Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федерального
агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
от 18 октября 2013 г. N 382/ГС
Методические рекомендации
по разработке программ в области обращения с отходами
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают рекомендации по составу, разработке и утверждению программ в области обращения с отходами (далее - программа) муниципальных образований (далее - МО) и предназначены для использования органами местного самоуправления при разработке, утверждении и реализации программ.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления МО, имеющих статус поселений и городских округов, а в части решения вопросов переработки и утилизации бытовых отходов и иных вопросов, отнесенных к вопросам местного значения муниципального района, также для органов местного самоуправления МО, имеющих статус муниципального района.
II. Разработка и утверждение программы
2. Программа утверждается представительным органом МО на основании документов территориального планирования.
3. Разработка программы может быть организована:
а) органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджета МО;
б) органами местного самоуправления с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета МО;
в) органами местного самоуправления с привлечением муниципальных унитарных предприятий, иных организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории МО, а также любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы.
4. Независимо от источников финансирования разработки программы органам местного самоуправления рекомендуется организация взаимодействия исполнителей по разработке программы и представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, образователей отходов производства, организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы.
5. Проект программы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за две недели до ее утверждения, а также рекомендуется размещение на официальном сайте МО в сети Интернет.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту программы.
6. Утвержденная программа подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
7. Утвержденная программа размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
III. Состав программы
8. Программа - это программа развития системы обращения с отходами, образуемыми на территории муниципального образования, путем строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (далее - ТБО), отходов производства, очистки промышленных стоков и сбросов, которая обеспечивает реализацию приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления, развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями социально-экономического развития муниципального образования, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории МО.
9. Рекомендуется, чтобы перспективный период, на который разрабатывается программа, был приближен к периоду, на который разработаны документы территориального планирования. При этом может быть выделено несколько периодов с разной детализацией проработки проектов программы.
10. При разработке программы рекомендуется провести проверку доступности для граждан стоимости всех коммунальных услуг с учетом затрат на реализацию предложенной программы. Для этого в составе программы рекомендуется делать прогноз стоимости всех коммунальных ресурсов и осуществлять проверку прогнозного совокупного платежа населения за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности.
11. В программе рекомендуется определить затраты на реализацию мероприятий программы, эффекты, возникающие в результате реализации мероприятий программы и источники инвестиций для реализации мероприятий программы.
12. Программу рекомендуется разрабатывать в отношении всех видов отходов, образуемых на территории МО на момент разработки программы, и тех видов отходов, которые могут быть образованы в перспективный период с учетом прогнозов социально-экономического развития МО.
13. В программе рекомендуется приоритетно представлять проекты, направленные на повышение доли отходов, направляемых в повторный хозяйственный оборот в качестве вторичных сырьевых и вторичных энергетических ресурсов, а также проекты, направленные на формирование объектов локальной тепло- и электроэнергетики с использованием вторичных энергетических ресурсов.
Рекомендуется представить в составе программы разделы, обосновывающие выбор проектов с точки зрения обеспечения экологической безопасности, надежности, энергоэффективности.
Рекомендуется представить в программе разделы, обосновывающие выбор проектов с учетом прогноза социально-экономического развития МО, производства наиболее востребованных видов вторичных сырьевых ресурсов и изделий (полуфабрикатов) из них, и выбор наилучших доступных технологий для такого производства.
14. В программе рекомендуется представлять проекты, направленные на улучшение экологической ситуаций на территории МО, с учетом достижения организациями коммунального комплекса и ресурсоснабжающими организациями нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
15. При включении в программу проектов, направленных на формирование объектов локальной тепло- и электроэнергетики с использованием вторичных энергетических ресурсов рекомендуется учитывать, что:
1) решение о строительстве объекта по производству тепловой энергии может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления только при условии обоснования невозможности и (или) экономической нецелесообразности удовлетворения потребности в тепловой энергии за счет проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также за счет электрических станций, существующих или строящихся, либо планируемых для строительства и осуществляющих производство тепловой энергии;
2) выбор между реконструкцией существующего объекта по производству тепловой энергии и строительством нового такого объекта и (или) определение при строительстве нового объекта по производству тепловой энергии типа такого объекта и его характеристик осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления таким образом, чтобы минимизировать совокупные затраты (включая постоянную и переменную части затрат) на производство и передачу потребителям планируемого объема тепловой энергии.
16. В состав программы рекомендуется включать мероприятия программы энергосбережения МО.
