Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 18 июня 2012 г. N ЕС/14149(1-2)
Резолютивная часть решения оглашена "15" декабря 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "27" декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (далее - Московское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Е.А. Соловьева - заместителя руководителя,
членов Комиссии:
О.В. Диденко - главного специалиста-эксперта правового отдела,
А.В. Толкуновой - старшего специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,
С.А. Уткина - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти в присутствии представителей: префектуры Западного административного округа города Москвы - Губина М.И. (доверенность от 12.12.2011 N ПЗ 01-1821/1-(0)-0), ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы - Горбунова О.А. (директор ГУП "ДЕЗ района Внуково" на основании приказа от 28.04.2011 N 66-П),
рассмотрев дело N 1-16-438/77-11, возбужденное по признакам нарушения префектурой Западного административного округа города Москвы (121355, Москва, ул. Ивана Франко, д. 12) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), а также префектурой Западного административного округа города Москвы (121355, Москва, ул. Ивана Франко, д. 12) и ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы (119027, г. Москва, ул. Аэрофлотская, д. 8) статьи 16 Закона о защите конкуренции, установила:
Московским УФАС России в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело N 1-16-438/77-11 в отношении префектуры Западного административного округа города Москвы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также префектурой Западного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы статьи 16 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев материалы, полученные в ходе рассмотрения дела, Комиссией было установлено следующее.
1. Распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от 11.06.2009 N 436-РП "О принятии в управление жилого дома-новостройки по адресу: Внуково, Боровское шоссе, корп. 15" (далее - Распоряжение) установлено, что ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы назначается управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: ул. Базовая, д. 2, корп. 1 (строительный адрес: Внуково, Боровское шоссе, корп. 15) до подведения итогов открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом.
Передача домов-новостроек организациям, осуществляющим управление и обеспечение технического обслуживания объектов, домов во временное управления осуществляется префектурами административных округов города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.12.1998 N 942 "О порядке приемки жилых домов в эксплуатацию и возмещения убытков организаций, осуществляющих управление и обеспечение технического обслуживания объектов, от несвоевременной реализации и распределения жилой и нежилой площади" (далее - Постановление) путем издания распорядительных документов.
В приложении 3 к Постановлению указывается, что организации, осуществляющие управление и обеспечение технического обслуживания объектов (в рамках Постановления) - дирекции единого заказчика, товарищества собственником, иные службы заказчика и организации независимо от организационно-правового статуса, которым в установленном порядке передан в управление и (или) на баланс жилой и нежилой фонд, находящийся в государственной собственности города Москвы.
Данным постановлением не регулируется порядок отбора организации, которой дом-новостройка будет передан в управление распорядительным актом префектуры.
На момент издания Распоряжения порядок отбора управляющей организации для управления домами-новостройками до оформления прав на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме собственниками установлен не был.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Данная позиция также отражена в письме Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2008 г. N АЦ/28105.
Правоотношения по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом урегулированы частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
В соответствии с указанными правовыми нормами, управляющая организация определяется по результатам открытого конкурса, обеспечивающего равные возможности хозяйствующим субъектам, осуществляющим оказание услуг по управлению многоквартирными домами.
Торги являются наиболее конкурентным способом заключения договора поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие и направлены на создание для как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора.
Законом о защите конкуренции в качестве организационных и правовых основ защиты конкуренции, определено предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в силу положений статьи 15 Закона о защите конкуренции не допускается предоставление преимуществ органами государственной власти субъектов Российской Федерации одним хозяйствующим субъектам и создание препятствий для доступа другим хозяйствующим субъектам на товарный рынок поскольку это является ограничением и устранением конкуренции.
Издание префектурой Западного административного округа Распоряжения, согласно которому многоквартирный дом по адресу: ул. Базовая, д. 2, корп. 1 (строительный адрес: Внуково, Боровское шоссе, корп. 15), передаются в управление ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы без проведения конкурентной процедуры отбора создает преимущественные условия для деятельности ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы на товарном рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах района Внуково города Москвы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке.
Префектурой Западного административного округа не указана конкретная норма федерального законодательства, разрешившая принять Распоряжение, а значит определить на не конкурентной, основе хозяйствующий субъект, который будет осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом.
Указание в Распоряжении на то, что ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы было назначено управляющей организацией временно, не может быть принято в расчет как обстоятельство, исключающее в действиях по изданию данного акта нарушение антимонопольного законодательства. Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие ограничивающих конкуренцию актов органов исполнительной власти независимо от срока действия таких актов во времени, если такие акты могут привести или приводят к ограничению, устранению, недопущению кое псу реп дин на товарном рынке.
