Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 октября 2011 г. N 476-ПП
Государственная программа
города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы"
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы"
1. Характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма и ее основные проблемы
1.1. Общая характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма и основные проблемы территорий для организации индустрии отдыха и туризма
Город Москва, столица Российской Федерации - исторический, духовный и культурный центр Российской Федерации и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями в предоставлении современных рекреационных услуг населению. На территории города Москвы сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа; расположены около половины всех особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, три из которых внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Московского Кремля и ансамбль Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего монастыря. В городе Москве более 200 музеев, около 270 театров, более 150 выставочных залов и галерей, 3 цирка. В том числе такие объекты, имеющие мировую известность, как Государственный академический Большой театр России, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие. На территории города Москвы расположено более 60-ти архитектурно-парковых ансамблей различной степени сохранности и более 160 памятников природы, 16% земель города Москвы относятся к особо охраняемым природным территориям (далее - ООПТ).
Город Москва - главный транспортный узел, на долю которого приходится значительный пассажиропоток. Потребность жителей города Москвы в качественном отдыхе продолжает возрастать. Для многих жителей города Москвы отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. С учетом потребностей населения, постоянно или временно проживающего на территории города Москвы, рекреационные территории города Москвы разделены на две группы - столичного и районного уровней обслуживания.
Территории столичного уровня ориентированы на отдых выходного дня и туризм, предоставление разнообразных услуг для граждан постоянно или временно проживающих на территории города Москвы. В зависимости от выполняемых функций территории столичного уровня разделены на группы: уникальные исторические парковые и усадебные территории (Царицыно, Коломенское, Сокольники, Фили, Измайлово, Останкино, Кусково и другие), имеющие статус объектов культурного наследия - памятников садово-паркового искусства с расположенными на них дворцовыми комплексами; специализированные парковые территории (Парк Победы на Поклонной горе, Сад Эрмитаж, парк МГУ и другие), выполняющие мемориальные, культурно-просветительные функции; спортивные парковые территории (Лужники, Крылатское, Строгинская пойма); многофункциональные парковые зоны, выполняющие развлекательные, спортивные, выставочные, культурно-познавательные функции (Всероссийский выставочный центр); ботанические и зоологические сады (Ботанический сад РАН, Аптекарский огород, Московский зоопарк).
Территории районного уровня обеспечивают социально гарантированный минимум условий для повседневного отдыха жителей города Москвы, в радиусе пешеходной доступности от места жительства. На районном уровне (главным образом в парках) расположены объекты досуга (детские и спортивные площадки, мини-аттракционы, площадки отдыха), объекты питания и торговли. Территории, предназначенные для кратковременной рекреации (сады, скверы, бульвары), функционируют без размещения на них объектов досуга и соответствующие услуги на таких территориях не предоставляются. Для рекреационных территорий районного значения необходимо повышение качества благоустройства с размещением элементов, повышающих их притягательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки, детские и спортивные площадки, площадки тихого отдыха, пикниковые зоны, эстрадные площадки, туалеты, наружное освещение и другое).
Основные проблемы территорий для организации индустрии отдыха и туризма
Наиболее значимые проблемы, требующие формирования комплекса мер государственной поддержки индустрии отдыха и туризма:
Административно-правовые проблемы:
- недостаточность нормативной правовой базы, регулирующей туристско-рекреационную индустрию; низкая инвестиционная активность в индустрии, в том числе, из-за отсутствия доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки, и отсутствие эффективных механизмов государственного стимулирования инвестиций в ее развитие;
- недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров.
Инфраструктурные проблемы:
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);
- недостаточно активное продвижение города Москвы как культурного и туристского центра;
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов города Москвы;
- моральный и физический износ материально-технической базы парков (садов) культуры и отдыха;
- недостаточность необходимой сервисной инфраструктуры на рекреационных территориях;
- слабая информационная оснащенность территорий (отсутствие на многих территориях громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
1.2. Характеристика текущего состояния парков (садов) культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб, описание основных проблем
Городской парковый комплекс
Городской парковый комплекс включает:
- парки (сады) культуры и отдыха, Московское объединение по музейной и выставочной работе "Музеон", Московский государственный зоологический парк, находящиеся введении Департамента культуры города Москвы;
- детские парки, находящиеся в ведении Департамента образования города Москвы.
Парки (сады) культуры и отдыха, история восьми из которых насчитывает более 60 лет, все эти годы являются излюбленным местом отдыха жителей города Москвы различного возраста.
В состав 14 парков (садов) культуры и отдыха входят: ЦПКиО им. М. Горького, ПКиО "Сокольники", Измайловский ПКиО, ПКиО "Фили", Сад "Эрмитаж", ПКиО "Таганский", ПКиО "Красная Пресня", Сад им. Н. Баумана, ПКиО "Кузьминки", ПКиО "Бабушкинский", ПКиО "Лианозовский", ПКиО "Перовский", МПК "Северное Тушино", ПКиО "Люблино" (в 2012 году реорганизован и включен в состав "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник").
