В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, рассмотрев заявление ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (далее по тексту также - Заявитель) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, между ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и Комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (далее по тексту - Комитет), а также представленные сторонами по спору материалы и документы, установлено следующее.
В своем заявлении о досудебном рассмотрении спора Заявитель заявляет требование о признании установленных приказом Комитета от 06.11.2013 г. N 32/2-П тарифов на тепловую энергию для Заявителя на 2014 год экономически необоснованными и не соответствующими законодательству о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также заявляет требование о выдаче со стороны ФСТ России предписания Комитету рассчитать, установить ввести в действие с 01.07.2014 г. тарифы в сфере теплоснабжения для Заявителя на 2014 год в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Заявитель указывает на то, что установленными Комитетом ценовыми ставками тарифов на тепловую энергию, с учетом установления ценовых ставок тарифов с календарной разбивкой, не обеспечивается в течение 2014 года сбор установленной Комитетом для Заявителя на 2014 год размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
Комитет не отрицает, что установленные им с учетом календарной разбивки ценовые ставки тарифов в сфере теплоснабжения для Заявителя на 2014 год не обеспечивают Заявителю сбор размера НВВ, установленного Комитетом для Заявителя на 2014 г. При этом Комитет указывает, что если Заявитель не соберет в 2014 году установленный для него размер НВВ 2014 года, то недополученные Заявителем средства будут подлежать учету в следующих периодах регулирования.
Комитет полагает, что его позиция соответствует позиции ФСТ России, изложенной в письме ФСТ России от 16.12.2013 г. N 13119/5, которое было направлено ФСТ России в рамках рассмотрения обращения Комитета за разъяснением законодательства.
При этом Комитет подтверждает, что рассчитанный и учтенный им при установлении для Заявителя на 2014 год размер НВВ в сумме 1 133 718,74 тыс. руб. является экономически обоснованным.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 16.07.2013 г. N 321-пп, изданным на основании закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 N 79-ОЗ "О правительстве Еврейской автономной области" правительство Еврейской автономной области, Комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области определен органом исполнительной власти Еврейской автономной области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год осуществляется в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075.
Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждены приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Пунктом 22 Основ ценообразования, а также пунктом 7 Методических указаний установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Пунктом 110 Методических указаний определен порядок расчета одноставочного тарифа на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии, , , на i-й расчетный период регулирования, включающего в себя полную стоимость 1 (одной) единицы тепловой энергии, отпускаемой в виде пара и (или) воды от j-го источника тепловой энергии, в виде следующей формулы:
(руб./Гкал)
Из вышеприведенной формы следует, что полная стоимость 1 единицы тепловой энергии определяется путем деления размера НВВ регулируемой организации на величину полезного отпуска тепловой энергии потребителям, при этом как размер НВВ, так и размер полезного отпуска определяется (рассчитывается) регулирующим органом в соответствии с положениями Основ ценообразования и Методических указаний.
Установление рассчитанных вышеуказанным образом тарифов позволяет регулируемой организации осуществляя поставку потребителям тепловой энергии в течение периода регулирования, который равен календарному году, собрать в полном объеме необходимую валовую выручку этого календарного года.
В пункте 2 Основ ценообразования приведены определения терминов:
"необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования;
"расчетный период регулирования" - период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы).
Определение термина "финансовый год" содержится в статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Из вышеприведенного следует, что расчетным периодом регулирования является период времени с 1 января по 31 декабря календарного года, на который регулирующим органом рассчитывается НВВ и устанавливаются соответствующие тарифы, а период с 1 июля 2014 г. по 30 июня 2015 г. не является периодом регулирования тарифов.
Одновременно с этим, пунктом 15 Основ ценообразования установлено, что тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Из совокупности норм пунктов 2, 15, 22 Основ ценообразования, а также пунктов 7, 110 Методических указаний, следует, что регулирующие органы обязаны установить для регулируемой организации тарифы в сфере теплоснабжения на период регулирования (календарный год) с календарной разбивкой по полугодиям, при этом ставками тарифов 1-го и 2-го полугодия в совокупности должно обеспечиваться расчетное получение регулируемой организации установленного для регулируемой организации регулирующим органом размера годовой НВВ, установленной для этого же периода регулирования (календарного года).
