Services of trade. General requirements for the small retail trade facilities
Дата введения - 1 января 2013 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к объектам мелкорозничной торговли.
Настоящий стандарт предназначен для юридических лиц различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги торговли в объектах мелкорозничной торговли.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования
ГОСТ Р 51305-2009 Услуги торговли. Требования к персоналу
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51304, ГОСТ Р 51305, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 нестационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
3.2 торговая деятельность (торговля): Вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
4 Классификация объектов мелкорозничной торговли
4.1 К объектам мелкорозничной торговли относят нестационарные торговые объекты, предназначенные и используемые для выкладки (демонстрации) товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Объекты мелкорозничной торговли классифицируют на павильоны, киоски, торговые автоматы, бахчевые развалы, елочные базары, передвижные (мобильные) и др. сооружения.
4.1.1 Павильон - временное сооружение с торговым залом и помещениями для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов.
4.1.2 Киоск - временное, оснащенное торговым оборудованием сооружение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. В киосках реализуют мороженое, табачные изделия, безалкогольные напитки, в том числе предназначенные для реализации в розлив, продукцию периодической печати, цветы и т. п.
4.1.3 Торговый автомат - автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца.
4.1.4 Бахчевой развал - специально оборудованная временная конструкция, представляющая собой обособленную площадку для продажи сезонной бахчевой продукции.
Примечание - Площадка для продажи может быть оборудована ограждениями, сетками, корзинами, зонтами, тентами, навесами и т. п.
4.1.5 Елочный базар - специально оборудованная временная конструкция, представляющая собой обособленную площадку для новогодней (рождественской) продажи натуральных деревьев и веток деревьев хвойных пород - елок, сосен и пр.
4.1.6 К передвижным (мобильным) сооружениям относят объекты развозной и разносной торговли, в том числе: автомагазины (автолавки, автоприцепы, автофургоны), автоцистерны, ручные тележки, торговые палатки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.
4.1.6.1 Автомагазины, автолавки, автофургоны представляют собой автотранспортные средства (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день. Через эти средства реализуют сельскохозяйственную продукцию, непродовольственные товары и пр.
4.1.6.2 Автоцистерны представляют собой изотермические емкости, установленные на автотранспортные средства и предназначенные для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив (квас, пиво, вино и пр.).
4.1.6.3 Ручные тележки представляют собой передвижные торговые объекты для осуществления разносной торговли, оснащенные колесным механизмом для перемещения товаров и используемые для продажи штучных и фасованных товаров.
Примечание - Для продажи мороженого и охлажденных напитков используют ручные тележки, оснащенные холодильным оборудованием, для продажи горячих изделий - ручные тележки, оснащенные изотермическими или подогреваемыми емкостями.
4.1.6.4 Палатка торговая представляет собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, не имеющую торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанную на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.
5 Общие требования
5.1 Через объекты мелкорозничной торговли осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий приобретения, например, примерки и т. д.), продукции общественного питания в упакованном виде (полуфабрикатов, кулинарных изделий, хлебобулочных и кондитерских изделий и др.).
5.2 При осуществлении торговли в объектах мелкорозничной торговли следует соблюдать товарную специализацию объекта, минимальный ассортиментный перечень в постоянной продаже и номенклатуру дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией.
5.3 Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания в объектах мелкорозничной торговли определяют самостоятельно исполнители услуг в соответствии с профилем и специализацией торговой деятельности.
5.4 Режим работы объектов мелкорозничной торговли муниципальной собственности устанавливают местные органы исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной специализации предприятий. Режим работы объектов мелкорозничной торговли иных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.
5.5 Объекты мелкорозничной торговли: палатки, киоски - должны иметь вывеску (или трафарет), на которой указывают его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовую форму (принадлежность), юридический адрес. Допускается размещать на вывеске зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и знаки обслуживания, а также декоративные элементы. Тексты, содержащиеся на вывеске, должны быть выполнены на русском языке, включая зарегистрированные товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания.
На автолавках, автоприцепах, автоцистернах, тележках, лотках, развалах должна быть четкая надпись или трафарет, указывающие на их принадлежность.