Общая площадь территорий парков (садов) культуры и отдыха составляет 3 139,7 га и включает:
- парковые территории 13 действующих парков (садов) культуры и отдыха и Московского музейного объединения по музейной и выставочной работе "Музеон" общей площадью 1 465,5 га;
- 53 парковых территории, передаваемые в ведение Департамента культуры города Москвы от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в 2013-2014 годах, общей площадью 1 284,1 га;
- 22 парковых территорий, передаваемые в ведение Департамента культуры города Москвы в 2014 году от префектур административных округов города Москвы, общей площадью 390,1 га.
В 2013-2014 годах 53 парковых территорий, находящиеся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, передаютя# в ведение Департамента культуры города Москвы для присоединения к действующим паркам (садам) культуры и отдыха:
N |
Наименование государственного учреждения города Москвы, подведомственного Департаменту культуры города Москвы |
Наименование парковых территорий |
Площадь, га |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Фили" |
Итого: |
248,23 |
Мемориальный парк у к/т "Ленинград" по ул. Новопесчаная, вл. 12 |
11,20 |
||
Парк "Березовая роща" |
29,49 |
||
Чапаевский парк |
6,95 |
||
Парк бывшей усадьбы "Богородицкое" |
5,04 |
||
Парк "Никулино" |
26,30 |
||
Парк КНР (сквер у китайского посольства) |
13,54 |
||
Можайский плодовый сад |
16,81 |
||
Парк 50-летия Октября |
94,47 |
||
Подходы к Олимпийской деревне-80 |
44,43 |
||
2 |
ГАУК г. Москвы "ПКиО "Бабушкинский" |
Итого: |
233,68 |
Парк у Джамгаровского пруда |
10,32 |
||
Парк по Олонецкому проезду |
46,38 |
||
Сквер, прилегающий к Лазоревому проезду |
28,13 |
||
Парк "Сад Будущего" (сквер у м. "Ботанический сад") |
21,94 |
||
Ландшафтный парк "Митино" |
126,91 |
||
3 |
ГАУК г. Москвы "Измайловский ПКиО" |
Итого: |
30,16 |
Сквер "Гольяново" |
17,36 |
||
Семеновский парк |
5,80 |
||
Парк "Сиреневый сад" |
7,00 |
||
4 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Кузьминки" |
Итого: |
212,51 |
Парк "Кузьминки" |
7,98 |
||
Озелененная территория парка Печатники |
9,08 |
||
Парк по Борисовским прудам |
87,15 |
||
Зона отдыха "Борисовские пруды" |
21,86 |
||
Пойма реки Городни |
24,26 |
||
Парк имени 60-летия Октября |
20,58 |
||
Парк культуры и отдыха в Садовниках |
33,43 |
||
Аршиновский парк |
8,17 |
||
5 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Лианозовский" |
Итого: |
131,44 |
Парк по Ангарской ул. (объединение парков: ВИСХОМ, по Коровинскому шоссе, Дмитровский) |
28,07 |
||
Парк "Северные дубки" |
8,57 |
||
Петровский парк |
25,20 |
||
Парк "Дубки" |
13,33 |
||
Озелененная территория объекта "Зеленая зона р. Чермянки" (Этнографическая деревня Бибирево) |
9,58 |
||
Парк "Долина реки Лихоборки" |
9,45 |
||
Дубовая роща по Прудовому пр. |
6,86 |
||
Парк "Лианозово" |
13,50 |
||
Усадьба "Алтуфьево" |
16,88 |
||
6 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Перовский" |
Итого: |
60,65 |
Парк у прудов "Радуга" |
26,29 |
||
Парк культуры и отдыха "Перово" |
14,60 |
||
Озелененная территория рекреационного центра - зоны отдыха "Терлецкая дубрава" |
19,76 |
||
7 |
ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино" |
Итого: |
165,15 |
Парк Северного речного вокзала |
26,52 |
||
Парк "Дружба" |
44,85 |
||
Парк Дубовой рощи "Маяк" |
5,56 |
||
Сад "Захарково" |
24,40 |
||
Плодовый сад по Неманскому проезду |
5,14 |
||
Парк "Северное Тушино" |
48,20 |
||
Парк долины реки Химки |
3,27 |
||
Парк (лесной массив) по ул. Максимова |
7,21 |
||
8 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Сокольники" |
Итого: |
37,66 |
Благоустроенная территория зеленой зоны р.Яузы района Акведука |
24,10 |
||
Сквер у Миллионного моста |
13,56 |
||
9 |
ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" |
Итого: |
51,39 |
Озелененная территория МГУ |
51,39 |
||
10 |
ГАУК г. Москвы МГС "Эрмитаж" |
Итого: |
17,14 |
Сквер "Девичье поле" |
10,00 |
||
Парк "Новодевичьи пруды" |
7,14 |
