Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федерального агентства
воздушного транспорта
от 8 мая 2014 г. N 236
Обстоятельства авиационных происшествий с самолетами Ан-2 RA-33589, Ан-2 RA-02203 и Ан-2Т RA-01419
25.11.2012 в районе посадочной площадки "Комсомольский" (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) произошла катастрофа самолета Ан-2 RA-33589, принадлежащего частному лицу.
Выполнялся полет с целью выброски спортсменов-парашютистов. На борту воздушного судна находилось 8 спортсменов-парашютистов и 1 пассажир. В нарушение ограничений руководства по летной эксплуатации самолета Ан-2, полет выполнялся в неполном составе экипажа - без второго пилота.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета Ан-2 RA-33589 (далее - комиссия по расследованию катастрофы самолета Ан-2 RA-33589) было установлено, что в нарушение требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128), командир воздушного судна (далее - КВС) выполнял полеты на самолете Ан-2 RA-33589 на основании устных согласований и договоренностей с владельцем воздушного судна, при отсутствии страховых полисов (страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами, страхования жизни и здоровья членов экипажа, страхования гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна) и автоматического радиомаяка системы КОСПАС-САРСАТ. Со слов КВС, полет 25.11.2012 был организован по просьбе спортсменов-парашютистов, с которыми его связывают дружеские отношения. В нарушение пункта 2.20 ФАП-128 список пассажиров, находившихся на борту самолета, не оформлялся.
В ходе расследования катастрофы самолета Ан-2 RA-33589 было установлено, что ряд отметок в свидетельстве пилота-любителя (допуск к выполнению полетов в качестве командира самолета Ан-2, допуск к полетам по выброске парашютистов, установленный метеоминимум) были сфальсифицированы. Кроме того, не был подтвержден факт прохождения КВС врачебно-летной экспертной комиссии.
Техническая эксплуатация самолета и двигателя проводилась с нарушением установленных требований. В формулярах самолета и двигателей систематически не велись записи о наработке после последнего ремонта, вследствие чего установить истинную наработку самолета и двигателей не представилось возможным.
Техническое обслуживание самолета перед полетом проводил КВС, который не имел свидетельства специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и сертификата на право выполнения технического обслуживания самолета Ан-2.
После взлета, на высоте примерно 80 метров, произошло падение мощности двигателя. КВС принял решение произвести посадку с обратным курсом на посадочную площадку. В процессе разворота произошло уменьшение скорости и высоты полета с выводом самолета управляющими действиями пилота на закритические углы атаки. Самолет столкнулся с землей с левым креном более 60°, в результате получил значительные повреждения и загорелся. Пилот и пассажиры получили травмы различной степени тяжести. Один из парашютистов скончался через 18 дней после авиационного происшествия.
По результатам исследования двигателя было установлено, что к отказу двигателя в полете привели высокотемпературные повреждения и разрушения деталей цилиндро-поршневой группы вследствие эксплуатации его на автомобильном бензине Аи-95, качество которого не соответствовало требованиям, предъявляемым к бензину с октановым числом "95", рекомендованному к применению по программе подконтрольной эксплуатации авиационной техники на автомобильном бензине марки Аи-95. При разборке двигателя было также установлено, что после последнего ремонта в эксплуатации на двигателе был заменен цилиндр N 1 с грубыми нарушениями технологии: зазор во впускной магистрали 4-5 мм (по техническим условиям 0,3-0,5 мм), зазор в выхлопной магистрали вообще отсутствовал (по техническим условиям - 0,5 мм). Записи об этих работах в формуляре двигателя сделаны не были.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы самолета Ан-2 RA-33589:
"Наиболее вероятной причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-33589 явился вывод самолета на закритические углы атаки при выполнении энергичного разворота для захода на вынужденную посадку с курсом, обратным взлетному, необходимость которой была обусловлена отказом двигателя после взлета на малой высоте, проявившимся в виде тряски и падения его мощности, что привело к столкновению самолета с землей с углом крена более 60°.
