Social services of the population. The order and conditions of granting of social services to children
Дата введения - 1 июля 2012 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает порядок и условия предоставления всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) детям следующих групп, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и реабилитации:
- детям-сиротам;
- детям, оставшимся без попечения родителей;
- детям-инвалидам;
- детям, имеющим недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- детям, оказавшимся в экстремальных условиях;
- детям - жертвам насилия;
- детям, проживающим в малоимущих семьях;
- детям, проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- детям заблудившимся или подкинутым;
- детям, самостоятельно оставившим семью, самовольно ушедшим из образовательных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- детям, не имеющим места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- детям безнадзорным, беспризорным;
- детям, нуждающимся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительными усыновления или опеки;
- детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях по разным объективным причинам или пренебрегающими родительскими обязанностями;
- детям, самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- детям, оказавшимся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и реабилитации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52888-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
4 Порядок и условия предоставления социальных услуг детям
4.1 Общие положения
В настоящем разделе изложены общие положения, касающиеся порядка и условий предоставления социальных услуг детям во всех типах учреждений, указанных ниже.
4.1.1 Порядок и условия предоставления социальных услуг детям установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями законов Российской Федерации (см. пункт 4 предисловия) и положениями национальных стандартов (см. раздел 2).
4.1.2 В настоящем стандарте установлены порядок и условия предоставления социальных услуг детям, обслуживаемым в учреждениях следующих типов.
4.1.2.1 Учреждения общего типа
К учреждениям общего типа относят:
- центр социальной помощи семье и детям и комплексный центр социального обслуживания населения, осуществляющие разработку и реализацию индивидуальных и комплексных программ социальной реабилитации детей в условиях их круглосуточного пребывания в центрах и (или) в полустационарных условиях, профилактику безнадзорности детей, предоставление детям всего комплекса социальных услуг в соответствии с ГОСТ Р 52888;
- центр психолого-педагогической помощи населению, деятельность которого направлена на обеспечение психологической защищенности населения и, в первую очередь, детей, оказание квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, профилактику девиантных форм поведения детей, суицидов, проведение мероприятий для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, психологическую координацию нарушений общения и искажений в психическом развитии у детей;
- центр экстренной психологической помощи по телефону, деятельность которого направлена на реализацию права детей на защиту и помощь со стороны государства, снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии, профилактику попыток суицида, укрепление психического здоровья.
4.1.2.2 Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
К таким учреждениям относят:
- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- социальный приют для детей, обеспечивающий временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной помощи государства;
- центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенный для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, показания им содействия в дальнейшем жизненном устройстве.
4.1.2.3 Учреждения для детей с ограниченными умственными возможностями.
К таким учреждениям относят:
- детский дом-интернат для умственно отсталых детей, предназначенный для предоставления в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, а также для организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
- детский дом-интернат для детей с физическими недостатками, предназначенный для предоставления в стационарных условиях социальных услуг детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других функций и систем организма, с сохраненным интеллектом, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации с их одновременным обучением по программе общеобразовательной школы;
- реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями, осуществляющий социальную реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, а также семей, в которых они воспитываются.
4.1.3 При получении социальных услуг дети (их родители или законные представители) имеют право:
- на выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг;
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;
- отказ от социального обслуживания, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего.
4.1.4 Деятельность учреждений по предоставлению социальных услуг детям должна быть направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, предусматривающих:
- выявление и учет детей, нуждающихся в социальной поддержке, определение форм помощи, необходимой им, и периодичности (постоянно, временно, на разной основе) ее предоставления;
- предоставление детям социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых);
- оказание помощи детям - жертвам насилия в семье;
- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
- внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания детей в зависимости от характера нуждаемости детей в социальной поддержке.
4.1.5 Помещения учреждений и их филиалов должны быть оснащены коммунально-бытовыми системами всех видов применительно к условиям конкретного населенного пункта, обеспечены телефонной и другими видами связи, должны отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
4.1.6 Социальные услуги предоставляют при условии добровольного согласия детей (их родителей или законных представителей) на получение услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.1.7 Детям иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев, должны быть предоставлены те же права в сфере социального обслуживания, что и детям граждан Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
4.1.8 При предоставлении социальных услуг должна быть обеспечена полная безопасность для жизни и здоровья детей, соблюдены все установленные нормы и правила пожарной и санитарной безопасности, приняты все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.
4.1.9 Детям, направляемым в учреждения, должна быть предварительно предоставлена полная информация об их правах, обязанностях, условиях проживания и оказания услуг, они вправе рассчитывать на уважительное и гуманное отношение и соблюдение конфиденциальности со стороны работников учреждений.
4.1.10 В случае причинения вреда здоровью детей, материального ущерба или морального вреда дети, их родители или законные представители имеют право обратиться в суд с иском о возмещении причиненного вреда (ущерба) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.1.11 При предоставлении социальных услуг учреждения должны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов детей, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического, психического или сексуального насилия, оскорбления, грубого обращения.