||
11 |
Усадьба "Коломенское" |
Итого: |
34,38 |
Зона Серебряно-Виноградных прудов |
16,48 |
||
Усадьба "Измайлово" |
17,90 |
||
12 |
ГАУК КСПК "Останкино" |
Итого: |
61,70 |
КСПК "Останкино" |
61,70 |
||
|
Итого |
|
1 284,09 |
В 2014 году 22 парковых территории, находящиеся в ведении префектур административных округов города Москвы, планируется передать в ведение Департамента культуры города Москвы:
N |
Наименование государственного учреждения города Москвы, подведомственного Департаменту культуры города Москвы |
Наименование парковых территорий |
Площадь, га |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ГАУК г. Москвы "ПКиО 850-летия Москвы" |
Всего |
98,90 |
Парк "850-летия Москвы" |
71,50 |
||
Парк им. Артема Боровика |
10,00 |
||
Парк "Братиславский" |
5,60 |
||
Парк "Дюссельдорфский" |
9,40 |
||
Парковая зона 42 микрорайона Марьино |
2,40 |
||
2 |
ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово" |
Всего |
84,38 |
Воронцовский парк |
42,50 |
||
Парк в пойме реки Битца |
14,80 |
||
Детский ландшафтный парк (Южное Бутово) |
13,78 |
||
Рекреационная зона между комплексами "А" и "Б" |
13,30 |
||
3 |
ГАУК г. Москвы "Поклонная гора" |
Парк Победы на Поклонной горе |
64,70 |
4 |
ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино" |
Парк "Воровского" |
7,40 |
5 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Лианозовский" |
Парк "Вагоноремонт" |
9,61 |
6 |
ГАУК г. Москвы "ПКиО "Бабушкинский" |
Всего |
56,30 |
Долина реки Яузы от ул. Широкая до пр-да Дежнева |
44,30 |
||
Пойма реки Яузы вдоль ул. Северодвинская |
12,00 |
||
7 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Перовский" |
Всего |
19,43 |
Парк у Владимирского пруда |
9,23 |
||
Лесопарк (Свободный проспект, 11) |
10,20 |
||
8 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Кузьминки" |
Всего |
28,46 |
Парк по Загородному ш., д. 2а |
3,89 |
||
Детский парк по Загородному ш., вл. 2 |
5,17 |
||
Каскад прудов, ул. Кировоградская, дом 42 |
12,40 |
||
Парк "Победы" (ул. Чертановская, д. 32-34) |
7,00 |
||
9 |
ГАУК г. Москвы ПКиО "Фили" |
Всего |
20,90 |
Парк "Центральный", Солнцево, Боровское ш. |
12,76 |
||
Парк 60 лет Октября |
8,14 |
||
|
Итого |
|
390,08 |
Департаменту культуры города Москвы переданы отдельные функции в целях управления пешеходными зонами общегородского значения города Москвы:
- ул. Арбат - от Гоголевского бул. до Смоленской-Сенной пл.;
- Камергерский пер. - от ул. Тверской до ул. Б. Дмитровка;
- ул. Кузнецкий Мост - от ул. Б. Дмитровка до ул. Петровки, от ул. Петровки до ул. Неглинной, от ул. Неглинной до ул. Рождественки;
- ул. Никольская - от Кремлевского пр. до Лубянской пл.;
- ул. Новый Арбат - от Никитского бул., нечетная сторона до Новинского бул. - в части тротуаров;
- ул. Петровка - нечетная сторона от д. 11 до д. 5;
- ул. Рождественка - от ул. Кузнецкий Мост до ул. Пушечной;
- Столешников пер. - от д. 6, корп. 2 по Столешникову пер. до ул. Б. Дмитровка, от ул. Б. Дмитровка до ул. Петровки;
- Тверской пр. - от Тверской площади до ул. Б. Дмитровка;
- пешеходная зона гостиницы "Москва" - пл. Революции и территория, ограниченная по внешнему периметру ул. Охотный Ряд, Театральным пр., Кремлевским пр.;
- Лаврушинский пер. - от Кадашевской наб. до Б. Толмачевского пер.;
- ул. Большая Дмитровка - от ул. Охотный ряд до Страстного бул. - в части тротуаров;
- пешеходная зона у Патриаршего пруда - территория, ограниченная по внешнему периметру ул. М. Бронной, Большим и Малым Патриаршими пер., Ермолаевским пер.;
- сквер у Соловецкого камня - территория, ограниченная Лубянской пл., Новой пл., Лубянским проездом, зданием Политехнического музея (Новая пл. д. 3/4);
- Ордынский туп. - от ул. Б. Ордынки до Лаврушинского пер., сквер между Лаврушинским пер. и Б. Толмачевским пер.;
- Климентовский пер. - от ул. Б. Ордынки до ул. Новокузнецкой;
- Б. Толмачевский пер. - от Старомонетного пер. до ул. Б. Ордынки;
- М. Толмачевский пер. - от Кадашевской наб. до Б. Толмачевского пер.