5.6 Объекты мелкорозничной торговли обязаны довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах и реализуемых товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Требования к содержанию информации для потребителей определяются законодательством и правилами продажи товаров отдельных видов [1], [2].
6 Требования к размещению объектов мелкорозничной торговли
6.1 Размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляют в порядке, установленном правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов [3], с учетом региональных особенностей. Размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляется на основании правоустанавливающих документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (договоров об аренде и т. п.).
6.2 Не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли:
- в 25-метровой зоне от периметра технических сооружений и наземных вестибюлей станций метрополитена, за исключением торговых автоматов на станциях метрополитена и киосков со специализацией: продажа периодической печатной продукции, театральных билетов, билетов на городской пассажирский транспорт, аптечных товаров;
- в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных) на расстоянии менее 5 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов;
- в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
6.3 При размещении объектов мелкорозничной торговли должны быть обеспечены благоустройство и оборудование мест размещения, в том числе:
- благоустройство площадки для размещения нестационарного торгового объекта и прилегающей территории;
- возможность подключения нестационарных торговых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (при необходимости);
- удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, заездные карманы;
- беспрепятственный проезд пожарного и медицинского транспорта, транспортных средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) к существующим зданиям, строениям и сооружениям.
6.4 Планировка и конструктивное исполнение объектов мелкорозничной торговли должны обеспечивать требуемые условия приема, хранения и отпуска товаров.
6.5 Торговая деятельность в объектах мелкорозничной торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При оказании услуг торговли следует соблюдать предельно допустимые уровни шума, вибрации и иных физических воздействий.
7 Требования к оборудованию и инвентарю объектов мелкорозничной торговли
7.1 Объекты мелкорозничной торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, соответствующими требованиям нормативных документов и изготовленными из материалов, разрешенных к применению органами Роспотребнадзора.
Не допускается продажа в объектах мелкорозничной торговли скоропортящихся продовольственных товаров при отсутствии средств охлаждения.
7.2 Применяемые средства измерений должны быть исправны и проходить поверку в установленном порядке в органах государственной метрологической службы. Не допускается использование безменов, бытовых, медицинских, передвижных товарных ("почтовых") весов.
7.3 В палатках и киосках, реализующих продовольственные товары, торговые прилавки должны иметь гигиеническое покрытие и быть изготовленными из водонепроницаемых материалов.
7.4 Лотки должны быть обеспечены складными подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.
7.5 Торговый инвентарь должен быть изготовлен из легко моющихся материалов и содержаться в чистоте. Мерные тару и емкости для розлива не разрешается использовать для других целей.
8 Правила продажи товаров в объектах мелкорозничной торговли
8.1 На все товары, реализуемые в объектах мелкорозничной торговли, должны быть в наличии документы, указывающие их происхождение и источник поступления, а также документы, подтверждающие безопасность и качество. Не допускается прием и продажа товаров, поступивших без сопроводительных документов и маркировки.
Приемку, хранение и продажу товаров в объектах мелкорозничной торговли осуществляют с соблюдением действующих правил продажи товаров отдельных видов [2], с которыми должен быть ознакомлен персонал мелкорозничной сети.
8.2 Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками цен (ценниками) с указанием наименования товара, сорта и цены за массу или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В ценниках следует указывать следующие реквизиты на реализуемые товары:
а) на продовольственные товары:
- для весовых товаров - наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цену за килограмм или 100 г;
- для товаров, продаваемых в розлив, - наименование товара, цену за единицу емкости или отвеса;
- для штучных товаров и напитков - наименование товара, емкость или массу, цену за фасовку;
б) на непродовольственные товары:
- наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цену за килограмм, литр или штуку;
- для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т. п.) - наименование товара и цену за штуку.
Допускается размещение в доступном для потребителей месте прайс-листа со всеми необходимыми реквизитами, установленными для ценников на реализуемые товары.
8.3 Полуфабрикаты, кулинарные изделия, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия реализуют только в упакованном виде.