4.1.12 Детям, помещенным в учреждения, должны быть предоставлены все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые), предусмотренные ГОСТ Р 52888.
4.2 Порядок и условия предоставления социальных услуг детям в учреждениях общего типа
4.2.1 Основанием для зачисления и помещения детей в учреждения являются следующие документы:
- личное заявление (обращение) ребенка;
- заявление родителей (родителя) ребенка или его законных представителей;
- заключение специалиста по социальной работе;
- направление территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;
- справка учреждения здравоохранения, содержащая заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.
4.2.2 Противопоказаниями к принятию детей на обслуживание являются психические заболевания в стадии обострения, венерические, карантинные, инфекционные заболевания, активные формы туберкулеза, склонность к алкогольной, наркотической или токсической зависимости, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
4.2.3 При поступлении детей в учреждение следует проводить их первичный прием для выявления имеющихся у них потребностей в конкретных социальных услугах и направления детей в соответствующие функциональные подразделения учреждения. В дальнейшем с целью уточнения потребностей детей могут быть проведены повторные приемы.
4.2.4 Допускается анонимное обращение детей (родителей или законных представителей) в учреждение для получения социальных услуг отдельных видов.
4.2.5 По просьбе детей (родителей или законных представителей) в связи с объективной невозможностью посещения учреждения его работники должны оказывать социальные услуги на дому.
4.2.6 Социальные услуги, связанные с профилактикой безнадзорности, должны обеспечивать своевременное и эффективное проведение социального патронажа дезадаптированных детей, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению, оказание им всесторонней социальной помощи; эти услуги должны быть направлены на выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, проведение психолого-медико-педагогического обследования для установления форм и степени этой дезадаптации, разработку индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, реализация которых может быть проведена в полустационарных условиях или условиях круглосуточного пребывания детей в учреждении.
4.2.7 Содержание социальных услуг детям в учреждениях определяется индивидуальными программами социальной реабилитации, разрабатываемыми исходя из их реальной необходимости.
4.2.8 Реализацию программ социальной реабилитации детей осуществляют в условиях их круглосуточного пребывания в учреждениях (в стационарных отделениях) или в полустационарных условиях (в отделениях дневного пребывания детей).
4.3 Порядок и условия предоставления социальных услуг детям в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
4.3.1 В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимают (круглосуточно) в установленном порядке несовершеннолетних:
- оставшихся без попечения родителей или законных представителей;
- проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившихся или подкинутых;
- самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации.
4.3.2 Основанием для помещения детей в учреждения являются:
- личное обращение (заявление) несовершеннолетнего;
- заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
- направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- постановление лица, проводящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток должна быть направлена в орган управления социальной защитой населения.
4.3.3 Учреждения принимают на социальное обслуживание детей в возрасте, установленном в Положениях об этих учреждениях.
При зачислении детей в учреждение должны быть представлены документы о состоянии здоровья: история развития ребенка (форма N 112-р) или амбулаторная карта ребенка (форма N 25-у).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "форма N 112-у"
4.3.4 Дети могут находиться в учреждениях в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего жизненного устройства.
4.3.5 Ребенок, добровольно обратившийся в учреждение с просьбой о приеме, имеет право покинуть его на основании личного заявления, кроме случаев, когда это противоречит его интересам.
4.3.6 При приеме детей в учреждение проводят их медицинский осмотр.
4.3.7 Детей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психических заболеваний, а также совершивших правонарушения, в учреждения не зачисляют; в отношении таких детей принимают меры по их направлению в соответствующие учреждения.
4.3.8 Обеспечение временного проживания детей должно предусматривать предоставление им полного государственного обеспечения в виде места для жилья, бесплатного питания, одежды, обуви, других предметов первой необходимости.
4.3.9 Для каждого ребенка, поступившего в учреждение, должна быть разработана индивидуальная программа социальной реабилитации, включающая комплекс мероприятий, направленных на вывод его из трудной жизненной ситуации, и предусматривающая обеспечение доступного и своевременного оказания необходимых ему социальных услуг.
4.3.10 Реализация индивидуальных программ социальной реабилитации должна проводиться в условиях дневного или круглосуточного пребывания детей в учреждении либо в семейной воспитательной группе и включать в себя оказание социальных услуг, направленных на восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи; восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников по месту учебы, работы; содействие в их профессиональной ориентации и получении специальности, образования; включение детей в разнообразные виды деятельности в учреждении и за его пределами; оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи; содействие возвращению детей в семьи.
4.3.11 По завершении реализации программы реабилитации и снятия детей с обслуживания учреждение должно осуществлять социальный патронаж детей с целью проверки, в полной ли мере оказывается им необходимая социальная помощь и поддержка в выходе из трудной жизненной ситуации, поддерживать контакты с ними совместное работниками образовательных и воспитательных учреждений, общественных объединений и благотворительных организаций.
При необходимости учреждением может быть принято решение о повторном приеме на обслуживание нуждающихся в этом детей.
