Решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2014 г. N АКПИ14-164
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2014 г. N АПЛ14-321 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Петровой О.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческого партнерства содействия развитию инженерно-изыскательской отрасли "Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве" о признании недействующим приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС "Об утверждении Свода правил "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения",
установил:
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству приказом от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС утвердило и ввело в действие с 1 июля 2013 г. Свод правил "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" (далее - Приказ).
Пунктом 2 данного Приказа признаны утратившими силу с 1 июля 2013 г. СНиП 11-02-96. "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утвержденные постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 29 октября 1996 г. N 18-77.
Актуализированная редакция Свода правил "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, опубликована в официальном печатном издании Госстроя "Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации" N 3, 2013 г.
Общероссийским строительным каталогом данному Своду правил присвоен номер СП 47.13330.2012.
Некоммерческое партнерство содействия развитию инженерно-изыскательской отрасли "Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве" (сокращенное наименование "АИИС") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного Приказа. Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт издан в нарушение требований статьи 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", части 2 статьи 5 и части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р и нарушает права и законные интересы саморегулируемой организации "АИИС", которая осуществляет выплаты из компенсационного фонда в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и ее членов.
В суде представители саморегулируемой организации "АИИС" Алексеенко Е.С., Герцен Н.А. поддержали заявленные требования.
Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Непомнящий А.Ю., Мамедов Т.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемый приказ Госстроя России соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей саморегулируемой организации "АИИС" Алексеенко Е.С., Герцен Н.А., Минстроя России Непомнящего А.Ю., Мамедова Т.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 5 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 1 июля 2012 г. осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с данным Федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации и указанный в части 1 статьи 6 названного Федерального закона перечень национальных стандартов и сводов правил.
Оспариваемым приказом Госстроя России утверждена актуализированная редакция Свода правил "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения".
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 670, Госстрою было предоставлено право самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, включая своды правил и другие нормативные технические документы добровольного применения, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (пункт 5.2.7).
Своды правил и другие нормативно-технические документы добровольного применения в настоящее время принимает Минстрой России (постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации").
Федеральный закон "О техническом регулировании" свод правил определяет как документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (статья 2).
Полномочия федеральных органов исполнительной власти по разработке и утверждению сводов правил предусмотрены статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании".
Правительство Российской Федерации в соответствии с указанной нормой постановлением от 19 ноября 2008 г. N 858 утвердило Правила разработки и утверждения сводов правил, которые предусматривают регистрацию утвержденного свода правил национальным органом Российской Федерации по стандартизации и опубликование сводов правил разработчиком в его официальных печатных изданиях, а также размещения текста свода правил в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Представители саморегулируемой организации "АИИС" Алексеенко Е.С., Герцен Н.А. не оспаривали в суде полномочия федерального органа исполнительной власти на принятие Приказа.
Пунктом 2 Приказа признаны утратившими силу СНиП 11-02-96. "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утвержденные постановлением Минстроя России от 29 октября 1996 г. N 18-77.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих федеральному органу исполнительной власти, издавшему в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, внести изменения и дополнения, а также отменить этот акта.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статья 5.1 Федерального закона "О техническом регулировании").
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", требований стандартов и сводов правил, включенных в указанный в частях 1 и 7 статьи 6 названного Федерального закона перечни, или требований специальных условий (часть 2 статьи 5 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Федеральный закон "О техническом регулировании" в части 1 статьи 6 предусматривает, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона. Аналогичное требование в части 3 статьи 42 предусматривает Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В данный перечень включены части (разделы) СНиП 11-02-96. "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утвержденного постановлением Минстроя России от 29 октября 1996 г. N 18-77 (пункт 65).
То обстоятельство, что актуализированная редакция СНиПа 11-02-96 не включена в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", не может служить основанием для признания недействующим оспариваемого Приказа.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет соответствие акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р к таковым не относится.
Из содержания статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" следует, что Правительство Российской Федерации издает как акты, имеющие нормативный характер, которые принимаются в форме постановлений, так и акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, которые принимаются в форме распоряжений.
Законодатель определяет свод правил как документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (статья 2 Федерального закона "О техническом регулировании"). Одним из основных принципов стандартизации указанный Федеральный закон называет принцип добровольного применения документов в области стандартизации. Принцип добровольного применения документов в области стандартизации указывает на право изыскателя при выполнении изыскательских работ добровольно возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в обязательных для сторон СНиПах.
Утверждение федеральным органом исполнительной власти актуализированной редакции Свода правил не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя и лиц, осуществляющих деятельность, связанную с выполнением инженерных изысканий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление некоммерческого партнерства содействия развитию инженерно-изыскательской отрасли "Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве" о признании недействующим приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС "Об утверждении Свода правил "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2014 г. N АКПИ14-164
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2014 г. N АПЛ14-321 настоящее решение оставлено без изменения