17. Программу рекомендуется разрабатывать в составе следующих документов:
а) Программный документ;
б) Обосновывающие материалы к программному документу (далее - Обосновывающие материалы).
Кроме того, в случае разработки в рамках программы транспортно-логистических схем сбора и транспортирования ТБО к объектам утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО с учетом перспектив жилищного и общественно-делового строительства рекомендуется также включать их в состав Обосновывающих материалов.
IV. Состав программного документа
18. В состав программного документа рекомендуется включить следующие разделы:
а) "Паспорт программы";
б) "Характеристика существующего состояния инфраструктуры, используемой для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО";
в) "Характеристика существующего состояния инфраструктуры, используемой для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства";
г) "Перспективы развития муниципального образования, прогноз образования отходов и динамики их морфологического состава";
д) "Целевые показатели развития системы обращения с отходами";
е) "Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей";
ж) "Источники инвестиций, тарифы и доступность программы для населения и образователей отходов производства";
з) "Управление программой".
19. В состав раздела 1 "Паспорт программы" программного документа рекомендуется включить таблицу с основными параметрами программы, в том числе:
а) наименование программы;
б) основание для разработки программы;
в) заказчик программы;
г) разработчик программы;
д) цель программы;
е) задачи программы;
ж) важнейшие целевые показатели программы;
з) сроки и этапы реализации программы;
и) объемы и источники финансирования программы.
20. В состав раздела 2 "Характеристика существующего состояния инфраструктуры, используемой для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО" и раздела 3 "Характеристика существующего состояния инфраструктуры, используемой для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства" программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:
а) краткий анализ существующего состояния инфраструктуры накопления и сбора ТБО (отходов производства);
б) краткий анализ существующего состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО.
в) Краткий анализ существующего состояния рекомендуется проводить по следующим характеристикам:
г) институциональная структура (организации, работающие в данной сфере, действующая договорная система и система расчетов);
д) характеристика системы обращения с отходами (основные технические характеристики, а также общие и специальные технико- экономические показатели объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов);
е) транспортно-логистические схемы сбора и транспортирования ТБО и технологические зоны обслуживания, закрепленные за объектами;
ж) резервы и дефициты по технологическим зонам и по МО в целом;
з) надежность работы системы;
и) воздействие на окружающую среду;
к) тарифы, структура себестоимости утилизации, обезвреживания и захоронения отходов с выделением расходов на транспортирование к объектам от мест накопления и сбора;
л) технические и технологические проблемы в системе;
м) указание на утвержденную программу энергоресурсосбережения;
н) анализ состояния выполнения программы в части установки приборов учета и в части реализации энергосберегающих мероприятий, в том числе выполнение целевых показателей программы.
21. В состав раздела 4 "Перспективы развития муниципального образования, прогноз образования отходов и динамики их морфологического состава" программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:
Количественное определение перспективных показателей развития МО, на основе которых разрабатывается программа, со ссылкой на их обоснование в разделе 1 "Перспективные показатели развития МО для разработки программы" Обосновывающих материалов.
Перечень рекомендуемых перспективных показателей включает: динамику численности населения, динамику ввода, сноса и капитального ремонта многоквартирных домов, динамику частной жилой застройки, площадей бюджетных организаций, административно-коммерческих зданий, прогнозируемые изменения в промышленности на весь период разработки программы, с выделением этапов.
22. В состав раздела 5 "Целевые показатели развития системы обращения с отходами" программного документа рекомендуется включить следующие показатели:
а) критерии доступности для населения коммунальных услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО;
б) показатели потребностей в утилизации, обезвреживании и захоронении отходов по видам;
в) величины новых нагрузок (по каждому виду отходов), возникающих в соответствии с прогнозом социально-экономического развития МО;
г) показатели качества утилизации, обезвреживания и захоронения отходов по видам (специальные ТЭП);
д) показатели эффективности транспортирования отходов (удельные расходы топлива, количество используемого транспорта, доля отраслевого спецтранспорта в нагрузке на улично-дорожную сеть, в том числе в часы пиковых нагрузок);
е) показатели воздействия на окружающую среду.
Рекомендуется привести количественные показатели по каждой из перечисленных групп на весь период разработки программы, с выделением этапов.
Количественные показатели рекомендуется приводить со ссылкой на их обоснование, приведенное в разделе 5 "Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры" Обосновывающих материалов.
