2. Средства на реализацию муниципальной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" предусмотреть в бюджете города Рязани на 2004год при его уточнении по итогам первого полугодия.
3. Направить в администрацию Рязанской области муниципальную целевую программу "Молодой семье - доступное жилье".
4. Администрации города Рязани по итогам каждого полугодия информировать городской Совет о ходе выполнения данной программы.
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по собственности, строительству и земельной политике (Шуваев А.В.), комитет по экономической политике, финансам и инвестиционной деятельности (Трушина Г.В.), комитет по образованию, культуре, молодежной политике, спорту и связям с общественными организациями (Булычев Н.А).
Председатель Рязанского городского Совета |
А.А.Чайка |
Муниципальная целевая программа
"Молодой семье - доступное жилье"
Рязань, 2003
(утв. решением Рязанского городского Совета
от 4 марта 2004 г. N 995)
Паспорт муниципальной целевой программы
"Молодой семье - доступное жилье"
Наименование программы Муниципальная целевая программа
г. Рязани "Молодой семье - доступное
жилье"
Наименование, номер и дата Распоряжение главы администрации
принятия решения о г. Рязани
разработке программы
Заказчик программы Администрация г. Рязани
Основной разработчик Управление городского строительства
программы (УГС) администрации г. Рязани
Цель программы - улучшение жилищных условий молодых
семей г. Рязани;
- создание финансово-кредитного
механизма государственной поддержки
молодых семей в приобретении жилья;
- увеличение объема жилищного
строительства в городе;
- привлечение сбережений населения
в инвестиционно-строительный процесс
г. Рязани;
- строительство в г. Рязани молодежных
жилых комплексов;
- улучшение демографической ситуации
в г. Рязани
Задачи программы - мобилизация бюджетных
и внебюджетных средств для улучшения
жилищных условий молодых семей;
- подготовка условий и разработка
механизма для приобретения жилья
молодыми семьями при государственной
поддержке;
- разработка системы законодательных
и правовых актов, обеспечивающих
государственную поддержку
в приобретении жилья при личном участии
молодежи г. Рязани
Сроки и этапы реализации 1-й этап - 2004-2006 годы
программы - 2004-2010 г.г.:
2-й этап - 2007-2010 годы
Исполнитель программы Управление городского строительства
администрации г. Рязани; Оператор -
"Рязанский ипотечный фонд" (РИФ)
Соисполнитель программы Рязанское региональное отделение
общественной организации "Союз МЖК
России" (РРООО "Союз МЖК России")
Объемы и источники 1-й этап - 2004-2006 годы:
финансирования:
Общий объем финансовых ресурсов
в ценах 2003 г. составляет:
- из федерального бюджета -
14,5 млн. руб.,
- из областного бюджета - 34,82 млн.
руб.
- из местного бюджета - 18,46 млн. руб.
- внебюджетные источники - 5,81 млн.
руб.
Итого - 73,59 млн. руб., в том числе:
- реинвестиции - 2,58 млн. руб.
- на сопровождение программы -
1,04 млн. руб.
2-й этап - 2007-2010 годы:
Общий объем финансовых ресурсов
в ценах 2003 г. составляет:
- из федерального бюджета -
39,67 млн. руб.,
- из областного бюджета - 68,02
млн. руб.,
- из местного бюджета - 36,04 млн. руб.,
- внебюджетные источники - 11,34
млн.руб.
Итого - 155,08 млн. руб., в том числе:
- реинвестиции - 16,17 млн. руб.,
- на сопровождение программы -
2,04 млн. руб.
Ожидаемые конечные - до 2010 года улучшение жилищных
результаты реализации условий 317 молодых семей;
программы
- разработка механизмов привлечения
внебюджетных ресурсов для решения
сложных социальных проблем;
- привлечение внебюджетных средств
в федеральные, региональные
и муниципальные социально-экономические
программы
Контроль за исполнением Контроль за исполнением программы
программы осуществляет администрация г. Рязани
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа "Молодой семье - доступное жилье" направлена на улучшение жилищных условий молодых семей с целью стимулирования и закрепления положительной тенденции в изменении демографической ситуации в г. Рязани за счет бюджетов всех уровней, собственных средств молодых семей, средств работодателей и кредитов коммерческих банков.
Муниципальная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" реализуется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденной постановлением РФ от 28 августа 2002 г. N 638 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2003 N 285) и входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы", утвержденной Законом Рязанской области от 4 июля 2003 года N 40-ОЗ.
В соответствии с постановлением РФ от 28 августа 2002 г. N 638 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации подпрограммы, рекомендовано принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Оценка демографической ситуации в регионе
По оценке Рязанского областного комитета Госстатистики на 1 января 2003 г. постоянное население города насчитывало 522,4 тыс.человек и уменьшилось за год на 4,1 тыс. человек (табл. 1).