Отказ двигателя произошел вследствие высокотемпературного повреждения и разрушения деталей цилиндро-поршневой группы из-за его неудовлетворительной технической эксплуатации и использования в топливной системе самолета автомобильного бензина, качество которого не соответствовало требованиям, предъявляемым к бензину Аи-95, рекомендованному к применению по программе подконтрольной эксплуатации авиационной техники распоряжением ФСВТ России N 148-р от 18.07.2000 "О расширении подконтрольной эксплуатации самолетов Ан-2 на автомобильном бензине", распоряжением МТ РФ N НА-131-р от 11.04.2001 и техническим решением N АБ-1236-2003 от 22.05.2003 года.
Способствующим фактором, наиболее вероятно, явилась частичная утрата навыков КВС по управлению самолетом Ан-2. Полет выполнялся КВС, метеоминимумы и допуски которого, записанные в свидетельстве пилота-любителя, а также факт прохождения им ВЛЭК не подтверждены документально.
Принятие КВС решения о посадке самолета перед собой в сложившейся ситуации, наиболее вероятно, позволило бы уменьшить тяжесть последствий авиационного происшествия".
Подробная информация об обстоятельствах аварии приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-33589, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-33589.pdf.
23.03.2013 в районе поселка "Восточное" (Краснодарский край) произошла катастрофа самолета Ан-2 RA-02203, эксплуатируемого ООО Авиакомпания "Юг-Лайн" (имело только сертификат на право выполнения авиационных работ).
Накануне авиационного происшествия, 22.03.2013, выполнялся полет с целью апробирования сельскохозяйственной аппаратуры и выполнения авиационно-химических работ. В полете произошла потеря мощности двигателя с последующим его выключением. По результатам работ по поиску причины неисправности был сделан вывод об отказе карбюратора АКМ-62ИРА, что могло привести к обеднению смеси, поступающей в цилиндры, и, как следствие, к потере мощности двигателя, тряске двигателя. К обеднению топливовоздушной смеси могло привести кратковременное зависание игл поплавковых механизмов в прикрытом положении, о чем свидетельствовали продольные риски на иглах и гнездах поплавкового механизма.
23.03.2013 на двигатель был установлен карбюратор АКМ-62ИРА, снятый с другого двигателя. В нарушение программы контрольно-испытательных полетов на самолете Ан-2 после замены карбюратора не был проведен контрольный полет.
В этот же день экипаж самолета выполнил взлет с места вынужденной посадки для перелета на площадку авиационно-химических работ. Через минуту после взлета началась неустойчивая работа двигателя с одновременным падением мощности и последующим самопроизвольным его отключением.
Экипаж принял решение о производстве вынужденной посадки перед собой. Посадка была произведена на водоем глубиной 1,5-2 метра, самолет скапотировал и частично затонул. Второй пилот смог самостоятельно покинуть самолет, КВС погиб.
Причиной отказа авиадвигателя явилось попадание выхлопных газов из 8 и 9 цилиндров во входное устройство карбюратора двигателя, что привело к нарушению нормального процесса воспламенения топлива в цилиндрах двигателя. Попадание горячих выхлопных газов во входное устройство карбюратора произошло из-за разрушения жаровой трубы выхлопного коллектора и прогара заслонки всасывающего устройства карбюратора.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы самолета Ан-2 RA-02203:
"Причиной катастрофы самолета Ан-2 RA-02203 явилось его капотирование при выполнении вынужденной посадки на водную поверхность.
Необходимость выполнения вынужденной посадки была обусловлена падением мощности и самовыключением двигателя в полете из-за разрушения жаровой трубы выхлопного коллектора и прогара заслонки всасывающего устройства карбюратора с дальнейшим попаданием выхлопных газов с высокой температурой во входное устройство карбюратора двигателя.
Разрушение жаровой трубы выхлопного коллектора, наиболее вероятно, произошло по механизму коррозии под напряжением в условиях нагрева материала при эксплуатации двигателя на автомобильном бензине. Силовым фактором, приведшим к образованию начальной трещины, наиболее вероятно, явились оста
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 8 мая 2014 г. N 236 "О реализации мероприятий по результатам расследований... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.