23. В состав раздела 6 "Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей" программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:
а) программа строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации ТБО;
б) программа строительства и (или) модернизации объектов, используемых для обезвреживания ТБО;
в) программа строительства и (или) модернизации объектов, используемых для захоронения ТБО;
г) программа поэтапного закрытия и ликвидации полигонов и свалок ТБО с производством вторичных сырьевых и энергетических ресурсов из свалочного тела в связи с повышением доли отходов, вовлекаемых в повторный хозяйственный оборот;
д) программа строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства;
е) взаимосвязанность проектов.
В состав каждого подраздела рекомендуется включать план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Каждый из указанных разделов рекомендуется представлять в виде таблицы с перечнем инвестиционных проектов, которые были отобраны для обеспечения целевых показателей развития системы обращения с отходами, со ссылками на соответствующие разделы Обосновывающих материалов.
По каждому проекту рекомендуется указать:
а) краткое описание проекта;
б) конкретную цель проекта;
в) технические параметры проекта;
г) необходимые капитальные затраты;
д) срок реализации проекта;
е) ожидаемые эффекты, с выделением каждого из ожидаемых эффектов и количественное их определение;
ж) сроки получения эффектов;
з) простой срок окупаемости проекта.
24. В состав раздела 7 "Источники инвестиций, тарифы и доступность программы для населения и образователей отходов производства" программного документа рекомендуется включать:
а) таблицу с указанием объемов и каждого источника инвестиций по каждому проекту со ссылкой на их обоснование в разделе 12 "Финансовые потребности для реализации программы" Обосновывающих материалов. Рекомендуется выделить следующие источники инвестиций: собственные средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления, снижение затрат за счет реализации проектов), дополнительная эмиссия акций, бюджетные средства (местного, регионального, федерального бюджетов), кредиты (указать условия привлечения кредитов), средства частных инвесторов (в том числе по договору концессии);
б) краткое описание форм организации каждого или групп проектов со ссылкой на их обоснование в разделе 13 "Организация реализации проектов" Обосновывающих материалов. Рекомендуется выделить следующие группы проектов:
проекты, реализуемые действующими ОКК;
проекты, выставляемые на конкурс для привлечения сторонних инвесторов (в том числе организаций или индивидуальных предпринимателей по договору коммерческой концессии);
проекты, для реализации которых создаются организации с участием МО;
проекты, для реализации которых создаются организации с участием действующих ОКК;
таблицу с указанием необходимой для реализации программы динамики уровней тарифов, платы (тарифа) за подключение (присоединение) на весь период разработки программы по каждой организации в ценах отчетного года (со ссылкой на обоснования в разделе 14 "Программы инвестиционных проектов и тариф" Обосновывающих материалов);
в) таблицу на весь период разработки программы (со ссылкой на раздел 15 "Прогноз расходов населения на коммунальные ресурсы, расходов бюджета на социальную поддержку и субсидии, проверка доступности тарифов на коммунальные услуги" Обосновывающих материалов) с показателями:
рассчитанной платы населения за коммунальные услуги с выделением каждого вида коммунальных услуг;
рассчитанных дополнительных (по отношению к отчетному году) расходов бюджета на социальную поддержку и субсидии населению;
рассчитанных численных значений каждого из критериев доступности коммунальных услуг для населения.
Рекомендуется сравнить рассчитанные значения критериев доступности для населения коммунальных услуг с целевыми показателями критериев доступности на всем периоде разработки программы и сделать вывод об их соблюдении.
25. В состав раздела 8 "Управление программой" программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:
а) ответственный за реализацию программы;
б) план-график работ по реализации программы (включая сроки разработки технических заданий для организаций коммунального комплекса, утверждения тарифов, принятия решений по выделению бюджетных средств, подготовка и проведение конкурсов на привлечение инвесторов, в том числе на концессию и т.д.);
в) порядок предоставления отчетности по выполнению программы;
г) порядок и сроки корректировки программы.
Перспективные территориальные схемы (системы) обращения с отходами рекомендуется разрабатывать с учетом требований СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
В состав территориальной схемы обращения с отходами поселения рекомендуется включать:
а) расчет перспективных количеств образующихся отходов и прогноз их морфологического состава;
б) расчет систем сбора и транспортировка отходов;
в) распределение образующихся отходов по действующим и проектируемым предприятиям по утилизации и переработке отходов;
г) распределение образующихся отходов по действующим и проектируемым полигонам;
д) закрепление площадок под полигоны и предприятия;
е) размещение баз предприятий по обеспечению вывоза, захоронения (утилизации) отходов поселения.
Перспективные территориальные схемы (системы) обращения с отходами поселений рекомендуется выполнять комплексно, с увязкой между собой различных этапов обращения с отходами: сбора, сортировки, транспорта, переработки, утилизации, захоронения. Предложениями рекомендуется предусматривать возможность поэтапного развития системы обращения с отходами без коренного переустройства сооружений на каждом этапе.