Музеи-заповедники и музеи-усадьбы
В наши дни усадебные ансамбли представляют высокий исторический и художественный интерес для жителей и гостей города Москвы. Территории усадеб города Москвы являются излюбленным местом культурного отдыха. Усадьбы города Москвы - неоценимые сокровищницы прошлого, являются неотъемлемой частью духовного облика столицы, ее исторической памятью. Благодаря разнообразию и неповторимости являются одним из наиболее привлекательных объектов туристического показа.
По оценкам специалистов в городе Москве сохранилось 64 архитектурно-парковых ансамбля, в том числе 37 в Хорошей степени сохранности и 27 частично сохранившихся. Многие из усадеб, расположенных на территории города Москвы, сохранили свой первоначальный вид, показывая достоинства всевозможных архитектурных стилей: рококо, барокко, классицизм, ампир.
В 8 усадьбах действуют 5 музеев городского подчинения:
- Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно";
- Московский музей-усадьба "Останкино";
- Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.";
- Музей русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки" - структурное подразделение Государственного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы";
- Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят усадьбы Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино.
Крупнейшие музейные территории Царицыно и Коломенское посещает в среднем до 20-30 тыс. человек ежедневно, а в праздничные дни - до 100 тыс. человек. Посещаемость территорий всех музеев-усадеб составляет более 10 млн. человек в год.
Основные проблемы, препятствующие развитию парков (садов) культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб, требующие решения
На сегодняшний день большинство парков (садов) культуры и отдыха имеют большой (около 80%) моральный и физический износ коммуникаций, имущественного комплекса, а на присоединяемых парковых территориях коммуникации отсутствуют, что создает большие проблемы в организации объектов досуга и отдыха.
Основной проблемой детских парков является низкий уровень материально-технического состояния: моральный и физический износ объектов составляет от 30 до 75%.
Аварийное состояние объектов культурного наследия и территорий усадебных комплексов на территории города Москвы: Останкино, Кусково, Кузьминки. Деревянный дворец музея-усадьбы "Останкино" признан аварийным.
Аварийное состояние или отсутствие на парковых и музейных территориях городских инженерных коммуникаций.
Отсутствие необходимой туристской инфраструктуры на территориях усадеб (входных зон, объектов общественного питания, туалетов, сувенирных магазинов, камер хранения, пунктов проката игрового инвентаря и прочее).
Недостаточная информационная оснащенность территорий (отсутствие на территории музеев громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
1.3. Характеристика текущего состояния озелененных территорий общего пользования, описание основных проблем
Озелененные территории общего пользования с 2014 года включают в себя 5 726 объектов озеленения, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектур административных округов города Москвы, общей площадью 16 380 га:
- 387 объектов озеленения, находящиеся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, общей площадью 2 445 га;
- 5 339 объектов озеленения, находящиеся в ведении префектур административных округов города Москвы, общей площадью 13 935 га, в том числе 26 парковых территорий, включая префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, общей площадью 256 га.
Проблемы текущего состояния всех озелененных территорий общего пользования:
- необходимость проведения ремонтных работ и устройства дорожного покрытия;
- недостаточное количество спортивных площадок (волейбольные, футбольные, катки, в том числе с искусственным покрытием, теннисные корты);
- плохое состояние детских игровых площадок;
- плохое состояние малых архитектурных форм;
- отсутствие благоустроенных стационарных туалетов на территориях парков;
- отсутствие парковок у входов в парки на прилегающих к ним территориях;
- недостаточное количество организованных площадок для мелкорозничной торговли и общественного питания, организованных площадок для установки аттракционов, площадок для установки пунктов проката инвентаря, организованных точек для отдыха на свежем воздухе, организованных эстрадных площадок;
- плохая освещенность территорий парков;
- отсутствие полноценной среды для маломобильных групп населения;
- отсутствие эффективно работающей системы качественного санитарного содержания особо охраняемых природных территорий.
1.4. Характеристика текущего состояния туристской отрасли города Москвы, описание основных проблем
На территории города Москвы расположено более трети организаций российской туристской индустрии. В городе Москве насчитывается 215 коллективных средств размещения (далее - КСР) вместимостью 37,5 тыс. номеров на 71,8 тыс. мест.
На долю организаций туристской индустрии, расположенных на территории города Москвы, приходится около трети общего объема реализации платных туристских услуг, предоставляемых в Российской Федерации, 74,8% годового оборота крупнейших отечественных туроператоров и 36,8% всех доходов организаций гостиничного хозяйства. Число ночевок в гостиницах города Москвы составляет 23,2% от показателя по Российской Федерации. В городе Москве сосредоточено 17,9% номерного фонда и 4,3% всех гостиничных предприятий российской туристской индустрии.
