Методические рекомендации МР 0100/3556-04-34
"Взаимодействие органов управления, учреждений и специализированных формирований при ликвидации последствий террористических актов с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом 23 декабря 2004 г.)
Дата введения - с момента утверждения
Введение
В методических рекомендациях сформулированы полномочия, обязанности и порядок взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти, служб, ведомств, руководителей учреждений и предприятий, специализированных формирований, частных лиц при возможной угрозе и совершении актов терроризма с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ и ликвидации последствий этих терактов.
Биологический террористический акт - это преднамеренное заражение среды обитания человека патогенными биологическими агентами (ПБА), которое совершается при прямом распространении возбудителей (использование специальных устройств, укладок, почты, транспортных средств и других путей и способов доставки, перемещение в местах массового сосредоточения людей носителей высококонтагиозных инфекций) или создании условий для распространения последних во внешней среде (аварии, взрывы, пожары и другие действия на объектах, имеющих биологические агенты).
Террористический акт с использованием опасных химических веществ - насильственное преступление с применением высокотоксичных веществ, создающих опасность причинения вреда здоровью или представляющих угрозу жизни людей.
Предупреждение и ликвидация последствий акта биологического и химического терроризма входят в задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Тем не менее борьба с биологическим и химическим терроризмом требует применения более широкого спектра мероприятий, чем это определено правовыми нормами для данной системы (например, поиск потенциальных источников умышленного применения биологических агентов и опасных химических веществ, работа специализированных формирований при введении ограничительных мероприятий, карантина и т.д.).
Взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:
- государственный характер политики в области противодействия терроризму;
- комплексное использование сил и средств независимо от подчиненности и форм собственности при противодействии терроризму;
- приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возможной угрозе и ликвидации последствий актов терроризма с применением биологических или химических средств;
- единые подходы к оценке санитарно-эпидемиологической обстановки, выявлению, локализации и ликвидации очагов биологического и химического терроризма;
- осмысление международного опыта и координация действий с учетом приемов и методов борьбы с биологическим и химическим терроризмом.
Необходимость взаимодействия обусловлена следующим:
- совершенствование навыков руководителей разного уровня в организации управления санитарно-эпидемиологическими и лечебно-профилактическими силами и средствами в сложной обстановке, принятие обоснованных решений в условиях ограниченного времени, проверки (уточнение) имеющихся планов медико-санитарного обеспечения населения, а также состояния привлекаемых медицинских сил и средств;
- повышение уровня готовности санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических формирований, своевременное предоставление информации о возникновении медико-санитарных последствий террористических актов и ходе их ликвидации, повышение оперативности оповещения должностных лиц органов управления, учреждений и формирований, обеспечение действенности схем оповещения и сбора специалистов персонала ЦГСЭН и ЛПУ в рабочее и нерабочее время, постоянная готовность, устойчивость связи с органами исполнительной власти, санитарно-эпидемиологическими и лечебно-профилактическими учреждениями и формированиями ведомственного подчинения;
- разработка единых подходов при составлении конкретных (частных) планов взаимодействия по оказанию медико-санитарной помощи при террористических актах, внесение соответствующих дополнений в ранее разработанные планы, которые могут использоваться органами исполнительной власти, главными управлениями МЧС по субъекту Российской Федерации, главными управлениями по чрезвычайным ситуациям субъекта Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, управлениями МЧС муниципального уровня;
- распределение обязанностей между министерствами и ведомствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов.
Координация взаимодействия осуществляется на следующих уровнях:
- федеральный уровень - Федеральная антитеррористическая комиссия во взаимодействии с правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- региональный уровень, охватывающий территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные управления МЧС;
- территориальный уровень, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации, - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Главное управление МЧС по субъекту Федерации, Главное управление по чрезвычайным ситуациям субъекта Федерации;
- местный уровень, охватывающий территорию района, города (района в городе), - КЧС органов местного самоуправления, управление МЧС муниципального уровня;
- объектовый уровень, охватывающий территорию предприятия или объекта, - объектовые КЧС.
Целью взаимодействия является эффективное использование сил и средств по ликвидации последствий террористических актов с применением биологических агентов и опасных химических веществ.