8.4 Запрещена реализация пищевых продуктов в посуде одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора.
8.5 При торговле через автоцистерны нерасфасованные жидкие продукты разрешено отпускать в посуду потребителей по массе или с применением стандартной мерной емкости. При взвешивании не допускается отлив жидких продуктов из тары покупателя в тару объекта мелкорозничной торговли.
8.6 Торговля вразвал для объектов мелкорозничной торговли разрешена только для бахчевой продукции.
8.7 Денежные расчеты с населением в объектах мелкорозничной торговли должны осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации [4].
8.8 В объектах мелкорозничной торговли, осуществляющих расчеты с применением контрольно-кассовых машин, покупателям обязательно следует выдавать вместе с покупкой чек в соответствии с [4].
8.9 Взвешивание и отмеривание товара за прилавком следует проводить таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
8.10 При выкладке и хранении товаров на витринах и прилавках в объектах мелкорозничной торговли работники обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, режимы хранения товаров (температуру, влажность, освещение, сроки годности) в соответствии с требованиями нормативных и технических документов.
8.11 Продажу продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли, следует осуществлять с соблюдением этих правил.
9 Требования безопасности
9.1 В объектах мелкорозничной торговли должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья покупателей и соблюдение действующих правил торговли [1], [2], [5].
9.2 Объекты мелкорозничной торговли должны соответствовать требованиям пожаробезопасности [6] и должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
Кроме того, в торговых объектах с торговыми залами должны быть разработаны и размещены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (пожара и т. п.).
9.3 Осуществление торговой деятельности в объектах мелкорозничной торговли не должно вызывать ухудшения характеристик окружающей среды (загрязнение почв; запыленность, задымленность и загазованность атмосферного воздуха; уничтожение растительного покрова, повреждение и выжигание многолетних зеленых насаждений; загрязнение окружающей среды электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий) в соответствии с [7].
9.4 При осуществлении торговой деятельности не допускается:
- использование механизмов и оборудования, не отвечающих требованиям экологической безопасности;
- сброс в открытые водоемы загрязненных производственных и бытовых сточных вод без соответствующей очистки;
- сброс сточных вод после мытья посуды, тары и инвентаря непосредственно на прилегающую территорию.
9.5 При эксплуатации торговых автоматов следует руководствоваться Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей [8].
10 Требования к персоналу объектов мелкорозничной торговли
10.1 Персонал объектов мелкорозничной торговли должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51305, разделы 4, 5, 6.
10.2 Персонал объектов мелкорозничной торговли обязан:
- содержать объект торговли, торговое оборудование, инвентарь в чистоте;
- предотвращать проникновение в помещение объекта грызунов, насекомых, синатропных птиц и животных;
- предохранять товары от пыли, загрязнения, порчи;
- строго соблюдать правила личной гигиены и гигиены рабочего места;
- соблюдать правила эксплуатации оборудования, правила охраны труда и техники безопасности согласно [9].
10.3 Персонал объектов мелкорозничной торговли должен быть подготовлен к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10.4 Продавец может покидать рабочее место только в случае замены его другим продавцом.
10.5 Персоналу запрещены на рабочих местах прием пищи и курение.
10.6 Запрещен допуск в объекты мелкорозничной торговли посторонних лиц, за исключением работников, имеющих на это право по роду своей службы.
Библиография
[1] |
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями |
|
[2] |
Правила продажи отдельных видов товаров и перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации с изменениями и дополнениями |
|
[3] |
Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 772 |
|
[4] |
Федеральный закон от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями |
|
[5] |
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утверждены постановлением Главного государственного врача РФ от 07.09.2001 г. N 20 с изменением N 1, утвержденным постановлением Роспотребнадзора от 03.05.2007 г. N 26 |
|
[6] |
Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" |
|
[7] |
Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями |
|
[8] |
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 г. N 6, зарегистрирован в Минюсте РФ от 22.01.2003 г. N 4145 |
|
[9] |
Межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54608-2011 "Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 742-ст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2012 г.
1 Разработан открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 742-ст
4 Введен впервые