Тем не менее, потенциал города Москвы как туристского центра на сегодня реализован далеко не в полной мере. По данным международного информационного агентства "Euromonitor International)), за 2009 год в рейтинге городов по посещаемости иностранными туристами город Москва занимает 19-е место с показателем 4,1 млн. прибытий в год. Для сравнения, в Лондоне этот показатель составляет 15,0 млн. посещений, в Париже - 8,7 млн. прибытий.
За основу показателя международных въездных потоков в город Москву приняты данные статистики о числе прибытий иностранных граждан в аэропорты города Москвы. В 2010 году этот показатель составил 4,0 млн. прибытий, что на 8,1% больше, чем в 2009 году, но ниже уровня докризисного 2008 года, в течение которого воздушным транспортом прибыли 4,1 млн. иностранцев. При этом номерной фонд КСР за 2010 год вырос на 8,3%. В целом же за кризисный период 2008-2010 годов введено 27 крупных гостиничных объектов общей вместимостью 4,4 тыс. номеров, или 8,9 тыс. мест.
Еще одним фактором, влияющим на конкурентоспособность индустрии гостеприимства, является несбалансированность структуры КСР города Москвы. В то время как по уровню обеспеченности гостиницами уровня 4-5 звезд город Москва уже приблизился к уровню европейских столиц, по уровню обеспеченности гостиницами 2-3 звезды и в целом малобюджетными средствами размещения город Москва существенно отстает от большинства мегаполисов. Все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город Москву иностранных и российских граждан в "частном секторе", функционирующем преимущественно в теневой сфере экономики. Этому способствует и опережающий рост прямого бронирования услуг гостеприимства, связанный с развитием электронной торговли в сфере туризма.
Туристский рынок характеризуется высоким уровнем сезонности платежеспособного спроса. В Российской Федерации в целом и в городе Москве в частности в силу климатических условий эта проблема стоит особенно остро, хотя отчасти компенсируется сезонным распределением туристских потоков по целям поездки. В целом же резервы повышения гостиничной загрузки связаны, прежде всего, с созданием и продвижением на рынке туристского продукта, ориентированного на поездки в город Москву в периоды с июня по август, декабре-январе, а также на выходные и праздничные дни.
По мнению профессиональных участников рынка, город Москва за пределами территории Российской Федерации воспринимается как город интересный, но дорогой, небезопасный и мало приспособленный к приему туристов. Чтобы изменить эту ситуацию, город Москва должен создать у себя условия пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в популярных городских туристских центрах. Имеются в виду условия информационного обеспечения туристов, безопасности пребывания, удобство пользования услугами общественного пассажирского транспорта, торговли, музеев, упрощение туристских формальностей.
Одновременно необходимо активизировать работу в области рекламы туристских возможностей города Москвы, большинство достопримечательностей которой остаются малоизвестными среди потенциальных туристов и не входят в обычные маршруты и программы их пребывания. Важно разрушить сложившиеся стереотипы восприятия города Москвы и подчеркнуть его привлекательные стороны и позитивные особенности жизни жителей города Москвы.
Активные миграционные процессы, происходящие в городе Москве, обусловливают необходимость развития не только жилищного фонда для постоянного проживания, но и наращивания количества помещений гостиничного типа. Реализация функций города Москвы как международного финансово-экономического, туристического и спортивного центра невозможна без создания комфортных условий для временного проживания в городе, то есть без создания нового сектора - гостиниц для длительного проживания приглашенных специалистов.
Создание условий для комфортной предпринимательской среды, позволяющей развивать приоритетные сегменты гостиничной отрасли (гостиницы для длительного проживания, малые гостиницы), относится к приоритетным городским проблемам.
2. Прогноз развития сферы индустрии отдыха и туризма. Планируемые результаты и показатели
Концепция Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы" (далее - Государственная программа) определена исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития города Москвы, с учетом перспективных задач по созданию в городе Москве международного финансового центра и направлена на:
- улучшение качества жизни жителей города Москвы, формирование комфортной среды проживания, в том числе для гостей столицы, за счет развития материально-технической базы рекреационного комплекса города Москвы, а также привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы;
- увеличение вклада индустрии отдыха и туризма в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности, развитие гостиничных услуг, различных сфер экономики (транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство), а также на создание новых рабочих мест.
Необходимость комплексного системного подхода к развитию индустрии отдыха и туризма города Москвы становится все более актуальной в контексте современных социально-экономических тенденций. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных объектов и городской инфраструктуры (инженерной, транспортной, комплексной безопасности), широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности города Москвы как культурного и туристского центра, создадут предпосылки для ощутимого социально-экономического эффекта. При этом, процесс развития индустрии отдыха и туризма, наряду с другими отраслями городского хозяйства, в настоящее время невозможен без использования рыночных механизмов, а также механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов исполнительной власти города Москвы, бизнеса, а также научных и общественных организаций в реализации комплексных проектов и программ.
