Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 15 июня 2012 г. N АД/16039
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - А.Н. Доровского,
членов Комиссии - В.В. Лариной, Д.М. Карамышева, Я.И. Сидоровой, Р.Ф. Айнутдинова, Н.М. Семеновой, Е.В. Цыгаркиной,
рассмотрев материалы дела N 3-28-64/77-12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения Обществом с ограниченной ответственностью "Первый Чешско-Российский Банк" (далее - ООО "Первый Чешско-Российский Банк") наружной рекламы банковских услуг, а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", с признаками нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Первый Чешско-Российский Банк" - Табачниковой Н.А. (доверенность N 19/80 от 13.06.2012), Мальцева А.В. (доверенность N 12/79 от 13.06.2012), установила:
дело N 3-28-64/77-12 возбуждено Московским УФАС России по факту размещения по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, наружной рекламы банковских услуг, а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%".
В указанной рекламе усматриваются признаки нарушения ФЗ "О рекламе", а именно:
- ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", выразившиеся в размещении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе", выразившиеся в размещении рекламы банковских услуг, умалчивающей об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Комиссия Московского УФАС России, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей ООО "Первый Чешско-Российский Банк", оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.
На территории г. Москвы, в том числе по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, размещалась наружная реклама банковских услуг, а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%".
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о банковских услугах, оказываемых ООО "Первый Чешско-Российский Банк", размещенная по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, отвечает всем требованиям рекламы: распространена с использованием средств наружной рекламы, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В настоящем случае объектом рекламирования являются банковские услуги ООО "Первый Чешско-Российский Банк".
Таким образом, информация о банковских услугах, оказываемых ООО "Первый Чешско-Российский Банк", размещенная по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, признана Комиссией Московского УФАС России рекламой банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк".
Комиссией Московского УФАС России установлено, что в наружной рекламе банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенной по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, информация о максимальной процентной ставке "11,2%" выделена цветом и шрифтом большого размера, а информация об иных существенных условиях рекламируемого вклада "Вклад "Пражский Подарок" (срок вклада, сумма вклада, процентная ставка, периодичность выплаты процентов, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика), представлена мелким, трудночитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю прочесть и воспринять указанную информацию.
Реклама, распространяемая с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), направлена на импульсивное восприятие ее потребителями с дальнего расстояния.
При этом, информация о существенных условиях рекламируемого вклада "Вклад "Пражский Подарок", представленная в наружной рекламе банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенной по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом и расположена таким образом, что, учитывая размер рекламного щита и место его расположения (удаленность от земли и расположение около проезжей части), визуальное восприятие потребителями рекламы данной информации является невозможным.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что, несмотря на формальное наличие в рекламе банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенной по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, информации о существенных условиях рекламируемого вклада срок вклада, сумма вклада, первоначальный взнос, размер процентной ставки при досрочном истребовании денежных средств, возможность пополнения вклада, - является существенной информацией, влияющей на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица.
Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в наружной рекламе банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенной по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Также, Комиссией Московского УФАС России установлено, что в наружной рекламе банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенной по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, указано одно условие принимаемого ООО "Первый Чешско-Российский Банк" вклада: максимальная процентная ставка "11,2%".
При этом не указаны срок вклада, сумма вклада, процентная ставка, периодичность выплаты процентов, т.е. иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в наружной рекламе банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенной по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, установлен факт нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно письменным пояснениям Общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (далее - ООО "Гэллэри Сервис"), указанная реклама размещалась на территории г. Москвы на рекламных конструкциях ООО "Гэллэри Сервис" на основании Договора N 1390/ГС-12 от 11.11.2011 г., заключенного между ООО "Гэллэри Сервис" и ООО "Первый Чешско-Российский Банк" (вх. N 15532 от 05.06.2012).
Согласно п. 2.1.1 указанного Договора, ООО "Гэллэри Сервис" обязуется оказать услуги по размещению и демонстрации РИМ Заказчика (ООО "Первый Чешско-Российский Банк") на рекламных поверхностях Исполнителя (ООО "Гэллэри Сервис"), указанных в приложениях к Договору.
Согласно п. 2.1.3 указанного Договора, ответственность Сторон определяется в Правилах размещения наружной рекламы ООО "Гэллэри Сервис".
Согласно п. 4.18 Правил размещения наружной рекламы ООО "Гэллэри Сервис" Заказчик несет ответственность за ненадлежащую рекламу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ООО "Первый Чешско-Российский Банк" (юридический адрес: 101999, г. Москва, Лучников пер., д. 7/4, стр. 6; фактический адрес: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 27) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц МИ МНС России N 39 по г. Москве 28 мая 2002 года, за основным государственным регистрационным номером 1027739125303, ИНН 7701138419, КПП 775001001.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, рекламодателем является лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Таким лицом может выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуга, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее.
Согласно документам и материалам, представленным ООО "Первый Чешско-Российский Банк" в адрес Московского УФАС России, ООО "Первый Чешско-Российский Банк" осуществляет банковскую деятельность на основании Лицензии на осуществление банковских операций N 3291 (вх. N 16123 от 13.06.2012 г.).
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Первый Чешско-Российский Банк" является рекламодателем наружной рекламы банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенной по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB.
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенная по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ст. 28 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Комиссией Московского УФАС России установлено, что наружная реклама банковских услуг ООО "Первый Чешско-Российский Банк", а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенная по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, подлежала размещению в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (согласно Приложению N 1 от 11.11.2011 к Договору N 1390/ГС-12 от 11.11.2011). Информация, подтверждающая прекращение размещения рекламы "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", в адрес Московского УФАС России не поступала.
Согласно п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, целью выдачи предписания, помимо пресечения выявленного нарушения, является пресечение аналогичных правонарушений в будущем.
Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России решила:
1. Признать наружную рекламу банковских услуг, а именно: "Вклад "Пражский Подарок" 11,2%", размещенную ООО "Первый Чешско-Российский Банк" по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 22 (9-10 оп. до пересечения с ул. Коштоянца), рекламная конструкция MOS 2410A1GGBB, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Первый Чешско-Российский Банк" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "03" июля 2012 года. Решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
А.Н. Доровский |
Члены Комиссии |
В.В. Ларина |
|
Д.М. Карамышев |
|
Я.И. Сидорова |
|
Р.Ф. Айнутдинов |
|
Н.М. Семенова |
|
Е.В. Цыгаркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 15 июня 2012 г. N АД/16039
Текст решения официально опубликован не был