по иным основаниям) и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решении суда, а также абзаца второго подпункта "в" пункта 23 Положения в части требований о предоставлении справки из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу для назначения пособия на детей, отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (статья 26.3-1 приведенного Федерального закона).
Меры социальной поддержки отдельных категорий населения в Республике Татарстан установлены Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. N 63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", в частности статьями 4-8.1 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 9 указанного Закона порядок реализации статей 4-8.1 Закона устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Во исполнение предоставленных полномочий Кабинетом Министров Республики Татарстан 17 декабря 2004 г. принято постановление N 542, которым утверждено Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, отдельные положения которого оспариваются прокурором.
Подпунктом "г" пункта 7 оспариваемого Положения установлено, что для получения ежемесячной денежной выплаты граждане, указанные в пункте 6 Положения (в том числе, лица, награжденные государственными наградами Республики Татарстан, установленными Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан", пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан, учрежденными Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан", получающим пенсии по иным основаниям или получающим пожизненное содержание за работу (службу) по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), или их доверенные лица представляют в филиал Центра по месту постоянной регистрации пенсионное удостоверение.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о признания недействующим подпункта "г" пункта 7 Положения в части предусматривающей предоставление пенсионного удостоверения лицами, награжденным государственными наградами Республики Татарстан (за исключением лиц, удостоенных ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан" и лиц, удостоенных медали Республики Татарстан "За доблестный труд"), суд пришел к правильному выводу о соответствии данной нормы требованиям действующего законодательства.
Статьей 5.1 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" установлены меры социальной поддержки лиц, награжденных государственными наградами Республики Татарстан, учрежденными Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан".
Пунктом 4 приведенной статьи предусмотрено, что лицам, удостоенным государственных наград Республики Татарстан, учрежденных Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан", и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на социальную поддержку в соответствии со статьей 5.1 предоставляется по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из толкования пунктов 1-4 статьи 5.1 приведенного закона в их совокупности следует, что во всех случаях для предоставления мер социальной поддержки лицам, удостоенным государственных наград Республики Татарстан, учрежденных Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан", необходимо наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и получение пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" либо по иным основаниям в соответствии с законодательством.
Иное толкование означало бы, что при установлении правового регулирования системы социального обеспечения законодателем субъекта Российской Федерации нарушены вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы равенства и справедливой социально оправданной дифференциации среди лиц, входящих в одну категорию, то есть лиц, награжденных государственными наградами Республики Татарстан. Соответственно, при этом правомерно требование о предоставлении пенсионного удостоверения названными категориями граждан для назначения и выплаты им указанных мер социальной поддержки.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в силу пункта 1 статьи 2 которого, государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о признании недействующим абзаца третьего подпункта "б" пункта 23 Положения в части требования о представлении справки из исправительных учреждений о нахождении у них должника и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решении суда, поскольку исправительные учреждения не подпадают под действие статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и документы из них не могут быть получены в порядке межведомственного запроса. Кроме того, правомерны доводы прокурора о недопустимости завышенных требований к гражданам для предоставления им государственных услуг, в том числе и по предоставлению мер социальной поддержки.
Установленные названной нормой требования о предоставлении справки из соответствующего учреждения о месте нахождения у них должника (отбывает наказание, находится под арестом, на принудительном лечении, направлен для прохождения судебно-медицинской экспертизы или по иным основаниям) и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решения суда, для назначения пособия на ребенка, взыскание алиментов на которого невозможно, не соответствуют положениям абзаца 4 статьи 7 закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", предусматривающего назначение пособия на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, поскольку законом не установлены названные в данном абзаце Положения случаи назначения пособия.
Кабинет Министров уполномочен лишь разработать порядок реализации указанного закона, не устанавливая при этом случаи назначения пособия и не устанавливая дополнительно категории его получателей по сравнению с законом.
Законом субъекта право на указанное пособие не связано с нахождением лица, взыскание алиментов с которого невозможно, в местах отбывания наказания, под арестом, на принудительном лечении, в медицинском учреждении в связи с прохождением судебно-медицинской экспертизы. При таких обстоятельствах правомерны доводы прокурора о нарушении оспариваемой нормой требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации, запрещающего устанавливать завышенные требования для реализации принадлежащих гражданам прав, в том числе предусмотренного законом Республики Татарстан права на назначение пособия на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно. Изложенное распространяется на положения абзаца третьего подпункта "б" пункта 23
Положения в полном объеме. Поэтому Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что требования прокурора относительно данной нормы удовлетворению подлежат частично.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Действующее федеральное законодательство не предусматривает учет граждан, выезжающих на постоянное место жительство за границу, в связи с чем является правильным вывод суда об удовлетворении заявленных прокурором требований о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 23 Положения в части предоставления гражданином для получения пособия на ребенка, с родителей которого невозможно взыскание алиментов, справки из паспортно-визовой службы органов внутренних дел о выезде гражданина на постоянное жительство за границу, что согласуется с пунктом 1 части 1 статьи 7 приведенного Федерального закона.
Вместе с тем Судебная коллегия не может согласиться с суждением суда о противоречии действующему законодательству абзаца четвертого подпункта "б" пункта 23 Положения в части, предписывающей предоставление такими гражданами сообщения Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов либо подведомственных государственным и муниципальным органам организаций, участвующих в предоставлении услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 6 статьи 7 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 данной статьи не распространяются на документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Поскольку решение суда о взыскании алиментов выдается (оформляется) в ходе гражданского судопроизводства, сообщение Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи, не может быть получено вне рамок указанного судопроизводства по исполнению решения суда о взыскании алиментов, данное процессуальное действие не может быть отнесено к категории государственных услуг, и поэтому такой документ должен представляться лицом, обратившимся за получением ежемесячного пособия на ребенка. Представление его обусловлено необходимостью подтверждения факта невозможности взыскания алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит неправильным вывод суда в части признания недействующим абзаца второго подпункта "в" пункта 23 Положения, предусматривающего необходимость предоставлять справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу, поскольку в силу положений статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и под действие статьи 2 данного Федерального закона не подпадают, следовательно, не могут предоставить запрашиваемую информацию о призыве отца ребенка на военную службу на основании межведомственных запросов.
Таким образом, решение суда о признании недействующими абзаца четвертого подпункта "б" пункта 23 Положения в части предписывающей предоставление сообщения Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи и абзаца второго подпункта "в" пункта 23 Положений предусматривающего предоставлять справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу, а также решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении требований о признании недействующим части абзаца третьего подпункта "б" пункта 23 Положения, подлежит отмене.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нарушение судом в приведенной части норм материального права привело к вынесению неправильного решения, в связи с чем обжалуемое судебное постановление в части подлежит отмене.
Судебной коллегией установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 февраля 2014 г. N 80 оспариваемое Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, изложено в новой редакции.
Принимая во внимание, что оспариваемое Положение на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции действует в новой редакции, Судебная коллегия, отменяя в части решение суда первой инстанции, полагает производство в данной части по настоящему делу подлежащим прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2014 года в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими абзаца третьего подпункта "б" пункта 23 Положения; в части признания недействующими абзаца четвертого подпункта "б" пункта 23 Положения в части указывающей на предоставление сообщения Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи и абзаца второго подпункта "в" пункта 23 Положения - отменить, производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2014 г. N 11-АПГ14-2
Текст определения официально опубликован не был