Основные задачи взаимодействия:
- разработка концептуальных основ обеспечения биологической и химической безопасности при террористических актах в мирное и военное время;
- совершенствование единой государственной стратегии противодействия терроризму с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ;
- обеспечение готовности органов управления, учреждений и специализированных формирований министерств, ведомств и местного самоуправления и объектов экономики к действиям в обстановке применения биологических агентов и опасных химических веществ;
- контроль за биологически и химически опасными объектами, разработка и реализация территориальных программ предупреждения и ликвидации терроризма;
- создание единого общегосударственного информационного пространства по вопросам противодействия биологическому и химическому терроризму, биологической и химической безопасности, подготовка кадров, аттестация формирований РСЧС на право участия в ликвидации последствий терактов с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ;
- совершенствование нормативной, правовой базы по борьбе с терроризмом с применением биологических и химических средств;
- проведение эффективных мер по укреплению материально-технической базы учреждений различной ведомственной принадлежности, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствии террористических актов с применением биологических и химических средств.
В состав системы противодействия биологическому и химическому терроризму, прогнозирования и контроля эпидемиологической (биологической) и химической обстановки входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, участвующих (согласно возложенным на них обязанностям) в наблюдении и контроле за микробным заражением и химическим загрязнением объектов окружающей среды.
Правовой нормативной и методической основой взаимодействия в борьбе с биологическим и химическим терроризмом являются документы, представленные в Приложении 1.
1. Порядок межведомственного взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти в вопросах противодействия биологическому и химическому терроризму
Классификация и характеристики биологических агентов и химических веществ, наиболее вероятных в качестве средства совершения террористических актов, изложены во внутриведомственных инструктивно-методических и нормативных документах Минздрава России (Противодействие биологическому терроризму. Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению. Под ред. академика РАМН Г.Г. Онищенко. М.: Петит-А, 2003, 301 с.; Организация медико-санитарного обеспечения при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ. Методические рекомендации. МР N 2510/13132-01-34, 2003, 36 с. и другие, см. приложение 2).
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемого или совершенного террористического акта с применением биологических и химических средств решением Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования:
- режим повседневной деятельности - при нормальной санитарно- эпидемиологической (биологической) обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, высоких уровней химических загрязнений;
- режим повышенной готовности - при значительном ухудшении санитарно-эпидемиологической (биологической) обстановки с появлением высоковирулентных либо необычных для данной местности патогенных микроорганизмов, получении прогноза о возможности применения биологических и химических средств (см. Приложения 3, 4, 5);
- режим чрезвычайной ситуации - при осуществлении теракта с применением биологических и химических средств и ликвидации его последствий.
Данные о появлении признаков применения биологических и химических средств на объектах или местности поступают в единую диспетчерскую службу территории (оперативному дежурному управления МЧС) или учреждение госсанэпидслужбы территории (при первых поступлениях больных в лечебные учреждения).
Оперативная служба этих органов организует оповещение служб и ведомств, участвующих в осуществлении мероприятий при угрозе совершения актов терроризма с применением биологических и химических средств, в первую очередь УВД, УФСБ, учреждения госсанэпидслужбы, органы управления здравоохранением.
2. Деятельность органов управления, учреждений и специализированных формирований территорий, министерств и ведомств по противодействию биологическому и химическому терроризму
2.1. Органы управления МЧС:
- организуют и контролируют оповещение органов управления, учреждений и формирований в части их касающейся, а также их подготовку по вопросам противодействия биологическому и химическому терроризму (см. приложение 6);
- обеспечивают готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) и необходимых муниципальных образований к действиям в условиях террористического применения биологических и химических средств (см. приложение 7);
- определяют и согласовывают роль и место, а также порядок действий органов управления, учреждений и специализированных формирований различных министерств и ведомств, местных органов самоуправления в предупреждении терактов с использованием биологических и химических средств и ликвидации их последствий;
- организуют проведение биологической и химической разведки с установлением и прогнозированием зоны биологического заражения и химического загрязнения, проведением санитарной и специальной обработки сил и средств, находившихся в зоне биологического заражения и химического загрязнения.
2.2. Учреждения МЧС России:
- разрабатывают программы прогнозирования возможных санитарных и безвозвратных потерь при применении биологических и химических средств в террористических целях;
- выделяют группы усиления в районы применения биологических и химических средств для помощи поисково-спасательным формированиям;
- во взаимодействии с Минздравсоцразвития России, МВД России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами организуют разработку и утверждение в установленном порядке межведомственных правовых нормативных и методических документов по вопросам противодействия терроризму;
- организуют обмен опытом специалистов различных министерств и ведомств в части противодействия биологическому и химическому терроризму.