4.3.12 Помещению детей в учреждение для оказания им социальных услуг должна предшествовать предварительная работа, проводимая учреждением самостоятельно или совместно с органами и учреждениями социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями по выявлению причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности детей, выявлению детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в экстренной социальной помощи.
4.3.13 Одной из главных социальных услуг учреждений является содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.
4.3.14 Непременным условием при поступлении детей в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних или в социальный приют для детей является обязательное уведомление родителей (законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении детей в их учреждении.
При этом должна быть проверена целесообразность возвращения в семьи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ил и в другие детские учреждения детей, самовольно их покинувших, и на основании проверки решать с родителями (законными представителями) или представителями учреждений вопрос о возвращении детей, самовольно покинувших семьи или указанные учреждения.
4.3.15 В учреждениях должны быть созданы условия, приближенные к домашним, необходимые для эффективного оказания детям социальных услуг, способствующих их психологической реабилитации и социальной адаптации.
4.4 Порядок и условия предоставления социальных услуг детям в учреждениях для детей с ограниченными возможностями
4.4.1 Основанием для помещения детей в учреждения для их социального обслуживания являются выданные в соответствии с медико-социальными показаниями направления:
- органов и учреждений социальной защиты населения, в том числе центров социальной помощи семье и детям;
- органов и учреждений образования и здравоохранения;
- по просьбе родителей или их законных представителей;
- по представлению сотрудников учреждений;
- индивидуальная программа реабилитации детей-инвалидов.
Дополнительно должны быть представлены документы о состоянии здоровья: история развития ребенка (форма N 112-у) или амбулаторная карта ребенка (форма N 25-у).
4.4.2 В реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, в детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками или умственно отсталых детей принимают детей в возрасте, установленном в Положениях этих учреждений.
4.4.3 Противопоказаниями для направления детей в учреждения являются все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации, злокачественные новообразования в активной фазе, кахексии (плохое состояние организма, худосочие) любого происхождения, острые инфекционные заболевания, склонность к наркотической, токсической и другим видам зависимости.
Не допускается помещение детей с ограниченными физическими возможностями в стационарные учреждения для детей с умственными недостатками.
4.4.4 В учреждениях детям должен быть предоставлен весь комплекс социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) для обеспечения максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
4.4.5 Социальные услуги детям следует предоставлять в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации каждого ребенка, направленной на достижение оптимального уровня его здоровья, развития и интеграции в обществе.
4.4.6 Социальные услуги по реабилитации детей с ограниченными возможностями должны быть направлены на решение таких важных задач, как поэтапная реализация индивидуальных программ социальной реабилитации совместно с учреждениями образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, организация досуга и внешкольного образования (в зависимости от возраста и состояния здоровья), обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения, проведение профессиональной ориентации и т. д.
4.4.7 Важным условием эффективности социальных услуг по реабилитации детей с ограниченными возможностями является наличие в отделениях реабилитации необходимых помещений для учебных занятий, трудо- и игротерапии, медицинского кабинета, кабинета релаксации и психологической разгрузки, организация досуга и питания; дети школьного возраста должны посещать отделение в свободное от учебы время в течение срока, необходимого для реализации индивидуальной программы реабилитации.
4.4.8 Социально-бытовые услуги детям должны включать в себя предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви, организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья.
4.4.9 Социально-медицинские услуги детям должны предусматривать организацию диспансеризации, лечения, консультативной помощи специалистов, госпитализации больных, проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий.
4.4.10 В состав социально-медицинских услуг должны также входить:
- проведение социально-медицинского патронажа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
- обучение родителей основам медико-психологических и социально-медицинских знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
- содействие обеспечению или обеспечение детей-инвалидов необходимыми средствами ухода и вспомогательными техническими средствами (слуховыми аппаратами, очками, другими протезно-ортопедическими средствами, сурдотехникой, тифлосредствами, специальными телефонными аппаратами, а также немоторными средствами передвижения);
- осуществление лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
4.4.11 Основным условием предоставления социально-психологических и социально-педагогических услуг детям с ограниченными возможностями должна быть их направленность:
- на проведение психокоррекционной работы с детьми, консультирование их родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей;
- содействие в получении образования и (или) профессии детьми в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями; создание условий для дошкольного воспитания детей, получения ими школьного образования по специальным программам, обучение доступным профессиональным навыкам для трудовой реабилитации, восстановления личностного и социального статуса, интеграции в обществе;
- содействие в организации обучения детей на дому, определение формы обучения, оказание практической помощи в организации обучения;
- организацию досуга детей, в том числе вместе с их родителями (в клубах, кружках, оздоровительных лагерях и т. д.);
- обучение детей навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации, организацию игротерапии;
- социально-трудовую терапию: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей детей и их участия в лечебно-трудовой деятельности;
- социальный патронаж семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в вопросах их семейного воспитания и развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54343-2011 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг детям" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2011 г. N 156-ст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2012 г.
1 Разработан Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2011 г. N 156-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:
- от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
5 Введен впервые