Установленный приведенной нормой запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Следовательно, для ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы созданы преимущественные условия осуществления экономической деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги на рынке управления многоквартирными домами в границах района Внуково города Москвы.
Проанализировав доводы, заявленные лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к выводу, что префектура Западного административного округа города Москвы, путем издания Распоряжения, реализация положений которого могла привести к ограничению конкуренции, нарушила часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, согласно протоколу общего собрания собственников помещения по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: ул. Базовая, д. 2, корп. 1 (строительный адрес: Внуково, Боровское шоссе, корп. 15) от 04.02.2011 N 1, ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы было избрано управляющей организацией. В связи с выбором управляющей организации по управлению данным многоквартирным домом Распоряжение фактически утратило силу.
2. В ходе осуществления проверки Комиссией установлено, что ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы по соглашению с префектурой Западного административного округа, на основании Распоряжения, приступило к управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Базовая, д. 2, корп. 1 (строительный адрес: Внуково, Боровское шоссе, корп. 15).
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, под управлением многоквартирными домами понимается оказание за плату услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Таким образом, управление многоквартирными домами - коммерческая деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Предоставление конкретному хозяйствующему субъекту, а именно ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы преимущества, путем предоставления на не конкурентной основе возможности осуществления деятельности, целью которой является извлечение прибыли, влияет на конкуренцию на товарном рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах района Внуково города Москвы.
Кроме того, предоставление такого преимущества именно ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы свидетельствует о соглашении между предприятием и префектурой Западного административного округа города Москвы.
Для целей соответствующего правового регулирования, в соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под соглашением понимается договоренность в письменной форме, а также договоренность в устной форме.
О наличии между префектурой Западного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы такой договоренности в устной форме свидетельствуют во-первых - издание Распоряжения, императивно указывающего на единственный хозяйствующий субъект, которому предоставлено право без предварительного отбора на конкурентной основе осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли, во-вторых - осуществление ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы действий, непосредственно связанных с управлением многоквартирными домами, а именно:
- начисление оплаты за оказание жильцам услуг;
- заключение договора на предоставление субсидий из бюджета города Москвы (договор от 01.07.2010 N В-2-Нов на предоставление субсидий из бюджета города Москвы с ГУ "ИС ЗАО".
Факт получения прибыли ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы установлен Комиссией Московского УФАС России на основании представленных сведений о начислениях жильцам за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Согласно представленной информации, ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы за период с июня 2010 года по октябрь 2011 года было произведено таких начислений на сумму 228 363 (двести двадцать восемь тысяч триста шестьдесят три) рубля 80 копеек.
Не обоснован довод ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы об обязательности выполнения распоряжений префектуры Западного административного округа города Москвы, поскольку действующим законодательством не предусматривается исполнение правовых актов, предписывающих совершение действий в нарушении принципа законности. Также в уставе ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы отсутствуют указания на подчиненность префектуре, а также на обязанность выполнения актов и иных распоряжений префектуры.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъект" Российской Федерации и хозяйствующими субъектами если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, ус гранению конкуренции.
Комиссия пришла к выводу, что в связи с принятием акта, который направлен на ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на товарный рынок, последствием такого действия является предоставление ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы преимущества в осуществлении экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
В связи с изложенным, в действиях префектуры Западного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы установлен факт нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Однако, в связи с тем, что с февраля 2011 года управление домом осуществляется на основании протокола общего собрания собственников помещения по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: ул. Базовая, д. 2. корп. 1 (строительный адрес: Внуково, Боровское шоссе, корп. 15) дело в указанной части подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать префектуру Западного административного округа города Москвы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем издания акта, а именно: распоряжения префектуры Западного административного округа города Москвы от 11.06.2009 N 436-РП "О принятии в управление жилого дома-новостройки по адресу: Внуково, Боровское шоссе, корп. 15", реализация положений которого могла привести к ограничению конкуренции.
2. Признать префектуру Западного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения, которое могло привести к ограничению конкуренции.
3. Прекратить дело в отношении префектуры Западного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
4. Прекратить дело в отношении префектуры Западного административного округа города Москвы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
5. Предписание префектуре Западного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
6. Передать материалы дела N 1-16-438/77-11 должностному лицу Управления для принятия решения о возбуждении производства или об отказе в возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.9 и статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица префектуры Западного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Внуково" города Москвы.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.А. Соловьева |
Члены Комиссии: |
О.В. Диденко |
|
А.В. Толкунова |
|
С.А. Уткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 18 июня 2012 г. N ЕС/14149(1-2)
Текст решения официально опубликован не был