2.3. Поисково-спасательные формирования:
- проводят радиационную и химическую разведку очага возможного загрязнения и прилегающей местности;
- проводят оценку подозрительных предметов (пакет, сверток, мешок, корреспонденция и т.д.) для исключения в них взрывчатых, радиоактивных и опасных химических веществ;
- обозначают на местности границы зоны радиационного и химического загрязнения (при их обнаружении);
- организуют обозначение границ зоны биологического заражения, исходя из предварительных результатов лабораторных исследований отобранных проб и материалов санитарно-эпидемиологической разведки;
- оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим и организуют (осуществляют) их вывод из зоны заражения (загрязнения) в пункт сбора пораженных;
- составляют и подписывают заключение о наличии или отсутствии в подозрительном предмете радиоактивных и опасных химических веществ и передают этот документ в штаб по ликвидации ЧС;
- информируют оперативного дежурного территориального органа управления МЧС о результатах расследования.
2.4. Специализированные формирования МЧС субъектового уровня проводят санитарную и специальную обработку сил и средств, находившихся в зоне (очаге) биологического заражения и химического загрязнения.
3. Территориальные управления внутренних дел
Территориальные УВД проводят работу с населением по разъяснению опасности биологического и химического терроризма, косвенным признакам применения биологических и химических средств, исключению панических настроений и другим направлениям профилактики терроризма. При получении по телефону сообщений от граждан (организаций) о подозрительных веществах или предметах оперативный дежурный УВД проводит следующие мероприятия:
- организует оперативную проверку данного сообщения;
- при наличии признаков совершения биологического и химического террористического акта организует охрану (оцепление) потенциального очага заражения (загрязнения) для исключения доступа на место происшествия посторонних лиц;
- организует оповещение органов управления МЧС и учреждение госсанэпиднадзора территории, проводит оценку подозрительных предметов (пакет, сверток, мешок, корреспонденция и т.д.) для исключения наличия в них взрывчатых веществ с составлением заключения и передачей его руководителю специализированного формирования учреждения госсанэпиднадзора территории;
- организует оперативно-розыскные мероприятия с целью установления причин и источников образования потенциального очага биологического заражения или химического загрязнения;
- оказывает содействие и помощь представителям госсанэпиднадзора в проведении мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов;
- обеспечивает охрану внутреннего периметра зоны карантина, патрулирование внешней границы зоны ограничительных мероприятий, зоны карантина и работу сил милиции с населением;
- организует охрану и безопасность движения санитарного транспорта, доставляющего пробу в лабораторию, и эвакуацию подозрительных на инфекционное заболевание в провизорные отделения больниц.
4. Федеральная служба безопасности
Представители ФСБ осуществляют следующие действия:
- информируют в установленном порядке о возможных предпосылках, выявлении планов, намерений и конкретных действий преступных групп и отдельных лиц о применении биологического агента или опасного химического вещества;
- осуществляют мероприятия по противодействию терроризму и участвуют в обеспечении безопасности в местах массового сосредоточения людей и на значимых объектах (объекты жизнеобеспечения и т.д.);
- участвуют в расследовании причин чрезвычайных ситуаций, вызванных применением биологических и химических средств.
5. Органы управления, учреждения госсанэпиднадзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их специализированные формирования
5.1. Территориальные учреждения госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации осуществляют следующие мероприятия:
- координируют проведение мероприятий по снижению биологической и химической опасности в зоне ответственности при строительстве объектов и сооружений, крупномасштабных авариях и катастрофах в районах размещения опасных биологических и химических объектов, миграции значительных масс населения и животных из неблагополучных регионов (см. приложение 8);
- разрабатывают проекты постановлений главного государственного санитарного врача зоны ответственности по противодействию биологическому и химическому терроризму;
- создают и своевременно обновляют запасы диагностических средств для определения наиболее опасных возбудителей инфекционных заболеваний;
- при сигнале о поступлении больного карантинными, особо опасными или экзотическими инфекциями или массовом поступлении пораженных токсичными химическими веществами в лечебно-профилактическое учреждение проводят индикацию и идентификацию биологических и химических агентов;
- организуют совместно с органами управления здравоохранением перевод не менее двух лечебно-профилактических учреждений либо их отделений (для заболевших и контактировавших с ними) на строгий противоэпидемический режим;
- при необходимости разрабатывают предложения о введении охранительных мер (карантин), проведении массовой экстренной профилактики, госпитализации (изоляция) нуждающихся, внеплановых медицинских осмотров и обследований, отстранении от работы, приостановлении эксплуатации объектов экономики, принимают другие медико-санитарные меры в пределах своей компетенции;
- передают информацию в установленном порядке при получении сигнала об обнаружении предметов, подозрительных на наличие биологических и химических агентов.
