Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/4065
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении в отношении здания - объекта культурного наследия положений подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и определении кадастровой стоимости при установлении законом субъекта Российской Федерации особенностей определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, и сообщает.
На основании пункта 1 статьи 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Кодексом.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, критерии которых установлены пунктами 3-5 статьи 378.2 Кодекса.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
При этом в соответствии требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости.
Одновременно обращаем внимание, что из Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую, надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).
Поэтому, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, определен и официально опубликован перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Перечень) в порядке, установленном статьей 378.2 Кодекса, то определение налоговой базы в качестве кадастровой стоимости производится исключительно в отношении указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень.
В отношении иных находящихся на балансе организаций объектов недвижимого имущества, а также движимого имущества (учтенного на балансе в составе основных средств до 1 января 2013 года) налоговая база определяется российскими организациями исходя из балансовой (остаточной) стоимости этого имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса установлено, что не признаются объектами налогообложения объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Поэтому, если здание - объект культурного наследия включено в указанный Перечень для целей налогообложения в рамках статьи 378.2 Кодекса в качестве объекта торговли, то в силу подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса налог на имущество организаций в отношении не признаваемого объектом налогообложения здания не исчисляется.
Заместитель директора Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональным законом во исполнение требований НК РФ установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости.
Минфин России пояснил следующее.
Объектами налогообложения не являются объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов России федерального значения.
Если здание - объект культурного наследия включено в указанный выше перечень в качестве объекта торговли, то налог на имущество организаций в отношении него не исчисляется, т. к. оно не признается объектом налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/4065
Текст письма официально опубликован не был