Протокол
о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий
(приложение N 20 к Договору о Евразийском экономическом союзе)
(Астана, 29 мая 2014 г.)
10 октября 2014 г., 8 мая 2015 г.
Протокол вступил в силу с 1 января 2015 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Протокол разработан в соответствии со статьей 78 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) и направлен на создание правовых основ для применения единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств-членов в сферах, указанных в приложении N 1 к настоящему Протоколу.
2. Понятия, используемые в настоящем Протоколе, означают следующее:
"внутренний рынок" - рынок государства-члена, на котором обращаются услуги субъектов естественных монополий;
"доступ к услугам субъектов естественных монополий" - оказание субъектами естественных монополий одного государства-члена услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям другого государства-члена на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства-члена при наличии технической возможности;
"естественная монополия" - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;
"законодательство государств-членов" - национальное законодательство каждого из государств-членов, касающееся сфер естественных монополий;
"национальные органы государств-членов" - органы государства- члена, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;
"оказание услуг" - предоставление услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектом гражданского оборота;
"потребитель" - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;
"субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных законодательством государств-членов;
"сфера естественных монополий" - сфера обращения услуги, законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой потребитель может приобрести услуги субъектов естественных монополий.
II. Общие принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
3. Принципами, которыми руководствуются государства-члены при регулировании и (или) контроле за деятельностью субъектов естественных монополий в сферах естественных монополий, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Протоколу, являются:
1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;
2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах;
3) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе применение возможности установления дифференцированного тарифа, который не может быть установлен по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к любому из государств-членов;
4) введение регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии;
5) снижение барьеров доступа на внутренние рынки, в том числе путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий;
6) применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность;
7) обязательность заключения субъектами естественных монополий договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении которых применяется регулирование, при наличии технической возможности, определенной в соответствии с законодательством государств-членов, если иное не предусмотрено положениями разделов XX и XXI Договора;
8) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий правил доступа к услугам субъектов естественных монополий;
9) направленность регулирования на конкретный субъект естественной монополии;
10) обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов (цен) качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые распространяется регулирование;
11) защита интересов потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением тарифов (цен) на регулируемые услуги;
12) создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций.
III. Виды и методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
4. Государства-члены применяют виды (формы, способы, методы, инструменты) регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств-членов на основе общих принципов и правил регулирования естественных монополий, установленных настоящим Протоколом.
5. При осуществлении регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяются следующие виды (формы, методы, способы, инструменты) регулирования:
1) тарифное (ценовое) регулирование;
2) виды регулирования, установленные настоящим Протоколом;
3) иные виды регулирования, установленные законодательством государств-членов.
6. Тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий, включая установление стоимости подключения (присоединения) к услугам субъектов естественных монополий, может осуществляться путем:
1) установления (утверждения) национальным органом для субъектов естественных монополий тарифов (цен) на регулируемые услуги, в том числе их предельных уровней на основе утвержденной национальным органом методологии (формулы) и правил ее применения, а также соответствующего контроля национальным органом за применением установленных тарифов (цен) субъектами естественных монополий;
2) установления (утверждения) национальным органом методологии и правил ее применения, в соответствии с которыми субъект естественной монополии устанавливает и применяет тарифы (цены), а также контроля национальным органом за установлением и применением тарифов (цен) субъектами естественных монополий.
7. При осуществлении тарифного (ценового) регулирования национальные органы государств-членов вправе применять, в том числе следующие методы тарифного (ценового) регулирования или их сочетания в соответствии с законодательством государств-членов:
1) метод экономически обоснованных затрат;
2) метод индексации;
3) метод доходности инвестиционного капитала;
4) метод сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
8. При регулировании тарифов (цен) учитываются:
1) возмещение субъектам естественных монополий экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности;
2) получение экономически обоснованной прибыли;
3) стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов;
4) формирование тарифов (цен) на услуги субъектов естественных монополий с учетом надежности и качества оказываемых услуг.
9. При установлении тарифов (цен) могут учитываться:
1) особенности функционирования естественных монополий на территориях государств-членов, в том числе особенности технических требований и регламентов;
2) государственные дотации и другие меры государственной поддержки;
3) конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на нерегулируемых сегментах рынка;
4) планы развития территорий;
5) государственная налоговая, бюджетная, инновационная, экологическая и социальная политика;
6) мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.
10. При регулировании тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии предусматривается, что при формировании затрат субъекта естественной монополии осуществляется раздельный учет расходов, в том числе инвестиций, а также доходов, задействованных активов, по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий.
11. Регулирование тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым в том числе могут относиться уровень надежности и качества регулируемых услуг, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих услуг, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей регулирования тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии могут применяться и долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
12. Особенности применения пунктов 4 - 11 настоящего Протокола в конкретных сферах естественных монополий могут определяться в разделах XX и XXI Договора.
