Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Строительная Компания "ТОПАЗ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика" (далее - Аукционная комиссия) при проведении Муниципальным бюджетным учреждением "Служба заказчика" (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта "на выполнение работ по реализации "под ключ" проекта "Объект капитального строительства: Детские ясли-сад на 220 мест, г. Малая Вишера, ул. Карла Маркса, Новгородская область" (номер извещения 0350300006914000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 17.03.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 195 383 480 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 08.04.2014 участнику закупки с номером заявки "6994948" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по основанию: "п. 3 "... Глубина окола бетона на ребре, измеряемая по не лицевой поверхности конструкции, 0 мм"; п.16,17,13,14 - не читаемо технического задания не соответствуют п. 26 части III. ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 N 44-ФЗ".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 26 информационной карты документации об Аукционе "первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме оформляется в произвольной форме. При описании условий и предложений участниками закупки должны приниматься общепринятые обозначения, сокращения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и документации об аукционе. При составлении первой части заявки следует руководствоваться следующими правилами русского языка: знак препинания "запятая" означает перечисление, знак препинания "точка с запятой" означает перечисление, знак "/" обозначает слово "или", значение "-" обозначает интервал значений, среди которых нужно указать конкретное, значения от...до..., указываются включительно; знак "" обозначает знак погрешности, т.е. пределы изменения каких-либо параметров. Сведения, которые содержатся в заявках участников на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований".
На заседании Комиссии установлено, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе "Инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме" не позволяет корректно заполнить заявку на участие в Аукционе и определить, какие сведения необходимо указать участнику закупки при формировании первой части заявки на участие в Аукционе.
Так, например, в соответствии с пунктом 3 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе, следующие требования к используемым при проведении работ "Камням бортовым": "Глубина окола бетона на ребре, измеряемая по нелицевой поверхности конструкции, не более менее 20 мм"; "Предельно допустимые отклонения по длине от более минус 7 до менее плюс 7 мм".
Таким образом, "Инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме" не позволяет определить, какие характеристики участникам закупки в заявке на участие в Аукционе необходимо указывать в диапазоне, какие характеристики необходимо указывать конкретным значением.
Отсутствие в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что по ряду товаров в Техническом задании документации об Аукционе, используемых при проведении работ, Заказчиком не установлены показатели, позволяющие определить соответствие требуемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
Так, например, в соответствии с пунктом 17 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к "Бетону", используемому при проведении работ по контракту: "Минимальный предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть более 27,3 и менее 33,6 (более 270 и менее 340)".
Таким образом, Заказчиком не определены показатели, позволяющие определить соответствие "Бетона", используемого при проведении работ, а также не установлена единица измерения показателя "предел прочности при сжатии", что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к используемым при проведении работ "Камням бортовым": "Глубина окола бетона на ребре, измеряемая по нелицевой поверхности конструкции, не более менее 20 мм".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил первую часть заявки Заявителя и пояснил, что указанные в пунктах 16, 17, 13, 14 заявки Заявителя товары, предлагаемые к использованию участником закупки при проведении работ по контракту, представлены в нечитаемом виде (формате), в результате чего Аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем, Заказчиком предварительно к заседанию Комиссии направлены документы, составленные при осуществлении закупки в рамках Аукциона, в том числе первая часть заявки Заявителя на участие в Аукционе. При этом указанная заявка Заявителя пригодна для изучения и представлена в читаемом формате, в том числе в отношении пунктов 16, 17, 13, 14.
Изучив первую часть заявки Заявителя Комиссия установила, что Заявителем предложены, следующие показатели товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, в том числе: "Глубина окола бетона на ребре, измеряемая по не лицевой поверхности конструкции, 0 мм".
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что в документации об Аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, а также ввиду того, что по ряду товаров в техническом задании документации об Аукционе, используемых при проведении работ по Аукциону, Заказчиком не установлены показатели, позволяющие определить соответствие требуемых товаров установленным Заказчиком требованиям, Комиссия приходит к выводу, что участники закупки, в том числе Заявитель, не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 08.04.2014 участник закупки с номером заявки "6987957" (далее - Победитель) допущен Аукционной комиссией к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 22 Информационной карты документации об Аукционе "Предложение участника (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений".
Согласно представленной на заседании Комиссии представителем Заказчика заявке Победителя, Комиссия установила, что в соответствии с пунктами 9, 17 заявки Победителя на участие в Аукционе Победителем представлены следующие характеристики "Проводов силовых", "Бетона" которые будут использоваться при проведении работ, предусмотренных документацией об Аукционе: "9. Токопроводящая жила должна медная многопроволочная круглого сечения 4 класса", "17. Бетон должен быть: тяжелый", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия допустила Победителя к участию в Аукционе в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные в пунктах 1-2 настоящего решения нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, пунктом 22 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ которые являются предметом Аукциона, в том числе "наличие у участника закупки копии свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33.3, 33.5, 33.7 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и другие необходимые допуски саморегулируемой организации по видам работ, указанным в техническом задании".
Таким образом, действия Заказчика, выразившееся в установлении требований к участникам закупки о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к непоименованным в документации об Аукционе видам работ, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, выразившиеся в утверждении документации об Аукционе, нарушающей требования пунктов 1 и 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе Закона о контрактной содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 3 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к используемым при проведении работ "Камням бортовым": "Глубина окола бетона на ребре, измеряемая по нелицевой поверхности конструкции, не более менее 20 м".
Участником закупки был направлен Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе следующего содержания: "В таблице с требованиями к товарам п. 3 Заказчик указывает "...Глубина около бетона на ребре, измеряемая по нелицевой поверхности конструкции, не более менее 20 м... Участник размещения заказа считает, что это ошибка и просит Заказчика исправить данную ошибку".
03.04.2014 Заказчиком на Официальном сайте опубликовано разъяснение положений документации об Аукционе следующего содержания: "Следует читать в следующей редакции "...Глубина около бетона на ребре, измеряемая по нелицевой поверхности конструкции, не более менее 20 мм...".
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, Заказчиком на основании поступившего запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе не внесены изменения в документацию об Аукционе.
Таким образом, опубликованное Заказчиком 03.04.2014 на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе изменяет суть документации об Аукционе в части единицы измерения показателя "глубины окола бетона на ребре, измеряемой по нелицевой поверхности конструкции", что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 6 стать 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 08.04.2014, в том числе, участникам закупки с номерами заявок "6996679", "6996819" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "п. 3, 14, 15, 17 содержат нулевые показатели технического задания не соответствуют п. 26 части III Информационной карты аукциона в электронной форме".
Вместе с тем, Заказчиком в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 08.04.2014 не указаны, какие конкретно показатели заявок участников закупки с номерами заявок "6996679" и "6996819" содержат нулевые показатели, несоответствующие указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 08.04.2014 пункту 26 части III Информационной карты Аукциона, что является нарушением пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в части не указания положений заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительная Компания "ТОПАЗ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушения частей 4, 5 статьи 65, пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 22.04.2014 по делу N П-162/14, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по делу от 22.04.2014 N П-162/14 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях материалы по делу от 22.04.2014 N К-657/14 не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 апреля 2014 г. N К-657/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был