Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 марта 2014 г. N 17-3/10/В-1579
Минтруд России рассмотрел обращение Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.02.2014 N НП-30-12/1623 по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), и сообщает следующее.
1. О применении результатов аттестации рабочих мест.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ. При этом для целей, определенных статьей 7 Федерального закона N 426-ФЗ, в частности, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ порядком.
Вместе с тем, необходимо учитывать следующие различия специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.
При проведении специальной оценки условий труда отнесение условий труда на рабочем месте к соответствующему классу (подклассу) условий труда осуществляется по результатам сравнения измеренных значений вредных (опасных) производственных факторов с нормами условий труда.
При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда до 01.01.2014 в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, а до 01.01.2011 в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, в дополнение к оценке соответствия условий труда нормам условий труда оцениваются также травмоопасность рабочих мест и обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.
При этом процедуры оценки соответствия условий труда нормам условий труда и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в целом идентичны.
В связи с изложенным, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда следует учитывать только класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
Одновременно, частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ) предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской: Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, дополнительные тарифы страховых взносов, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются в отношении тех рабочих мест, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), которым при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда по результатам оценки соответствия условий труда на этих рабочих местах гигиеническим нормативам присвоен вредный или опасный класс (подкласс) условий труда.
2. О документальном подтверждении результатов аттестации.
Класс (подкласс) условий труда на рабочем месте, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Учитывая вышеприведенное положение части 5 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ, если по итогам аттестации рабочему месту установлен вредный класс условий труда по результатам оценки соответствия условий труда на данном рабочем месте гигиеническим нормативам, то в отношении такого рабочего места следует применять дополнительный тариф страховых взносов, установленный частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом, по-нашему мнению, в случае отсутствия у плательщика возможности документально подтвердить степень (подкласс) вредности условий труда аттестованного рабочего места, в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, - 7,0 процента.
3. О дате, с которой применяются результаты специальной оценки условий труда.
На основании вышеприведенного положения части 5 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ, если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
Исходя из положений части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной опенки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда (от 8,0% до 0,0%) взамен установленных в упомянутых частях 1 и 2 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Таким образом, датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета.
Учитывая изложенное, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.
Статс-секретарь - |
А.Н. Пудов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о применении дополнительных страховых взносов в ПФР по результатам аттестации рабочих мест. С 1 января 2014 г. данную процедуру заменила специальная оценка по условиям труда.
Если до указанной даты была проведена аттестация, то оценка не обязательна в течение 5 лет со дня завершения первой. Причем для установления дополнительного тарифа взносов с учетом класса (подкласса) условий труда используются результаты данной аттестации.
Однако необходимо учитывать следующие особенности процедур.
В рамках специальной оценки отнесение условий труда на рабочем месте к соответствующему классу (подклассу) проводится по результатам сравнения измеренных значений вредных (опасных) производственных факторов с нормами. При аттестации учитывались также травмоопасность рабочих мест и обеспеченность средствами индивидуальной защиты. Остальные процедуры в целом идентичны.
Таким образом, при определении дополнительных тарифов взносов по результатам аттестации следует учитывать только класс (подкласс) условий труда.
Отмечено, что результаты аттестации применяются в отношении рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
Дополнительно разъяснено, как документально подтвердить результаты аттестации, с какой даты применять итоги специальной оценки условий труда.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 марта 2014 г. N 17-3/10/В-1579
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 6-19 мая 2014 г. N 17-18, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", июль 2014 г., N 19