Приказ Минпроса СССР от 30 декабря 1987 г. N 246
"Об утверждении Временного положения о психологе, порядке подготовки и повышения его квалификации"
Согласно приказу Минобразования России от 5 мая 1998 г. N 1131 настоящий приказ не применяется на территории РФ
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с введением в штаты детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должности психолога приказываю:
1. Утвердить Временное положение о психологе детского дома и школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (прилагается).
2. Министерствам просвещения союзных республик довести до сведения органов народного образования, педагогических коллективов детских домов и школ-интернатов настоящее Временное положение и обеспечить его выполнение.
3. Минпросам союзных республик, Управлению кадров (т. Петров В.Т.), Управлению учебных заведений (т. Розов В.К.) организовать в мае-декабре 1988 г. на базе республиканских институтов усовершенствования учителей или педагогических институтов курсовую подготовку психологов для детских домов и школ-интернатов указанного типа из числа учителей, имеющих высшее образование (исходя из потребностей регионов). С этой целью широко привлекать для работы в ИУУ профессорско-преподавательский состав пединститутов и университетов на условиях почасовой оплаты.
4. Управлению учебных заведений (т. Розов В.К.) организовать начиная с 1988/89 учебного года подготовку учителей с дополнительной специальностью "Психолог" для работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Поручить Академии педагогических наук СССР (т. Зверев И.Д.) совместно с Управлением кадров (т. Петров В.Т.) разработать учебно-тематический план, программу и методические рекомендации курсов учителей для подготовки их к работе в детских домах и школах-интернатах в качестве психологов к 1 марта 1988 г.
6. Главной инспекции народного образования (т. Роговский Ю.М.), Управлению учебных заведений (т. Розов В.К.), Управлению кадров (т. Петров В.Т.) совместно с АПН СССР (т. Зверев И.Д.) организовать в марте-апреле 1988 года семинар заведующих кафедр психологии по вопросам организации и содержания курсовой подготовки психологов).
7. Издательству "Просвещение" (т. Зуев Д.Д.) обеспечить в режиме "Молния" издание пособия "Рабочая книга психолога" (под ред. Дубровиной И.В.).
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на инспекцию при Министре просвещения СССР (т. Гаврилов И.К.).
Министр |
С.Г. Щербаков |
Временное положение
о психологе детского дома и школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. приказом Минпроса СССР от 30 декабря 1987 г. N 246)
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот введена должность психолога.
В настоящем Временном положении о психологе определены основные направления и содержание работы психолога, его права и обязанности.
1. Общие положения
1.1. Психолог в своей деятельности руководствуется документами Партии и Правительства о школе, интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, настоящим Временным положением с учетом конкретных условий каждого учреждения.
1.2. Деятельность психолога направлена на обеспечение полноценного психического развития воспитанников детского учреждения, на диагностику особенностей их личностного и интеллектуального развития, психических причин отклонений в развитии, воспитании, обучении, на их профилактику и коррекцию.
1.3. Психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией, медицинскими и другими работниками детского дома или школы-интерната, а также работниками органов охраны детства, инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами, учеными в области педагогики, психологии, медицины, оказывающими помощь педагогическому коллективу в воспитании и развитии детей.
1.4. На должность психолога назначаются специалисты с высшим образованием, получившие общепсихологическую и специальную подготовку по детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике и психокоррекции.
2. Содержание и направления работы психолога
Работа психолога проводится по следующим направлениям:
2.1. Диагностическая работа:
2.1.1. Психологическое обследование каждого ребенка при его поступлении в детское учреждение, при переходе на новый возрастной этап с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, создания программы индивидуальной работы с каждым воспитанником, его оптимальной адаптации к условиям жизни и деятельности в детском доме, школе-интернате, к коллективу воспитанников.
2.1.2. Диагностика психологических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей, нарушений поведения, отставания в учебе, овладении навыками и умениями.
2.1.3. Осуществление совместно со специалистами соответствующего профиля дифференциальной диагностики различных отклонений в психическом развитии детей, характера этих нарушений, а также причин асоциального поведения детей и подростков.
2.1.4. Изучение особенностей детей, их интересов и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к ребенку в процессе его воспитания и обучения, правильной организации профориентационной работы с воспитанниками.
2.1.5. Диагностика особенностей общения воспитанников со своими сверстниками, другими воспитанниками, со взрослыми; причин нарушений этого общения.
2.2. Психопрофилактическая работа:
2.2.1. Организация педагогических консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития воспитанников для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности.
2.2.2. Работа по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении, включающая деятельность психолога по оптимизации форм общения в детском коллективе (ребенок - ребенок), педагогов с детьми (взрослый - ребенок), в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый) и консультацию педагогов, других работников детского дома или школы-интерната по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.
2.2.3. Предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями жизни и их деятельности.
2.2.4. Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома, школы-интерната.
2.3. Развивающая и психокоррекционная работа:
2.3.1. Разработка и осуществление совместно с педагогическим коллективом программ, направленных на развитие как отдельных психических качеств, так и личности ребенка в целом.
2.3.2. Подготовка и реализация программ коррекции отклонений в психическом развитии детей.
2.3.3. Определение форм и методов развития положительных наклонностей, способностей детей, их умений и навыков.
2.4. Консультативная работа:
2.4.1. Консультирование администрации учреждения, членов педагогического коллектива по проблемам психологии воспитания и обучения детей.
2.4.2. Индивидуальное и групповое консультирование воспитанников по вопросам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений в детском коллективе, со взрослыми, самовоспитания и др.