5.2. Специализированные формирования учреждений госсанэпидслужбы осуществляют следующие мероприятия:
- проводят санэпидразведку в зоне возможного очага заражения (загрязнения) биологическими агентами или в зоне загрязнения химическими веществами с отбором необходимых проб силами группы эпидемиологической или санитарно-химической разведки (время доставки проб определяется, исходя из местных условий);
- устанавливают по косвенным показателям вероятность наличия ОХВ и вид ПБА в очаге (зоне) возможного заражения (загрязнения);
- исследуют пробы, отобранные из объектов окружающей среды (воздух, вода, почва и т.д.), пищевых продуктов, продовольственного сырья (см. приложение 9);
- проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, объектов окружающей среды с выдачей заключения об их пригодности по назначению;
- проводят расследования, обследования, испытания, гигиенические и иные виды оценки, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний;
- устанавливают зоны возможного заражения (загрязнения) территории и лиц, контактировавших с подозрительным объектом;
- при необходимости доставляют в сопровождении сотрудников УВД пробы и результаты эпидемиологической разведки в лаборатории учреждений госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации или противочумные учреждения и профильные научно-исследовательские институты;
- после получения положительных результатов специалисты учреждений госсанэпиднадзора организуют и проводят мероприятия в соответствии с комплексным планом по санитарной охране территории от завоза и распространения карантинных и других особо опасных инфекций, а также в соответствии с действующими правовыми нормативными документами (см. приложения 10, 11, 12, 13, 14).
5.3. Противочумные учреждения осуществляют следующие мероприятия:
- контролируют эпидемиологическую обстановку по карантинным и другим особо опасным инфекциям в зоне ответственности;
- проводят идентификацию возбудителей в пробах с мест вероятного применения ПБА;
- оказывают консультативную и при необходимости практическую помощь специалистам госсанэпидслужбы и здравоохранения, занимающимся ликвидацией последствий применения ПБА, лечением больных инфекционного профиля;
- разрабатывают и внедряют в практику методы генной диагностики и другие экспресс- и ускоренные методы лабораторной диагностики особо опасных инфекций;
- анализируют и обобщают опыт действия органов управления, учреждений и специализированных формирований в местах террористических актов с применением биологических или химических средств;
- формируют оперативные резервы средств диагностики для учреждений госсанэпидслужбы и их формирований.
5.4. Учреждения и организации дезинфекционного профиля осуществляют следующие мероприятия:
- проводят текущую и заключительную дезинфекцию;
- при необходимости проводят дезинсекцию и дератизацию;
- организуют и проводят по эпидемиологическим показаниям внеплановую профилактическую дезинфекцию в общественном транспорте, местах массового сосредоточения людей, на санитарно-эпидемиологически значимых объектах (объекты жизнеобеспечения и т.д.);
- по распоряжению местных органов государственной власти обеспечивают проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации, санитарной обработки лиц без определенного места жительства.
6. Органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические учреждения (при необходимости) осуществляют следующие мероприятия:
- обеспечивают контроль за своевременным оказанием первой медицинской помощи в зоне применения биологических и химических агентов;
- оказывают специализированную медицинскую помощь пострадавшим;
- осуществляют медицинское наблюдение за населением с целью активного выявления лиц с первыми признаками инфекционного заболевания или химического поражения.
7. Органы местного самоуправления совместно с управлениями МЧС осуществляют следующие мероприятия:
- назначают ответственного за организацию работ в потенциальном очаге заражения и организуют взаимодействие территориальных органов государственного надзора и других заинтересованных организаций для оценки возможных последствий заражения (загрязнения) и принятия соответствующих мер по защите населения и территорий;
- организуют заседание КЧС муниципального уровня, на котором уточняется и вводится в действие план противоэпидемических ограничительных (карантинных) мероприятий при обнаружении биологических и химических агентов на территории отдельных предприятий, учреждений и организаций;
- обеспечивают финансирование работ по лечению заболевших, проведению противоэпидемических мероприятий (иммунизация и т.д.) и дезинфекции в очагах инфекционных болезней, проведению санитарной (специальной) обработки.
8. Руководители предприятий и учреждений, на территории которых произошел террористический акт с применением биологических и химических агентов либо создались условия для их распространения в окружающей среде, осуществляют следующие мероприятия:
- немедленно информируют органы управления МЧС, внутренних дел, государственного санитарно-эпидемиологического надзора муниципального уровня о месте обнаружения признаков биологического или химического террористического акта и до прибытия представителей вышеперечисленных органов организуют оцепление места обнаружения подозрительного предмета, исключают допуск в очаг потенциального заражения (загрязнения) посторонних лиц;
- ограничивают передвижение сотрудников внутри объекта и запрещают их выход за его пределы;
- предоставляют предприятиям, учреждениям и организациям, проводящим специальные работы в потенциальных очагах заражения (загрязнения) биологическими и химическими агентами, необходимые для проведения работ силы и средства.
