Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2014 г. N АКПИ14-175
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 сентября 2014 г. N АПЛ14-350 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Берга О.В. о признании недействующим абзаца седьмого пункта 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 569,
установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 569 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование (далее - Административный регламент). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., N 30989, опубликован 22 января 2014 г. в "Российской газете".
Согласно абзацу седьмому пункта 2.16 Административного регламента отсутствие в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Берг О.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца седьмого пункта 2.16 Административного регламента, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положение ограничивает его право на приобретение здания, расположенного на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, не поставленном на кадастровый учет, с приобретением прав на этот участок, противоречит пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которому отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, необходимых для выдачи кадастрового паспорта, является основанием для отказа не в предоставлении земельного участка, а в утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории для осуществления его межевания за счет заявителя и постановки на кадастровый учет.
В судебное заседание Берг О.В. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) Дзарданов А.Ю. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю. возражали против удовлетворения заявления Берга О.В., пояснили, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, каких-либо прав и законных интересов граждан не нарушает.
Выслушав возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Административный регламент утвержден приказом Минэкономразвития России от 3 октября 2013 г. N 569 в соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, пунктом 2 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, пунктом 2 и подпунктом 5.35(1) пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432.
Пунктом 2.4 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги являются: принятие решения о предоставлении юридическим лицам, указанным в статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в федеральной собственности; заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1 статьи 25). Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1).
Таким образом, земельный участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы определены в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ) предусмотрен отказ в государственной регистрации прав в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка (пункт 1 статьи 20).
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1).
В силу пункта 3 части 1 статьи 7, части 7 статьи 38 этого Закона уникальной характеристикой земельного участка является местоположение его границ, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При отсутствии в договоре аренды условия об объекте, подлежащем передаче в аренду, в частности, данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, оно считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений следует, что заключение договора аренды земельного участка (за исключением случаев переоформления прав на него) или безвозмездного срочного пользования либо предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование не представляется возможным без внесения соответствующих сведений о границе земельного участка в государственный кадастр недвижимости и определения этого участка в качестве индивидуально-определенной вещи.
Абзац седьмой пункта 2.16 Административного регламента, устанавливающий в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование отсутствие в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, соответствует приведенным положениям федерального законодательства.
Довод заявителя о противоречии оспариваемой нормы пункту 7 статьи 36 ЗК РФ является необоснованным.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании, в частности, заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из изложенного следует, что лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ, обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном названным Законом.
Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475 в соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, в пункте 6 которого указан кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Следовательно, абзац седьмой пункта 2.16 Административного регламента не возлагает на заявителя каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных федеральным законом.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Берга О.В. о признании недействующим абзаца седьмого пункта 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 3 октября 2013 г. N 569, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2014 г. N АКПИ14-175
Текст решения официально опубликован не был