В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, рассмотрев представленные со стороны ОАО "КМАпроектжилстрой" и Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 13.12.2014 г. N 14/4 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Белгородской области, с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года" установлено следующее.
В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
3 апреля 2014 г. в адрес ФСТ России в соответствии с запросом информации от 12.03.2014 г. исх. N 4-1859 от Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области были представлены копия экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения для ОАО "КМАпроектжилстрой" на 2014 г. и выписка из протокола заседания коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 13.12.2013 г. N 14 (письмо Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области исх. N 29-12/865-К от 25.03.2014 г., вх. N 4-3310 от 03.04.2014 г.).
В соответствии с информацией, представленной Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в вышеуказанном письме, в 2014 году тарифы на услуги водоснабжения для ОАО "КМАпроектжилстрой" устанавливаются впервые.
В соответствии с п. 37 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), если в отношении регулируемой организации в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов, органом регулирования при расчете тарифов на плановый период для данной организации может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Данный метод регулирования был использован Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в процессе расчета и установления тарифов на услуги водоснабжения для ОАО "КМАпроектжилстрой" на 2014 год.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляться региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для реализации инвестиционных и производственных программ на основании соответствующих документальных обоснований.
Анализ, приведенный Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в разделе "Анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям" на стр. 3-6 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не содержит расчетов экономически обоснованных расходов ОАО "КМАпроектжилстрой" по статьям затрат, формирующих соответствующие финансовые потребности предприятия на реализацию производственной программы в сфере водоснабжения на 2014 год (за исключением статьи "Расходы на электрическую энергию на технологические цели"), а также ссылок на представленные со стороны предприятия обосновывающие материалы, на основании которых Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области должны были производиться расчеты расходов по соответствующим статьям затрат.
При этом, все статьи расходов (затрат), формирующие годовую необходимую валовую выручку ОАО "КМАпроектжилстрой" на 2014 год (в том числе условно-постоянные) были рассчитаны Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области исходя из утвержденного объема отпуска воды, что является некорректным и экономически необоснованным.
Условно-постоянные расходы регулируемых организаций не зависят от утверждаемых органами регулирования объемов отпуска соответствующих коммунальных услуг, в связи с чем учет данного параметра при их расчете на основании документальных обоснований методологически недопустим.
Одновременно с этим, в условиях осуществления ОАО "КМАпроектжилстрой" в 2014 году первичного регулирования, применение региональным органом регулирования в процессе расчета тарифов на услуги водоснабжения метода индексации плановых средних значений расходов регулируемой организации на соответствующие индексы-дефляторы, является некорректным, поскольку данные расчеты должны производиться прямым способом на основании документальных обоснований по каждой статье затрат методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Также, в экспертном заключении Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения для ОАО "КМАпроектжилстрой" на 2014 год, не содержится надлежащего анализа экономической обоснованности величины прибыли (а также самого расчета прибыли), необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации, а также сравнительного анализа расходов по отдельным статьям (группам расходов) по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения в сопоставимых условиях.
Помимо этого, экспертное заключение Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области не содержит ссылок на правовые нормы действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на основании которых регулирующий орган принял решение об исключении из расчета тарифов в сфере водоснабжения экономически не обоснованных расходов, учтенных ОАО "КМАпроектжилстрой" в соответствующем предложении об установлении тарифов на услуги водоснабжения на 2014 год.
Ссылка Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на недопустимость превышения установленных ФСТ России предельных индексов максимального возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год не может рассматриваться как единственное правовое основание для исключения части заявленных "КМАпроектжилстрой" расходов.
Предельные индексы максимального возможного изменения действующих тарифов устанавливаются ФСТ России в среднем по соответствующим субъектам Российской Федерации, а не для конкретной регулируемой организации, и в этой связи они не являются индексами-дефляторами для индексации плановых (фактических) расходов данных организаций по статьям затрат.
Из вышеизложенного следует, что Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области одновременно нарушены положения пп. а), б), в), г) п. 26 Правил регулирования тарифов.
Помимо этого, в соответствии с п. 30 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Исходя из положений п. 30 Правил регулирования тарифов, отказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области во включении части заявленных ОАО "КМАпроектжилстрой" расходов в условиях применения региональным органом регулирования некорректной методологии их расчета является экономически необоснованными и неправомерным, поскольку однозначно установить экономическую необоснованность предложенных ОАО "КМАпроектжилстрой" расходов не подтверждается экспертным заключением и выпиской из протокола Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области.
В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральная служба по тарифам, предписывает:
1. Органу исполнительной власти Белгородской # в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:
- прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выражающиеся в установлении приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 13.12.2014 г. N 14/4 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Белгородской области, с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года" для ОАО "КМАпроектжилстрой" на 2014 год тарифов, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
- в срок до 01 июля 2014 года привести приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 13.12.2014 г. N 14/4, в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, установив экономически обоснованные ставки тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.
2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений о приведении приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 13.12.2014 г. N 14/4 в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались данные решения;
- экспертного заключения по делу об установлении для ОАО "КМАпроектжилстрой" цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год (с приложением сводной калькуляции затрат).
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной службы по тарифам от 23 мая 2014 г. N 838-д "О прекращении нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения"
Текст предписания опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 20 июня 2014 г. N 22