3. Цели и задачи Государственной программы
Основные цели Государственной программы
1. Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве.
2. Устойчивое развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра услуг.
3. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, распространение сувенирной и книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
4. Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий.
5. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга населения.
6. Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха в парках, парковых зонах, скверах и бульварах.
7. Улучшение качественного состояния поверхностных вод города для обеспечения отдыха населения.
8. Создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства.
9. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
10. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы.
11. Развитие системы экологического образования и просвещения населения.
12. Поддержание особо охраняемых территорий в надлежащем состоянии.
13. Развитие гостиничной отрасли и увеличение мест временного пребывания в городе Москве.
Задачи Государственной программы
1. Обеспечение динамичного развития индустрии отдыха и туризма в городе Москве.
2. Повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры, проведение особо значимых культурно-массовых, эколого-просветительских и спортивно-оздоровительных мероприятий как инструмента, способствующего развитию индустрии отдыха и туризма.
3. Создание новых парков по предложениям жителей (Народных парков), улучшение качественного состояния поверхностных вод города.
4. Развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных, услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей; увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов.
5. Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, проведение мероприятий и оказание услуг в течение всего года.
6. Развитие механизмов государственно-частного партнерства и других форм привлечения частных инвестиций.
7. Рост доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
8. Введение инновационных технологий управления.
9. Развитие информационных технологий.
10. Обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы.
11. Создание современных туристско-рекреационных комплексов на наиболее перспективных территориях.
12. Продвижение московского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
13. Мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования.
14. Оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма для беспрепятственного доступа и использования маломобильными группами населения.
15. Развитие дополнительных услуг, оказываемых населению государственными учреждениями города Москвы.
16. Увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов.
17. Совершенствование подготовки кадров.
18. Совершенствование нормативной правовой базы города Москвы.
19. Расширение номерного фонда гостиниц.
20. Государственная поддержка создания комфортной предпринимательской среды и привлечения внебюджетных инвестиций в строительство гостиниц.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов
Государственная программа города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы" реализуется в период с 2012 года по 2018 год и предусматривает следующие этапы: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год; IV этап - 2015 год; V этап - 2016 год, VI этап - 2017 год, VII этап - 2018 год.
Реализация Государственной программы позволит достигнуть следующих результатов в экономической сфере к 2018 году по отношению к 2010 году:
- увеличить количество и объем предоставляемых услуг посетителям парков (садов) культуры и отдыха в 4,6 раза, посетителям музеев-заповедников и музеев-усадеб в 4,4 раза;
- увеличить число международных прибытий туристов в 2,0 раза, численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,7 раза, количество номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 2 раза;
- увеличить доходы от предоставляемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения в 1,8 раза;
- увеличить долю собственных доходов парков (садов) культуры и отдыха по отношению к общему объему финансирования на текущее содержание парков культуры и отдыха до 52%;
- обеспечить долю благоустроенных территорий парковых зон, бульваров и скверов, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектур административных округов города Москвы, в их общей площади на конец года к 2018 году на уровне 100%.
В результате реализации Государственной программы будут достигнуты следующие результаты в социальной сфере по отношению к 2010 году:
- увеличение количества посетителей парков (садов) культуры и отдыха в 2,8 раза; детских парков в 1,4 раза;
- увеличение количества посетителей, занимающихся в культурно-досуговых формированиях и спортивных секциях: парков (садов) культуры и отдыха в 8,0 раз, детских парков в 2,1 раза;
- расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских мероприятий, обеспечение 100% доступа к рекреационным территориям, комплексам и объектам, расположенным на таких территориях, граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Плановые значения конечных показателей Государственной программы и подпрограмм.
Конечными показателями Государственной программы в 2018 году являются:
- доля благоустроенных территорий парков (садов) культуры и отдыха, парковых зон, бульваров и скверов в их общей площади на конец года - 78%;
- доля посетителей, охваченных культурно-досуговыми и спортивно-оздоровительными услугами, от общего количества посетителей парков культуры и отдыха, музеев-усадеб - 63%;
- прирост числа международных прибытий по сравнению с 2011 годом - 77%.
Конечные показатели подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" в 2018 году:
- посещаемость парков культуры и отдыха (количество посещений на 1 тыс. жителей в год) - 3221 посещений на 1 тыс. жителей;
- доля собственных доходов парков по отношению к общему объему финансирования на текущее содержание парков культуры и отдыха (из бюджета города Москвы и собственных доходов парков культуры и отдыха) - 52%;
- общая площадь парков (садов) культуры и отдыха и музеев - 4 113 га.
Конечный показатель подпрограммы "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования" в 2018 году:
количество новых элементов отдыха и досуга, размещенных на территориях парков (детские и спортивные площадки, площадки тихого отдыха, катки, эстрадные площадки, туалеты) - 1200 штук.
