Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Требования к эксплуатации
А.1 Общие положения
Руководство и сотрудники предприятия должны уделять особое внимание соблюдению правил эксплуатации чистых помещений. На предприятии должны быть разработаны организационная структура и должностные инструкции.
Четкое выполнение правил эксплуатации чистых помещений имеет значение в обеспечении качества продукции и выполнении технологических процессов.
В настоящем приложении содержатся основные требования к эксплуатации чистых помещений.
А.2 Оценка рисков загрязнения
А.2.1 Методы оценки риска
Следует провести анализ факторов риска, которые могут оказывать влияние на выпуск продукции или технологический процесс, исходя из требований к обеспечению чистоты.
Эти факторы могут быть определены с помощью следующих методов:
a) НАССР (Hazard Analysis Critical Control Points) - Система анализа риска в критических контрольных точках - САРК [1];
b) FMEA (Failure Mode Effects Analysis) - Анализ последствий отказов [2, 3];
c) FTA (Fault Tree Analysis) - Анализ дерева отказов [4].
А.2.2 Контроль факторов риска в эксплуатации
А.2.2.1 Общие положения
Недостаточное внимание к факторам риска при эксплуатации чистого помещения может привести к его загрязнению и ухудшению качества продукции.
Следует организовать плановый контроль за факторами риска и определить действия при обнаружении загрязнений. В А.2.2.2 - А.2.2.6 приведен перечень некоторых факторов риска. Каждое предприятие должно определить эти факторы и разработать соответствующую программу контроля риска. При этом следует обратить особое внимание на:
a) уровень или источник загрязнений;
b) расстояние от источника загрязнений до продукта;
c) эффективность метода защиты продукта от загрязнений.
В ИСО 14644-2, ИСО 14644-3 и ИСО 14644-4 приведены требования к контролю чистых помещений, в т.ч. к функционированию системы вентиляции и кондиционирования, давлению, температуре, влажности, кратности воздухообмена и целостности фильтров.
А.2.2.2 Одежда для чистых помещений
На эксплуатацию чистого помещения или уровень чистоты в нем могут оказать влияние следующие факторы риска:
a) вид одежды по степени защиты от влияния человека (комбинезон, капюшон, халат, шапочка, перчатки, обувь, маска и пр.);
b) свойства материалов (ворсоотделение, типы волокон, антистатичность, пилингуемость, стерильность и пр.);
c) дизайн, конструкция и специальные требования к технологии пошива одежды;
d) комфортность одежды;
e) кратность использования (одноразовая или многоразовая одежда - повторно используемая);
f) свойства личной одежды, находящейся под одеждой для чистого помещения;
g) интервал времени или кратность замены одежды до стирки;
h) характеристика участка (предприятия) по обработке одежды;
i) порядок ремонта, упаковки, хранения и выдачи одежды.
А.2.2.3 Персонал
На эксплуатацию чистого помещения или уровень чистоты в нем могут оказать влияние следующие факторы риска:
a) подбор персонала;
b) образование и обучение;
c) безопасность, в т.ч. действия персонала в критических ситуациях;
d) одежда и украшения персонала, гигиена и поведение (в т.ч. до входа персонала в чистое помещение);
е) хронические и острые заболевания персонала;
f) лица с повышенным выделением частиц;
g) лица, имеющие доступ в чистые помещения;
h) специальные процедуры, предназначенные для выполнения посетителями;
i) характеристика деятельности и род занятий персонала вне чистого помещения;
j) порядок входа и выхода персонала;
k) движение персонала внутри чистого помещения.
А.2.2.4 Стационарное оборудование
На эксплуатацию чистого помещения или уровень чистоты в нем могут оказать влияние следующие факторы риска:
a) перемещение и удаление оборудования;
b) монтаж;
c) методы очистки;
d) выделение загрязнений;
e) выделение тепла, влаги и накопление зарядов электростатического электричества;
f) техническое обслуживание и ремонт;
g) чистота используемых в процессе материалов и порядок удаления отходов;
h) возможные отказы оборудования.
А.2.2.5 Материалы, портативное и передвижное оборудование
На эксплуатацию чистого помещения или уровень чистоты в нем могут оказать влияние следующие факторы риска:
a) соответствие требованиям чистоты;
b) порядок вноса, выноса и перемещения;
c) порядок хранения в чистом помещении;
d) выделение загрязнения при использовании;
е) образование зарядов электростатического электричества;
f) чистота используемых жидкостей и газов;
g) удаление отходов;
h) упаковка.