В: состав перспективной территориальной схемы обращения с отходами рекомендуется включать:
а) анализ существующего положения территориальных схем обращения с отходами;
б) перспективные количества образующихся отходов;
в) предложения по новому строительству и расширению полигонов для хранения и переработки отходов;
г) предложения по новому строительству и реконструкции действующих объектов по переработке и утилизации отходов;
д) потребность в основном оборудовании и материалах;
е) стоимость строительства и реконструкции;
ж) технико-экономические показатели территориальных схем обращения с отходами.
В раздел "Перспективные количества образующихся отходов" рекомендуется включать:
а) сведения о количествах образующихся ТБО, в том числе: отходы городского населения, отходы сельского населения, отходы сезонного населения;
б) сведения о количествах образующихся промышленных отходов, приравниваемых к ТБО;
в) сведения о количествах образующихся строительных отходов и отходов ремонта зданий и сооружений;
г) сведения о количествах образующихся загрязненных грунтов;
д) сведения о количествах образующихся медицинских отходов;
е) сведения об объектах размещения отходов, в том числе: действующих полигонах, действующих объектах сортировки и предварительной переработки отходов, закрытых свалках, требующих рекультивации;
ж) сведения о прочих объектах обращения с отходами (например, комплексах по сортировке отходов производства и потребления);
з) сведения о переработчиках отходов.
В раздел "Предложения по строительству и расширению (рекультивации) системы обращения с отходами" рекомендуется включать:
а) сведения об объектах систем обращения с отходами, предлагаемых к новому строительству для обеспечения перспективного увеличения объемов образующихся отходов;
б) сведения о действующих объектах, предлагаемых к расширению для обеспечения перспективных приростов образующихся отходов;
в) сведения о закрытых полигонах, предлагаемых к рекультивации;
г) сведения о запланированных к новому строительству заводов и комплексов по сортировке, подготовке, утилизации, переработке отходов;
д) цели и задачи нового строительства/реконструкции головного объекта;
е) юридический статус объекта;
ж) место размещения;
з) исходные технические требования к созданию полигона и/или основному оборудованию заводов и комплексов;
и) описание структуры и количества принимаемых отходов;
к) обоснование выбора предлагаемой технологии (складирование, захоронение, сортировка, переработка, утилизация);
л) состав основного оборудования;
м) обоснование загрузки оборудования;
н) оценка воздействия на окружающую среду;
о) технико-экономические показатели головного объекта.
В раздел "Предложения по созданию и модернизации систем сбора, транспортировки и сортировки отходов" рекомендуется включать:
а) сведения о предлагаемых к созданию системах сбора, сортировки и транспортировки отходов, обеспечивающих совершенствование систем обращения с отходами;
б) цели и задачи создания системы;
в) описание вариантов маршрутов сбора отходов;
г) исходные технические требования к транспортным и сортирующим системам;
д) прогноз прироста образующихся отходов;
е) диспетчеризация.
В раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" рекомендуется включать следующие разделы:
а) краткая характеристика климатических условий района расположения объекта;
б) сведения о составе и количестве выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от отвалов ТБО;
в) расчет выбросов от проектируемого полигона на основе объектов- аналогов;
г) обоснование интенсивности горения;
д) обоснование учета нестационарности выбросов во времени;
е) обоснование исходных данных, принятых для расчета приземных концентраций вредных веществ в атмосфере;
ж) расчет концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы;
з) предложения по установлению санитарно-защитной зоны;
и) воздействие на атмосферный воздух при аварийных ситуациях;
к) методы и средства контроля за состоянием воздушного бассейна;
л) оценка воздействия на поверхностные и подземные воды;
м) защита подземных вод;
н) оценка воздействия на растительность и животный мир;
о) предложения по комплексному экологическому мониторингу.
Раздел "Оценка капитальных вложений в создание и модернизацию системы обращения с отходами поселения" рекомендуется разрабатывать с учетом следующих положений:
а) оценку капитальных вложений в создание и модернизацию системы обращения с отходами поселения рекомендуется выполнять в соответствии с территориальными справочниками на укрупненные приведенные базисные стоимости по видам капитального строительства и видам работ;
б) оценку капитальных вложений следует проводить в ценах, установленных территориальными справочниками на момент выполнения программы с последующим их приведением к текущим прогнозным ценам.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18 октября 2013 г. N 382/ГС "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.