Конечные показатели подпрограммы "Развитие туризма" в 2018 году:
- число международных прибытий, в том числе - 7,8 миллионов прибытий;
- число международных прибытий из государств-участников СНГ - 3,8 миллионов прибытий;
- число международных прибытий из других иностранных государств - 4,0 миллионов прибытий.
5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы, подпрограмм и результатов основных мероприятий
Эффективность и результативность Государственной программы оценивается на основании показателей, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах.
Экономический эффект Государственной программы будет достигнут прежде всего путем привлечения инвестиций в индустрию отдыха и туризма города Москвы. Комплекс мероприятий Государственной программы позволит создать привлекательные условия для бизнеса, адаптировать природные зоны отдыха к новым условиям и сформировать эффективные экономические механизмы, улучшающие их функционирование в условиях рыночных отношений. Также увеличится туристический поток, интерес жителей города Москвы к столичным рекреационным зонам, что приведет к созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет города Москвы.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей по годам реализации представлены в приложении 2 к Государственной программе.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
В целях обеспечения динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы Государственная программа включает в себя 3 подпрограммы:
1. "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" (таблица 1 приложения 1 к Государственной программе).
2. "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования" (таблица 2 приложения 1 к Государственной программе).
3. "Развитие туризма" (таблица 3 приложения 1 к Государственной программе).
7. Описание подпрограмм Государственной программы
7.1. Подпрограмма "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Основные цели подпрограммы
1. Устойчивое развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра услуг.
2. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, распространение сувенирной и книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
Задачи подпрограммы
1. Развитие разнообразных видов культурных и досуговых услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей.
2. Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, развитие всесезонных форм работы с посетителями.
3. Увеличение собственных доходов государственных учреждений города Москвы.
4. Развитие дополнительных услуг, оказываемых населению государственными учреждениями города Москвы.
5. Увеличение числа посетителей.
6. Оптимизация сочетания долей бюджетного и внебюджетного финансирования, создание условий для привлечения инвестиций, развития частно-государственного партнерства.
Мероприятия подпрограммы
1. Оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных казенных учреждений.
2. Благоустройство территорий парков культуры и отдыха.
3. Ремонтные работы парков культуры и отдыха и музеев (включая проектирование).
4. Расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских и иных мероприятий.
5. Ремонтные работы музеев-усадеб и музеев-заповедников (включая проектирование).
6. Благоустройство территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников.
7. Мероприятия по обеспечению безопасности в государственных учреждениях.
7.2. Подпрограмма "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования"
Основные цели подпрограммы
1. Повышение уровня благоустройства городских озелененных территорий I и II категорий.
2. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга жителей и гостей города Москвы.
3. Повышение привлекательности парков, парковых зон, скверов и бульваров для инвесторов в целях организации в них комплекса услуг для развития индустрии отдыха.
4. Улучшение качественного состояния поверхностных вод города для обеспечения отдыха населения.
Задача подпрограммы
Обеспечить благоустройство парков и парковых зон, скверов и бульваров, иных территорий зеленого фонда, водных объектов города Москвы, развитие их инфраструктуры в целях создания условий для повышения привлекательности в качестве объектов досуга и отдыха жителей и гостей города Москвы.
Мероприятия подпрограммы
1. Приспособление парков, бульваров и скверов к организации досуга населения.
2. Охрана и капитальный ремонт поверхностных вод города Москвы, нормативно-правовое обеспечение мероприятий.
3. Содержание объектов озеленения и территорий зеленого фонда.
4. Создание парка 850-летия Москвы.
5. Реализация комплекса мер, направленных на развитие зеленых зон, природных и озелененных территорий (с 2014 года).
6. Возмещение затрат Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" по эксплуатации декоративных прудов.
7. Содержание произведений монументального искусства и прилегающих к ним территорий, зон отдыха и иные расходы по благоустройству (с 2014 года).
8. Благоустройство территорий с целью организации Народных парков.
9. Возмещение Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" затрат по реабилитации прудов, расположенных в парках культуры и отдыха города Москвы (2013 год).
10. Возмещение затрат Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" по расчистке русла реки Яузы (2013-2014 годы).
7.3. Подпрограмма "Развитие туризма"
Основные цели подпрограммы
1. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями.
2. Повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
3. Развитие гостиничной отрасли и увеличение мест временного пребывания в городе Москве.
Задачи подпрограммы
1. Совершенствование нормативной правовой базы в области развития туризма.
2. Развитие туристской инфраструктуры.
3. Повышение качества обслуживания.
4. Расширение ассортимента туристского продукта.
5. Совершенствование подготовки кадров.
6. Продвижение туристского продукта города Москвы на внутреннем и внешнем рынках, мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования.
7. Расширение номерного фонда гостиниц.
8. Государственная поддержка создания комфортной предпринимательской среды и привлечения внебюджетных инвестиций в строительство гостиниц.