А.2.2.6 Уборка чистых помещений
На эксплуатацию чистого помещения или уровень чистоты в нем могут оказать влияние следующие факторы риска:
a) факторы, влияющие на уровни загрязнения (потоки воздуха, аэрозольные частицы, выделение газов, опасные газы, микроорганизмы, вибрация, заряды электростатического электричества, молекулярные загрязнения и т.д.);
b) потоки персонала и материалов;
c) вспомогательные работы, техническое обслуживание и ремонт;
d) методы уборки;
е) плановые и непредвиденные перерывы в работе;
f) замена и модернизация оборудования;
g) периодичность контроля и его результаты.
А.3 Контроль параметров и корректирующие действия
Следует выполнять программу текущего контроля, в т.ч. контроль за персоналом, регламентом уборки и пр. Текущий контроль следует выполнять достаточно часто и в полном объеме, чтобы выявлять и прогнозировать нарушение условий эксплуатации с течением времени. При превышении заданных в программе уровней действия следует немедленно принимать необходимые меры, в т.ч. анализ нарушений и корректировку параметров.
Эти меры направлены на предотвращение ухудшения качества продукции из-за нарушений установленных требований. В ИСО 14644-2 и ИСО 14644-3 приведен порядок контроля концентрации частиц, в ИСО 14698-1 и ИСО 14698-2 - порядок микробиологического контроля.
А.4 Образование и обучение
А.4.1 Общие требования
Персонал оказывает существенное влияние на уровень чистоты помещения. Недостатки в обучении основного или вспомогательного персонала снижают эффективность чистого помещения. Руководство предприятия несет ответственность за организацию обучения персонала в необходимом объеме, с учетом его обязанностей и характера работы в чистом помещении.
При аттестации персонала следует проверить полноту знания им изучаемого предмета и оценить соответствие работника предъявляемым требованиям. Необходимо организовать обучение следующих лиц:
a) операторов;
b) технического персонала;
c) инженерно-технических работников;
d) работников службы качества;
е) руководителей;
f) персонала по эксплуатации зданий и оборудования;
g) подрядчиков;
h) обслуживающего персонала;
i) посетителей.
Обучение следует проводить по специальным программам.
А.4.2 Содержание программы обучения
В программу обучения следует включить следующие разделы:
a) принцип работы чистого помещения (проектные решения, потоки воздуха и фильтрация воздуха);
b) стандарты по чистым помещениям;
c) источники загрязнений;
d) гигиена персонала;
e) порядок уборки;
f) порядок переодевания;
g) порядок технического обслуживания;
h) порядок контроля и мониторинга чистых помещений;
i) порядок поведения и работы в чистом помещении;
j) технологические процессы и оборудование, а также необходимые общие, научные и инженерные сведения;
k) техника безопасности и поведение в аварийных ситуациях.
А.4.3 Контроль за персоналом и принимаемые меры действия
В программу обучения должны входить требования к персоналу и его действиям, выполнение которых позволяет свести к минимуму влияние факторов риска на уровень чистоты (А.2.2.2).
Важным условием правильной и успешной эксплуатации чистого помещения является способность персонала к практическому освоению знаний, приобретенных при обучении. Следует учитывать, что персонал может понимать пройденный материал не полностью или иметь привычки, недопустимые при работе в чистом помещении.
Следует организовать контроль за работой и поведением персонала в соответствии с требованиями чистоты (А.4.1). Программа текущего контроля может различаться в зависимости от функций работников. Для контроля соответствия поведения и работы персонала требованиям инструкций может быть налажен внутренний аудит. Рекомендуется регулярно составлять отчеты по результатам контроля с детальным анализом обнаруженных недостатков и указанием принятых мер по их устранению [6].
При надлежащей организации контроля обеспечивается высокая дисциплина персонала и выполнение им требований инструкций по работе в чистых помещениях.
А.4.4 Документация по обучению
Прохождение обучения персоналом и индивидуальный уровень подготовки каждого работника, связанного с эксплуатацией и техническим обслуживанием, следует оформлять документально. Система документации должна быть полной и, по возможности, краткой. Руководство предприятия должно определять обязанности и ответственность каждого работника. Система документации должна быть доступной для пользования и периодически пересматриваться. Основой системы должны быть программы обучения, данные о персонале, сроки обучения и аттестации, а также графики повторного обучения на последующий период времени.
А.5 Обеспечение работы чистых помещений
А.5.1 Общие положения
Руководящий персонал несет ответственность за бесперебойную работу чистых помещений в соответствии с заданными требованиями.
При эксплуатации чистых помещений могут использоваться системы очистки и кондиционирования воздуха, системы подготовки сжатого воздуха и газов, воды и других технологических сред в соответствии с назначением чистого помещения. Отказ любой из систем может привести к серьезным нарушениям уровня чистоты и сбоям в работе чистого помещения. Инструкции, протоколы и другая документация по эксплуатации должны находиться в доступном месте. Информация, кас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.