Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 мая 2014 г. N 03-01-15/20962
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения автоматизированной системы при формировании документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, сообщает.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
В частности, пунктом 3 Положения установлено, что бланк должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в указанном пункте.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа может изготавливаться не только типографским способом, но и формироваться с использованием автоматизированных систем.
Согласно пункту 11 Положения для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
В соответствии с пунктом 12 Положения организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.
По нашему мнению, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, т.е. обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа.
При этом указанные автоматизированные системы, формирующие бланки строгой отчетности, не являются контрольно-кассовой техникой, в связи с чем, регистрация их в налоговых органах не требуется.
Вопросы согласования технической документации, изготовления и реализации автоматизированной системы, следует решать в установленном порядке с компетентными органами исполнительной власти, уполномоченными в решении этих вопросов.
Заместитель директора департамента |
Р.А. Саакян |
Организации и ИП могут вести наличные денежные расчеты и (или) расчеты платежными картами без ККТ, если при оказании услуг населению выдают бланки строгой отчетности (БСО).
БСО должен содержать обязательные реквизиты, установленные законодательством. Он может изготавливаться типографским способом, а также формироваться автоматизированной системой. При этом во втором случае должны выполняться следующие требования. Во-первых, система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и хранить все операции с бланком не менее 5 лет. Во-вторых, при заполнении бланка и выпуске документа сохранять уникальный номер и серию бланка.
По мнению Минфина России, автоматизированные системы печати БСО должны отвечать требованиям, предъявляемым к ККТ. Т. е. защищать, фиксировать, хранить сведения о бланке документа. При этом они не являются ККТ. Следовательно, их не нужно регистрировать в инспекции.
Вопросы согласования техдокументации, изготовления и реализации автоматизированной системы следует решать с уполномоченными органами исполнительной власти.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 мая 2014 г. N 03-01-15/20962
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 10 июня 2014 г. N 12, в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", июль 2014 г., N 14