Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Халидова Б.Н. (далее - Заявитель) на действия Федеральной антимонопольной службы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение экспертной работы (номер извещения 0173100012014000002) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик не определил в Конкурсной документации исчерпывающий перечень документов в соответствии с Законом о контрактной системе, которые должны быть представлены участником закупки, для подтверждения его соответствия, при этом в образцах форм заявки на участие в Конкурсе отсутствует содержание декларируемых условий в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик в Конкурсной документации требует представить все документы, указанные в пункте 1.6 Конкурсной документации, тогда как участнику достаточно декларирования соответствия таким требованиям.
3. Заказчик в Конкурсной документации не определил исчерпывающий перечень документов, подтверждающих правомочность и соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.04.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя, рассмотрение перенесено на 21.04.2014.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 25.03.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 440 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
4) Конкурс признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит информацию, указанную в извещении о проведении Конкурса.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
При этом в пункте 12 "Обязательные условия" информационной карты Конкурсной документации Заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
При этом, в образцы форм и документов для заполнения участниками в разделе I.4 Конкурсной документации не содержат указания на декларируемые условия в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование о декларировании пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.
В соответствии с пунктом 1.6 "требования к участникам закупки" Конкурсной документации установлены следующие требования: "Требования к Участникам закупки. В настоящем конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся предметом конкурса, а именно:1.6.2.2. правомочность Участника закупки заключать контракт;1.6.2.3. не проведение ликвидации Участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании Участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;1.6.2.4. не приостановление деятельности Участника закупки в порядке, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях на дату подачи заявки на участие в конкурсе;1.6.2.5. отсутствие у Участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурсе не принято;1.6.2.6. отсутствие у Участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - Участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.1.6.3. При осуществлении закупки путем проведения конкурса Заказчик вправе установить дополнительные требования к Участникам закупки, которые указаны в Информационной карте конкурса".
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсной документацией не установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в пункте 1.6 Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Законом о контрактной системе участнику закупки необходимо продекларировать соответствие требованиям, установленным в подпунктах 1.6.2.3 - 1.6.2.6 пункта 1.6 Конкурсной документации, и пунктами 3-7 информационной карты Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в Конкурсной документации требует представить все документы, указанные в пункте 1.6 Конкурсной документации, тогда как участнику достаточно продекларировать соответствии указанным требованиям, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с подпунктом "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; - правомочность участника закупки заключать контракт.
В соответствии с подпунктом 1.6.2.2 пункта 1.6 Информационной карты установлено: правомочность Участника закупки заключать контракт.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в Информационной карте Конкурсной документации установлен исчерпывающий перечень документов, требуемых к предоставлению участниками закупок при подаче заявок на участие в Конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом, представители Заказчика пояснили, что указанный перечень документов раскрывает, в том числе, требование к участникам закупки о правомочности участников закупки заключать контракт.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013
N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, а именно 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Пунктом 6.2 проекта государственного контракта, Заказчиком установлено "В случае ненадлежащего исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Договором за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Договором, в соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчик обязан выплатить Исполнителю штраф в размере __% цены настоящего Договора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063, что составляет ________ (_______) рублей __ копеек".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и порядок его определения.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также порядок определения указанных штрафных санкций, нарушена часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
В пункте 6.3 проекта государственного контракта Заказчиком установлено "В случае невыполнения Исполнителем предусмотренных настоящим Договором обязательств в установленные сроки, в соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Исполнитель обязан выплатить Заказчику пени в размере одного процента от суммы настоящего Договора за каждый день просрочки.
Следовательно, Заявителем в проекте государственного контракта не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера пени, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего порядок определения размера пени надлежащим образом, нарушена часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6.4 проекта государственного контракта, Заказчиком установлено "В случае неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Договором за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), в соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Исполнитель обязан выплатить Заказчику штраф в размере __% цены настоящего Договора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063, что составляет _____ (________________) рублей __ копеек.".
Из чего следует, что проект государственного контракта не содержит размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом и порядок его определения.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, нарушена часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что допущенные Заказчиком нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты закупки, поскольку не явились основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в Конкурсе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Халидова Б.Н. обоснованной в части неустановления в Конкурсной документации исчерпывающего перечня документов в соответствии с Законом о контрактной системе, которые должны быть представлены участником закупки, для подтверждения его соответствия требованиям Конкурсной документации
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3 В связи с тем, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты закупки, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по данному делу не выдавать.
4. Передать материалы от 21.04.2014 по делу N К-633/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 апреля 2014 г. N К-633/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был