Список сокращений
ВЭЛ |
- |
венесуэльский энцефаломиелит лошадей |
ГВМУ |
- |
Главное военно-медицинское управление |
ГЛПС |
- |
геморрагическая лихорадка с почечным синдромом |
ГО |
- |
гражданская оборона |
ГУВД |
- |
Главное управление внутренних дел |
ИФА |
- |
иммуноферментный анализ |
МВД |
- |
Министерство внутренних дел |
МПС |
- |
Министерство путей сообщения |
МЧС |
- |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
Н.д. |
- |
нет данных |
НИИ |
- |
научно-исследовательский институт |
НИИЭМ |
- |
Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии |
НИПЧИ |
- |
Научно-исследовательский противочумный институт |
ООЕ |
- |
оспинообразующая единица |
ПБА |
- |
патогенные биологические агенты |
ПЦР |
- |
полимеразная цепная реакция |
ПЧС |
- |
противочумная станция |
ПЧЦ |
- |
противочумный центр |
РА |
- |
реакция агглютинации |
РАМН |
- |
Российская академия медицинских наук |
РИФ |
- |
реакция иммунофлюоресценции |
РМА |
- |
реакция микроагтлютинации |
РНГА |
- |
реакция непрямой гемагглютинации |
РНИФ |
- |
реакция непрямой иммунофлюоресценции |
РПГА |
- |
реакция прямой гемагглютинации |
РСК |
- |
реакция связывания комплемента |
РСЧС |
- |
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
РТГА |
- |
реакция торможения гемагглютинации |
РФ |
- |
Российская Федерация |
СНЛК |
- |
сеть наблюдения и лабораторного контроля |
СП |
- |
санитарные правила |
СПК |
- |
санитарно-противоэпидемическая комиссия |
СПЭБ |
- |
санитарно-противоэпидемическая бригада |
СЭБ |
- |
санитарно-эпидемиологическая бригада |
СЭО |
- |
санитарно-эпидемиологический отряд |
УВД |
- |
Управление внутренних дел |
УФСБ |
- |
Управление Федеральной службы безопасности |
ФЗ |
- |
федеральный закон |
ФСБ |
- |
Федеральная служба безопасности |
ЦГСЭН |
- |
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора |
ЦЭМП |
- |
Центр экстренной медицинской помоши |
ЧС |
- |
чрезвычайная ситуация |
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации МР 0100/3556-04-34 "Взаимодействие органов управления, учреждений и специализированных формирований при ликвидации последствий террористических актов с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом 23 декабря 2004 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован по изданию Роспотребнадзора, 2005 г.
Взаимодействие органов управления, учреждений и специализированных формирований при ликвидации последствий террористических актов с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ: Методические рекомендации МР 0100/3556-04-34. - М.: Санэпидмедиа, 2005, 60 с.
1. Разработчики: Г.Г. Онищенко, В.Г. Субботин, Н.В. Шестопалов, Ю.М. Федоров (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека); А.А. Шапошников, Н.И. Батрак, Г.П. Простакишин, Н.Г. Политова, Т.Г. Суранова, Т.А. Лукичева, Г.А. Газиев (Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"); В.В. Кутырев, Е.В. Куклев, И.Г. Дроздов, Т.Н. Донская, А.С. Васенин, О.В. Кедрова (Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"); В.В. Алексеев, А.В. Липницкий, С.Т. Савченко, А.М. Лобанов, В.С. Пучков (Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт); В.Е. Безсмертный, И.М. Шестопалова (Противочумный центр Минздравсоцразвития России); Н.Н. Филатов, А.В. Иваненко, И.А. Каширин, В.А. Халиков (Центр госсанэпиднадзора в г. Москве); О.Л. Гавриленко, А.С. Довгалев, Л.В. Железняк, В.А. Савинкин, В.Н. Железняк, А.В. Панкратова (Центр госсанэпиднадзора в Московской области); Т.М. Бутаев, С.К. Цгоева (Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия - Алания); Н.Г. Кашапов (Центр госсанэпиднадзора в Ханты-Мансийском автономном округе), И.Б. Ушаков, И.С. Конышев, А.С. Володин, А.Ф. Карниз (Научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Министерства обороны).
2. Одобрены бюро межведомственного научного совета по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации (протокол N 1 от 19.02.03).
3. Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 23.12.04.
4. Введены в действие 23 декабря 2004 года.
5. Введены впервые.