2.4.3. В тех случаях, когда воспитанники учатся в массовой школе, психолог консультирует администрацию и педагогический состав школы по вопросам, связанным с особенностями обучения и воспитания указанного контингента детей, работы с отдельными воспитанниками с учетом их индивидуальных характеристик. Осуществляет консультации представителей педагогических коллективов детского дома и школы с целью обеспечения целостности и преемственности в работе с детьми.
2.4.4. Консультирует представителей шефствующих организаций по вопросам, связанным с проведением шефской работы с учетом психологических особенностей воспитанников.
3. Права и обязанности психолога
Психолог имеет право:
3.1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных ее видов, выделении приоритетных направлений в определенный период.
3.2. Знакомиться с документацией детского учреждения интернатного типа и массовой школы (в той мере, в которой это необходимо для осуществления работы с воспитанниками).
3.3. Обращаться с запросами в медицинские и научно-исследовательские учреждения системы просвещения и здравоохранения.
3.4. Участвовать в работе психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) при решении вопросов об определении типа учреждения, где должны обучаться или содержаться воспитанники.
3.5. Давать заключение в органы охраны детства о целесообразности передачи ребенка на усыновление или установления над ним опеки или попечительства.
В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
3.6. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно-практические обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. Принимать участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, вносить предложения по их совершенствованию с учетом психологических особенностей детей и условий их воспитания в конкретном детском учреждении.
3.8. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу детского учреждения в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития воспитанников, индивидуального подхода к ним. Посещать уроки и воспитательные мероприятия в детском доме, школе, школе-интернате. Оказывать помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
3.9. Принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству воспитанников.
3.10. Способствовать повышению психологической культуры членов педагогического коллектива и вспомогательного персонала детского учреждения путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, педагогических консилиумах, собраниях.
3.11. Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб воспитаннику или его окружению.
4. Организационные вопросы деятельности психолога
4.1. Психолог является членом педагогического совета детского учреждения.
4.2. Для организации работы психолога в детском учреждении создается специальный кабинет, обеспечивающий условия для проведения различных видов работ с детьми и взрослыми.
4.3. Психолог является экспертом-консультантом при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов охраны детства и при вынесении соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (перевод в другое детское учреждение, усыновление и т.п.).
4.4. График работы психолога утверждается администрацией детского учреждения - детского дома или школы-интерната.
5. Документация психолога
Основная документация включает:
5.1. Психологическую карту воспитанника, в которую заносятся результаты психологических обследований и других видов диагностической работы, материалы бесед с воспитанником, учителями, применявшиеся развивающие и психокоррекционные программы, их ход и результаты. Карта включает также краткие данные о семье воспитанника, условиях его жизни до того, как он был зачислен в детское учреждение интернатного типа (форма психологической карты прилагается).
При переходе ребенка в другое детское учреждение психолог на основании данных, имеющихся в карте, составляет заключение об особенностях развития и психическом состоянии ребенка. Заключение вносится в личное дело воспитанника.
5.2. Рабочий дневник психолога.
Приложение к
Временному положению
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОСПИТАННИКА
В психологическую карту воспитанника заносятся все результаты психологических обследований и других видов диагностической работы, данные бесед с воспитанником, воспитателями, опекунами и др., применявшиеся развивающие и психокоррекционные методы, основные направления и результаты психологической работы с ребенком. Карта включает также данные о родительской семье ребенка и условиях его обучения и воспитания на предшествующих этапах.
Психологическая карта заводится на каждого воспитанника детского дома (школы-интерната); ведется в папке-скоросшивателе.
Карта ведется по годам (классам), материалы подшиваются по разделам в порядке поступления.
При переходе воспитанника в другое детское учреждение карта передается психологу этого учреждения.
В соответствующие разделы карты вносятся протоколы обследований и других видов работы, протоколы должны заканчиваться кратким выводом, сделанным психологом на основании результатов, отраженных в протоколе. В тех случаях, когда психолог дает психологическое заключение по поводу воспитанника, предназначенное для третьих лиц (народный суд, органы опеки, психоневрологический диспансер, школа и т.п.), в психологической карте должны оставаться копии этих заключений и рекомендаций. В карте также хранятся заключения специалистов, сделанные в ответ на запросы психолога.
В таблице "Свободные данные о работе с воспитанником" содержатся сведения об основных этапах психологической работы с ребенком.
К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация детского дома (школы-интерната) может пользоваться этими данными только по согласованию с психологом.
Фамилия, имя (шифр)* _________________________________________________
Дата рождения _________________
Сведения о родителях _________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Сведения об опекунах _________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Откуда прибыл в детский дом (школу-интернат) _________________________
_________________________________________________
Условия обучения и воспитания на предшествующих этапах _______________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Отряд ________________________________________________________________
Школа ________________________________________________________________
Класс ________________________________________________________________
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКОМ
Дата |
Причины проведения обследования, других видов работы |
Цель мероприятия и результат |
Вопросы для дальнейшей работы |
|
|
|
|
I. СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКА
II. ДАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ ДОМ (ШКОЛУ-ИНТЕРНАТ)
III. ДАННЫЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКОМ
______________________________
* Для предотвращения утечки психологической информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае данные о фамилии, имени воспитанника, сведения о его родителях и опекунах опускаются. Ключ к шифру хранится у психолога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 30 декабря 1987 г. N 246 "Об утверждении Временного положения о психологе, порядке подготовки и повышения его квалификации"
Текст приказа официально опубликован не был
Согласно приказу Минобразования России от 5 мая 1998 г. N 1131 настоящий приказ не применяется на территории РФ