Underground vans. Fire Safety Reguirements
Дата введения - 1 января 1997 г.*
Вводятся впервые
2. Требования к материалам и конструкциям для внутренней отделки
2.1. На неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании вагонов, должны быть документально подтвержденные испытаниями пожарно-технические характеристики, включающие в обязательном порядке значения горючести, распространения пламени, дымообразующей способности и токсичности газообразных продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044-89.
Определение показателей пожарной опасности материалов должно проводиться только организациями, аттестованными и имеющими лицензии на данный вид работ.
2.2. Из материалов одной группы горючести выбирают материалы, имеющие более низкие показатели по дымообразующей способности и токсичности.
2.3. Предназначенные для использования в вагонах материалы (в зависимости от их показателей горючести) следует применять для изготовления следующих деталей и конструкций:
2.3.1 Потолки, вентиляционные решетки, диффузоры и воздуховоды вентиляционных установок, каркасы сидений и спинок диванов, ящики аккумуляторных батарей, огнезадерживающие перегородки между аппаратным отсеком, кабиной управления и пассажирским салоном, рассеиватели светильников пассажирского салона (для вновь проектируемых вагонов) должны быть изготовлены из негорючих материалов.
2.3.2. Настилы полов, уплотнения дверей и окон должны быть изготовлены из трудногорючих (трудносгораемых) материалов. При этом показатели токсичности не должны быть менее 40 , а коэффициент дымообразования не более 1000 .
2.3.3. Облицовка стен, покрытия полов, обивки сидений и спинок диванов должны быть выполнены из материалов, не распространяющих или медленно распространяющих пламя. При этом их показатели токсичности не должны быть менее 40 , а коэффициент дымообразования не более 1000 .
2.4. Деревянные детали должны быть подвергнуты глубокой пропитке или другим методам огнезащиты, обеспечивающим их трудногорючесть. Пропитка не должна ухудшать диэлектрических свойств деревянных клиц, соединительных реек и бруса токоприемника.
Перечень применяемых деревянных деталей для каждой модели вагонов согласовывается с заказчиком.
2.5. Расчетная масса приведенной пожарной нагрузки вагона не должна превышать 40 , а с 01.01.1998 г. 35 . Методика расчета приведенной пожарной нагрузки приведена в приложении 1 настоящих норм.
2.6. Конструкция диванов не должна распространять горение при испытаниях по методике, приведенной в приложении 2 настоящих норм.
3. Требования к нагревательным приборам
3.1 Конструкция электронагревательных приборов и их установка в кабине управления и пассажирском салоне должны удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок, а также указаниям по эксплуатации, приведенным в инструкции завода-изготовителя этих приборов.
3.2. Поверхности стен и полов в зоне установки электронагревательных приборов должны быть экранированы металлическим листом, уложенным на негорючий термоизоляционный материал толщиной не менее 2 мм.
Расстояния от теплоизлучающих поверхностей электронагревательных приборов до ближайших конструктивных элементов должны быть выбраны с учетом нагревания последних в условиях эксплуатации не выше 60°С.
3.3. Включенное состояние системы отопления вагона должно отображаться световой сигнализацией в кабине управления.
3.4. В вагонах должны применяться электронагревательные приборы только в защищенном (закрытом) исполнении. Каждый электронагревательный прибор должен иметь автоматическую защиту от превышения заданной температуры и величины допустимого тока.
Температура на поверхности приборов должна быть не выше 95°С.
3.5. Конструкции контактных соединений приборов и комплектующих изделий должны обеспечивать требования пожарной безопасности.
4. Требования к электрооборудованию и его монтажу
4.1. Электрооборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 2582-81, ГОСТ 9219-88, а также требованиям безопасности по ГОСТ 12.1.007-75 и ГОСТ 12.1.004-91.
Допускается применение электрооборудования по ГОСТ, ОСТ, ТУ или стандартам различных государств по согласованию с заказчиком в установленном порядке. При этом показатели, влияющие на пожарную безопасность их, должны быть не менее аналогичных показателей отечественного электрооборудования, что должно быть подтверждено сертификатом соответствия.