При этом регулирующим органам необходимо учитывать, что технологически полезный отпуск тепловой энергии потребителям по полугодиям может быть различным: совокупный полезный отпуск 6-ти месяцев 1-го полугодия может отличаться от совокупного полезного отпуска 6-ти месяцев 2-го полугодия.
Обусловлено это тем, что большая часть отпуска тепловой энергии потребителям осуществляется теплоснабжающими организациями в отопительный период, который неравномерно распределяется по календарным полугодиям.
Комитет ошибочно полагает, что письмом ФСТ России от 16.12.2013 г. N 13119/5 допускается установление ценовых ставок тарифов в сфере теплоснабжения, не обеспечивающих возмещение установленной на период регулирования НВВ с последующей компенсацией недополученных доходов в следующих периодах регулирования.
Указанным письмом ФСТ России Комитету подтверждено, что экономически обоснованные недополученные доходы и (или) расходы, фактически понесенные регулируемой организацией, но неучтенные ранее в регулируемых тарифах в сфере теплоснабжения, подлежат учету в порядке, установленном Основами ценообразования, а также Комитет проинформирован со стороны ФСТ России, что при формировании предельных уровней тарифов на 2014 год не учитывались плановые выпадающие доходы первого полугодия 2014 года.
Комитетом также неверно определен сбор НВВ как произведение среднеотпускного тарифа 2014 года на полезный отпуск 2014 года в целом по году, так как законодательством о государственном регулировании не предусмотрено использование данного подхода.
Расчетом сбора Заявителем выручки, выполненного с учетом полезного отпуска по полугодиям, подтверждается, что установленными Комитетом для Заявителя ставками тарифов 2014 года, с учетом календарной разбивки, не обеспечивается сбор установленного Комитетом для Заявителя на 2014 год размера НВВ, что противоречит положениям пункта 22 Основ ценообразования, и пунктов 7, 110 Методических указаний, в связи с чем требования Заявителя о признании установленных приказом Комитета от 06.11.2013 г. N 32/2-П тарифов на тепловую энергию для Заявителя на 2014 год экономически необоснованными и не соответствующими законодательству о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также предписанию Комитету установить для Заявителя тарифы в соответствии с законодательством подлежат удовлетворению.
Также Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованными и подлежащими учету расходы на организацию расчетов за тепловую энергию с потребителями (комиссионных сборов). Комитетом указанные расходы исключены из расчета тарифов в сфере теплоснабжения для Заявителя на 2014 год в полном объеме.
Заявитель заявлял в Комитет в рамках рассмотрения вопроса об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2014 год требование учесть расходы на выполнение работ по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами, иными специализированными организациями, расходы на оказание услуг по взысканию и сбору задолженности населения за поставленную тепловую энергию, расходы на ведение баз данных и услуги по оформлению справок о гражданах, зарегистрированных по месту жительства для организации работы по взысканию задолженности, а также комиссионные сборы платежных агентов за прием и перечисление платежей потребителей.
Согласно положениям пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г., услуги по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами, иными специализированными организациями, включаются (учитываются) в плате за ремонт и содержание жилого помещения.
Включение указанных расходов в расчет тарифов на тепловую энергию повлечет двойной учет одних и тех же расходов в двух разных платежах граждан, в связи с чем действия Комитета по исключению двойного учета расходов не противоречат законодательству.
В части требований Заявителя по учету расходов по взысканию и сбору задолженности населения за поставленную тепловую энергию, расходы на ведение баз данных и услуги по оформлению справок о гражданах, зарегистрированных по месту жительства для организации работы по взысканию задолженности, а также комиссионные сборы платежных агентов за прием и перечисление платежей потребителей, действия Комитета не противоречат положениям Основ ценообразования, которыми не предусмотрен учет указанных расходов при расчете и установлении регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.
В отношении требований Заявителя, связанных с вопросами установления тарифов на тепловую энергию для третьих лиц, установлено следующее.
Заявитель полагает нарушением законодательства со стороны Комитета установление для ООО "Бирэнерго" на 2014 год "среднегодового тарифа" с ростом к тарифам 2013 года 21,1%.
Проверив решения Комитета об установлении тарифов для ООО "Бирэнерго" ФСТ России отмечает следующее.