IV. Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий
13. Государства-члены устанавливают в своем законодательстве правила регулирования, обеспечивающие доступ к услугам субъектов естественных монополий, как он определен в пункте 2 настоящего Протокола.
Национальные органы государств-членов обеспечивают контроль за соблюдением правил обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий и условий подключения (присоединения, использования) к ним.
14. Правила обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий включают в себя:
1) существенные условия договоров, а также порядок их заключения и исполнения;
2) порядок определения наличия технических возможностей;
3) порядок предоставления информации об оказываемых субъектами естественных монополий услугах, их стоимости, доступа к ним, возможных объемах реализации, технических и технологических возможностях оказания таких услуг;
4) условия получения открытой информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления заинтересованными лицами условий обращения услуг субъектов естественных монополий и (или) доступа к ним;
5) перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну;
6) порядок рассмотрения жалоб, заявлений и урегулирования споров по вопросам доступа к услугам субъектов естественных монополий.
15. Допускается применение субъектами естественных монополий государств-членов дифференцированных условий доступа к их услугам потребителей государств-членов (с учетом специфики каждой отдельной сферы естественной монополии, определяемой в разделах XX и XXI Договора), если такие условия не применяются по принципу принадлежности потребителей к любому из государств- членов, при условии соблюдения законодательства каждого государства-члена.
16. Без ущерба положениям пункта 15 настоящего Протокола законодательство государств-членов не должно содержать норм, устанавливающих в отношении потребителей государств-членов дифференцированные условия доступа к услугам субъектов естественных монополий, исходя из принадлежности потребителей к государству любого из государств-членов.
17. Особенности применения пунктов 13 - 16 настоящего Протокола в конкретных сферах естественных монополий, включая вопросы транзита, определяются в разделах XX и XXI Договора.
V. Национальные органы государств-членов
18. В государствах-членах функционируют национальные органы государств-членов, наделенные полномочиями по регулированию и (или) контролю за деятельностью субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством государств-членов.
Национальные органы государств-членов осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством государств-членов, Договором, а также иными международными договорами государств- членов.
19. К функциям национальных органов государств-членов относятся:
1) тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий;
2) регулирование доступа к услугам субъектов естественных монополий, в том числе установление платы (цен, тарифов, сборов) за подключение (присоединение) к услугам субъектов естественных монополий, в случаях, предусмотренных законодательством государств- членов;
3) защита интересов потребителей услуг субъектов естественных монополий;
4) рассмотрение жалоб, заявлений, урегулирование споров по вопросам установления и применения регулируемых тарифов (цен), а также доступа к услугам субъектов естественных монополий;
5) рассмотрение, утверждение или согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий и контроль за их реализацией;
6) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий ограничений, предусмотренных законодательством государств-членов по отнесению информации к коммерческой тайне;
7) осуществление контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе путем проведения проверок и в иных формах (мониторинг, анализ, экспертиза);
8) иные функции, предусмотренные законодательством государств-членов.
VI. Компетенция Комиссии
20. Комиссия осуществляет следующие полномочия:
1) принимает решение о расширении сфер естественных монополий в государствах-членах в случае, если к сфере естественных монополий государство-член намерено отнести иную сферу естественных монополий, не указанную в приложениях N 1 и 2 к настоящему Протоколу, после соответствующего обращения этого государства-члена в Комиссию;
2) анализирует и предлагает способы координации, разработки и реализации решений национальных органов, касающихся сфер естественных монополий;
3) проводит сравнительный анализ системы и практики регулирования деятельности субъектов естественных монополий в государствах-членах с подготовкой соответствующих ежегодных отчетов и докладов;
4) содействует гармонизации регулирования в сферах естественных монополий в отношении экологических аспектов, энергоэффективности;
5) представляет на рассмотрение Высшего совета согласованные с национальными органами государств-членов результаты проводимой работы, указанной в подпунктах 3 - 4 настоящего пункта, а также согласованные с государствами-членами предложения по установлению нормативных правовых актов государств-членов в сфере естественных монополий, которые подлежат сближению, и по определению последовательности осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере;
6) осуществляет контроль за исполнением раздела XIX Договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (приложение N 20 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)
Протокол вступил в силу с 1 января 2015 г.
Текст Протокола опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва, 31 марта 2022 г.)
Изменения вступают в силу с 12 февраля 2024 г.
Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва, 8 мая 2015 г.)
Изменения вступают в силу по истечении 18 месяцев с даты вступления названного Протокола в силу
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Минск, 10 октября 2014 г.)
Изменения вступают в силу для Российской Федерации со 2 января 2015 г.