4.2. Параметры применяемых электрических аппаратов должны соответствовать напряжению бортовой сети вагона.
4.3. Конструкции аппаратов, узлов и электропроводов вновь изготовленных вагонов должны обеспечивать сопротивление изоляции цепей электрооборудования, МОм, не менее***:
между главной силовой цепью и "землей" ........................2;
между вспомогательной высоковольтной цепью
и "землей" .........................................................2;
между проводами силовых цепей и цепей
управления .........................................................1,5;
между проводами цепи управления и "землей" ....................1,5;
между поездными проводами и "землей" ..........................2,5;
поездные провода относительно друг друга ......................4,5;
электрические аппараты и аккумуляторные
батареи относительно корпуса вагона ................................5;
провода тяговых электродвигателей
относительно "земли" ...............................................5;
подвески аппаратов, выполненных на изоляторах .................5.
Сопротивление изоляции у вагонов, находящихся в эксплуатации и при выпуске из ремонта, должно соответствовать требованиям "Норм допусков и износов оборудования вагонов метрополитена" 9.7170.30.00.001.00.РД2.
4.4. Электрическое оборудование и все электрические цепи должны иметь защиту от коротких замыканий (КЗ) и перегрузок.
Защита должна быть селективной, автоматической. В электрической схеме не должно быть незащищенных участков. Защита цепей управления, устанавливаемая в поездных проводах, должна обеспечивать надежную работу при наличии в составе до 10 вновь изготовленных и до 8 вагонов эксплуатационного парка.
4.5. Устройства защиты после их срабатывания должны исключать возможность подпитки электрических цепей током в местах возникновения КЗ. При перегорании плавких вставок корпусы предохранителей не должны разрушаться.
4.6. В вагонах необходимо применять фиксированный монтаж проводами с изоляцией, не распространяющей горение, в соответствии с ГОСТ 12176-89.
4.7. Футляры элементов аккумуляторных батарей и поддоны должны быть изготовлены из негорючих или трудногорючих материалов, их конструкция должна исключать возможность возникновения КЗ в результате протечек электролита.
4.8. Кабельные каналы, крышки желобов, распределительных коробок, ящиков подвагонного оборудования должны иметь крепления и уплотнения от попадания в них пыли и влаги.
4.9. Не допускаются совместная прокладка проводов электрических цепей, питающихся от контактной сети, и проводов, подключенных к бортовым источникам питания, в одних и тех же трубах, жгутах, а также совместный ввод (в одном жгуте) этих проводов в аппараты и шкафы Запрещается прокладка проводов и кабелей по горючим материалам.
4.10. Провода в аппаратах, разрывающих ток, должны быть проложены так, чтобы при разрыве образующаяся электрическая дуга не могла вызвать возгорание или повреждение их изоляции и элементов крепления в аппаратах. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать нормативного расстояния по воздуху от точек присоединения до заземленных частей.
4.11. Для исключения случаев возгораний при разбандажировке якорей тяговых электродвигателей система управления вагоном должна иметь устройство автоматического отключения силового питания на том вагоне, где произошли обрыв муфты или другие случаи, приведшие к резкому увеличению числа оборотов электродвигателя.
4.12. Электрооборудование на вагонах должно проектироваться, монтироваться и эксплуатироваться в соответствии с Правилами устройства электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, Инструкцией по монтажу электрооборудования вагонов метрополитена и другими нормативными документами.
5. Требования к средствам оповещения о пожарах
5.1. Вагоны должны быть оборудованы устройствами двухсторонней громкоговорящей экстренной связи "пассажир-машинист".
5.2. Вагоны должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, способными обнаруживать и оповещать о признаках пожара. Установки должны обеспечивать выдачу информации машинисту о номере вагона, на котором сработал извещатель, и место расположения извещателя на вагоне независимо от направления движения поезда.