Мероприятия подпрограммы
1. Развитие туристической инфраструктуры.
2. Выставочно-ярмарочная деятельность и проведение "знаковых" мероприятий.
3. Повышение качества туристического обслуживания.
4. Информационно-рекламные мероприятия по продвижению услуг.
5. Строительство гостиниц.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм
8.1. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий Государственной программы, определен исходя из разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации, в соответствии с методическими рекомендациями и сборниками цен на проектно-изыскательские работы.
Финансовое обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, а также за счет средств юридических и физических лиц, в том числе средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности и средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах Государственной программы составляет 174 646 876,3 тыс. рублей, из них:
- за счет средств бюджета города Москвы - 159 183 658,1, тыс. рублей;
- за счет средств федерального бюджета - 33 138,9 тыс. рублей;
- за счет средств юридических и физических лиц - 15 430 079,3 тыс. рублей, в том числе: за счет средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности 8 738 799,6 тыс. рублей; за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 6 691 279,7 тыс. рублей.
Расшифровка объемов финансирования по источникам и в разбивке по годам представлена в Паспорте Государственной программы, а также в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8.2. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Объем финансировых# ресурсов в разрезе по годам реализации подпрограммы уточняется при составлении проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет: 60 056 675,1 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета города Москвы 51 317 875,5 тыс. рублей, за счет средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности составляет 8 738 799,6 тыс. рублей.
С учетом этого объемы финансирования подпрограммы за счет средств учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности уточняются в процессе ее реализации.
8.3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования"
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет: 107 300 579,1 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета города Москвы 105 735 448,0 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета 33 138,9 тыс. рублей, за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 1 531 992,2 тыс. рублей.
8.4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Развитие туризма"
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет 7 289 622,1 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета города Москвы 2 130 334,6 тыс. рублей, за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 5 159 287,5 тыс. рублей.
8.5. Объемы финансовых ресурсов государственной программы в структуре 2012-2013 годов
Общий объем финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы в структуре, дейстовавшей# в период 2012-2013 годов, составил 36 051 336,2 тыс. рублей за счет средств бюджета города Москвы (приложение 3.1 к Государственной программе).
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере индустрии отдыха и туризма, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы
Важной мерой правового регулирования процесса развития инфраструктуры отдыха и досуга населения станет разработка и утверждение отраслевой схемы размещения объектов индустрии отдыха и туризма на природных и озелененных территориях, проектов планировок рекреационных территорий как столичного, так и районного уровней, а также концепций реставрации объектов культурного наследия - произведений садово-паркового искусства.
В рамках подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" предусматриваются следующие меры государственной поддержки:
- полное освобождение от уплаты налога на имущество бюджетных и казенных учреждений города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";
- полное освобождение от уплаты налога на землю учреждения культуры в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области культуры в соответствии с Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге".
Оценка применения данных мер государственного регулирования по годам реализации подпрограммы представлена в приложении 5 к Государственной программе.
10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
Оценка эффективности и результативности Государственной программы представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Государственной программы, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах. Эффективность и результативность Государственной программы оценивается с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы, и возможных рисков.
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно и обеспечивает мониторинг результатов реализации Государственной программы с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Государственной программы.
Для оценки эффективности реализации Государственной программы используются показатели (критерии) эффективности, которые отражают выполнение мероприятий Государственной программы.
Оценка эффективности производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями показателей (критериев).
Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы (далее - Методика) определяет алгоритм оценки результативности и эффективности Государственной программы по отдельным этапам и итогам реализации.
Результативность оценивается как степень достижения запланированных нефинансовых результатов реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения план-фактного анализа реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Результативность оценивается по нефинансовым и финансовым показателям реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Индекс результативности определяется по следующей формуле:
где:
- индекс результативности;
- достигнутый результат;
- плановый результат.
Эффективность оценивается как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы к затратам по основным мероприятиям, подпрограммам и Государственной программе в целом.
Эффективность основного мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом определяется по индексу эффективности.
Индекс эффективности определяется по формуле:
где:
- индекс эффективности;
- индекс нефинансовой результативности;
- индекс финансовой результативности.
По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Качественная оценка мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом по показателю Индекс эффективности ():
- высокоэффективные, при значении от 1,0 до 2,0;
- уровень эффективности средний, при значении от 0,7 до 1,0;
- уровень эффективности низкий, при значении от 0,5 до 0,7;
- неэффективные, при значении менее 0,5 или более 2,0.
Эффективность реализации Государственной программы также оценивается как степень фактического достижения показателей по следующей формуле:
где:
- эффективность реализации Государственной программы (процентов);
- фактический показатель, достигнутый в ходе реализации Государственной программы;
- нормативный показатель, утвержденный Государственной программой;
- количество показателей (критериев) Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.