Приказом Комитета от 15.11.2012 г. N 20/4-п для ООО "Бирэнерго" были установлены тарифы на 2-е полугодие 2013 года в размере 2 004,83 руб./Гкал.
Приказом Комитета от 26.11.2013 г. N 39/2-п для ООО "Бирэнерго" были установлены тарифы на 1-е полугодие 2014 года в размере 2 004,83 руб./Гкал, и на 2-е полугодие 2014 г. в размере 2 427,85 руб./Гкал.
Законодательство о государственном регулировании тарифов не содержит определения термина "среднегодовой тариф" и не устанавливает ограничений на рост тарифов отдельных организаций, поскольку такой рост может иметь естественные экономические причины и в силу этого является экономически обоснованным.
Пунктом 15 Основ ценообразования установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, и указанной нормой предусмотрено сравнение не "среднегодовых", а конкретных ставок тарифов разных периодов регулирования: ставки тарифов первого полугодия одного периода регулирования (календарного и финансового года) не могут быть выше ставок тарифов, действовавших по состоянию на 31 декабря предыдущего периода регулирования. При этом, указанная норма допускает установление на первое полугодие ставок тарифов со снижением по отношению к тарифам второго полугодия предшествующего периода регулирования.
При регулировании тарифов на 2014 год для ООО "Бирэнерго" Комитетом не было допущено нарушение положений пункта 15 Основ ценообразования, так как установленные приказом Комитета от 26.11.2013 г. N 39/2-п для ООО "Бирэнерго" на первое полугодие 2014 года ставки тарифов не превышают ставки тарифов второго полугодия 2013 года.
Аналогичные требования заявлены Заявителем и в отношении решений Комитета об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2014 год для МУП "Городские тепловые сети".
Приказом Комитета от 01.11.2012 г. N 18/2-п для МУП "Городские тепловые сети" был установлен на 2013 год (без календарной разбивки) тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 42 512,54 руб./Гкал/час./в мес.
Равная установленной для МУП "Городские тепловые сети" на 2013 год (42 512,54 руб./Гкал/час./в мес), действовавшая в том числе и во втором полугодии 2013 года, ставка тарифа на услуги по передаче тепловой энергии была установлена Комитетом для МУП "Городские тепловые сети" на первое полугодие 2014 года приказом Комитета от 26.11.2013 г. N 39/1-п.
Таким образом в действиях Комитета по установлению тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "Бирэнерго" и МУП "Городские тепловые сети" в оспариваемых Заявителем действиях не усматривается нарушения законодательства со стороны Комитета, в связи с чем требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 29 апреля 2014 г. N СЗ-147), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год, с Комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области.
2. Признать экономически необоснованными и не соответствующими законодательству установленные приказом Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 06.11.2013 г. N 32/2-П для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" тарифы в сфере теплоснабжения на 2014 год.
3. Отказать в удовлетворении остальной части требований ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора.
4. Органу исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
- в срок до 25 июня 2014 года принять решение о приведении приказа Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 06.11.2013 г. N 32/2-П, без изменения иных, ранее признанных Комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области при принятии указанного решения и учтенных величин экономически обоснованных расходов по статьям затрат, полезного отпуска и нормативных потерь ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в 2014 году, не являвшихся предметом настоящего спора, обеспечив введение в действие соответствующих законодательству тарифов в сфере теплоснабжения для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" на 2014 год с 01 июля 2014 года;
- проинформировать ФСТ России об исполнении настоящего приказа, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России не позднее 10 рабочих дней с даты принятия решения, принятие которого предписано абзацем вторым настоящего пункта, надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано пунктом 4 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти города Байконур в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались вышеуказанные решения.
5. В случае превышения предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, установленного приказом ФСТ России от 15.10.2013 г. N 190-э/1, а также предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации, установленного приказом ФСТ России от 15.10.2013 г. N 191-э/2, проект решений органа исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения подлежит согласованию в установленном порядке с Федеральной службой по тарифам, при этом органу исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) надлежит обеспечить представление всех необходимых материалов на указанное согласование в ФСТ России в срок до 02 июня 2014 г.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 8 мая 2014 г. N 742-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" о досудебном рассмотрении спора с Комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 30 мая 2014 г. N 19