5.3. Установка пожарной сигнализации при срабатывании извещателя должна автоматически (и одновременно с выдачей сигнала о признаках пожара) отключить питание силовых цепей на вагоне, где сработал извещатель.
5.4. Пожарные извещатели должны реагировать на тепловые и (или) дымовые признаки пожара.
Для каждой модели вагона перечень мест для установки пожарных извещателей определяется по согласованию с заказчиком.
5.5. Тепловые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении внутри объема контролируемого помещения температуры от °С до °С или при скорости нарастания температуры внутри контролируемого объема, равной °С/мин.
5.6. Дымовые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях определенных значений задымленности.
5.7. Пределы срабатывания извещателей устанавливаются отдельно для каждого помещения, где размещены извещатели.
5.8. Конструкция и исполнение монтажа пожарных извещателей на вагоне должны обеспечивать легкосъемность их с применением специального инструмента.
5.9. Для передачи вдоль поезда сигналов от средств оповещения о пожаре на вновь изготавливаемых вагонах должны быть отдельные линии связи, состоящие не менее чем из двух экранированных проводов.
6. Требования к оснащению средствами пожаротушения
6.1. Вагоны должны быть укомплектованы огнетушителями. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей необходимо проводить в зависимости от огнетушащей способности и предельной площади защищаемого помещения. Допускается применение самосрабатывающих порошковых огнетушителей, автоматическое срабатывание которых должно осуществляться при достижении в контролируемом помещении температуры не выше °С.
Для каждой модели вагона типы применяемых огнетушителей, их количество и места установки должны быть согласованы с заказчиком.
6.2. В каждом поезде должно находиться не менее двух асбестовых полотен размерами не менее 2 х 1 м.
6.3. Аппаратные отсеки, элементы подвагонного оборудования и кабины управления головных вагонов должны быть оборудованы установками пожаротушения с автоматическим и (или) ручным управлением,
6.4. Установка пожаротушения должна включаться только после отключения на вагоне силового напряжения. В кабине головного вагона, из которой машинист управляет поездом, пуск установки пожаротушения во время срабатывания извещателя может осуществляться вручную.
6.5. Машинисты поезда должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты, позволяющими вести поезд в задымленных условиях.
8. Требования по обеспечению безопасных условий эвакуации пассажиров
8.1. Конструкции вновь изготавливаемых вагонов должны обеспечивать возможность передвижения пассажиров вдоль состава с выходом их на путь из головных вагонов.
8.2. Все вновь проектируемые и изготавливаемые вагоны должны быть оборудованы устройствами, позволяющими из кабины управления одновременно открыть замки переходных дверей всех вагонов поезда.
8.3. Вагоны должны иметь аварийное освещение.
8.4. В каждом вагоне (около устройств экстренной связи "пассажир-машинист") должны быть вывешены правила поведения пассажиров в случаях обнаружения признаков возгорания, порядок эвакуации и рекомендации по защите от опасных факторов пожара.
_____________________________
* Пункты 2.3.2 (в части уплотнений дверей и окон), 2.3.3 (в части облицовки стен), 2.5 (в части пожарной нагрузки 35 ), 5.9, 6.3 и 7.6 настоящих норм вводятся с 01.01.1998 г.
** Определения основных терминов и числовые значения показателей горючести и токсичности, коэффициента дымообразующей способности и индекс распространения пламени приведены в ГОСТ 12.1.004-91 и ГОСТ 12.1044-89.
*** Указанные значения сопротивления изоляции приведены для нормальных климатических условий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормы пожарной безопасности НПБ 109-96 "Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности" (введены в действие приказом МВД России от 27 июня 1996 г. N 36)
Текст норм приводится по официальному изданию МВД России.
Разработаны Государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ГосНИИВ), Тверским институтом вагоностроения (ТИВ), Мосметрополитеном, Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России.
Внесены и подготовлены к утверждению отделом организации государственного пожарного надзора ГУГПС МВД России.
Утверждены главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 27.06.1996 г. N 36.
Дата введения в действие 01.01.1997 г.
Вводятся впервые