Таблица 1. Население г. Рязани
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
население г. Рязани (тыс. чел.) | 533,8 | 531,9 | 528,7 | 526,5 | 522,4 |
Родившихся (чел.) | 3869 | 3599 | 3619 | 3906 | 4082 |
Умерших (чел.) | 6633 | 7254 | 7647 | 7948 | 7929 |
Количество зарегистрированных органами ЗАГСа: | |||||
Браков | 3417 | 3615 | 376Ь | 4327 | 4434 |
Разводов | 2269 | 2130 | 3119 | 4076 | 7889 |
Определяющим фактором сокращения численности населения города остается превышение числа умерших над числом родившихся. Миграционный поток из государств-участников СНГ и стран Балтии отчасти компенсирует естественные потери.
Число родившихся в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличилось на 176 человек или на 4,5% и составило 4082 человека. Отмечен рост показателя рождаемости с 7,4 до 7,8 родившихся на 1000 населения.
Число умерших в 2002 году по сравнению с 2001 годом уменьшилось на 19 человек или на 0,2% и составило 7929 человек. Общий показатель смертности увеличился с 15,09 до 15,18 умерших на 1000 населения.
В органах ЗАГСа зарегистрировано 7,9 тысяч разводов и чуть более 4,4 тысяч браков. В 2001 году по сравнению с 2000 годом количество браков увеличилось на 898, количество разводов вместе с тем увеличилось на 1921.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных и острых для города.
Происшедшие за последние годы в строительном комплексе и на рынке жилья изменения, которые выразились в уменьшении разницы между инвестиционной и рыночной ценами жилья, привели к невозможности использовать прежнюю практику, когда часть средств от рыночной продажи жилья использовалась на строительство бесплатного жилья для очередников. Привлечение для инвестирования кредитов коммерческих банков негативно отражается на себестоимости жилья, значительно ее увеличивая.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Почти 50% браков распадаются. Средняя продолжительность брака у разведенной молодежи до 30 лет - 3,1 год. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе: здоровье, образование, рост преступности и др.
В связи с этим для улучшения, демографической ситуации в стране необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80% детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет. По данным Рязанского областного комитета Госстатистики в г. Рязани молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 99,8 тыс. человек.
Решение проблемы обеспечения молодых семей жильем невозможно без активной поддержки государства.
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями Программы являются:
- улучшение жилищных условий молодых семей г Рязани;
- создание финансово-кредитного механизма государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья;
- улучшение демографической ситуации в г. Рязани;
- увеличение объема жилищного строительства в городе;
- строительство в г. Рязани молодежных жилых комплексов;
- привлечение сбережений молодых семей в инвестиционно-строительный процесс г. Рязани. Для реализации данных целей необходимо решить следующие основные задачи:
- мобилизация бюджетных и внебюджетных средств для улучшения жилищных условий молодых семей;
- подготовка условий и разработка механизма для приобретения и строительства жилья молодыми семьями при государственной поддержке;
- разработка системы законодательных и правовых актов, обеспечивающих государственную поддержку в приобретении жилья при личном участии молодежи г. Рязани.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа "Молодой семье - доступное жилье" рассчитана на 7 лет и подразделяется на 2 этапа. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет происходить в основном за счет бюджетных средств. В то же время за счет текущих выплат молодых семей на приобретение (строительство) жилья будут создаваться предпосылки перехода Программы на рефинансирование без привлечения дополнительных источников.
1-й этап - 2004-2006 годы - разработка и формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма оказания государственной поддержки молодым семьям, создание механизма мобилизации ресурсов обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса в городе с помощью строительства молодежных жилых комплексов, улучшение жилищных условий более 100 молодых семей. Приобретение (строительство) более 5000 кв. м жилья.
2-й этап - 2007-2010 годы - совершенствование организационного, правового и финансово-кредитного механизма оказания государственной поддержки молодым семьям, консолидация ресурсов для приобретения (строительства) жилья для молодежи на базе строительства молодежных жилых комплексов. Улучшение жилищных условий более 200 молодых семей. Приобретение (строительство) более 11000 кв. м жилья.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий (табл. 2) включает в себя работу по следующим направлениям:
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий молодых семей;
- создание кредитно-финансового механизма реализации Программы;
- ресурсное обеспечение Программы;
- отработка организационного и финансового механизмов строительства молодежных жилых комплексов;
- практическая организация реализации Программы;
- контроль эффективности реализации Программы.
Таблица 2. Мероприятия по реализации Программы на период с 2004 по
2010 годы
Наименование мероприятия | Исполни- тель |
Срок реализации мероприятия |
Описание предполагаемого результата |
Необходимое финансирование, млн. руб. |
Правовое и методологическое обеспечение Программы: | ||||
1.1. Формирование нормативно-правовой базы Программы |
УГС, РИФ | 2004 | Нормативно-право- вые акты г. Рязани, регулирующие процесс реализации Программы |
0,3 |
1.2. Сопровождение (внесение изменений и дополнений) нормативно-правовой базы Программы |
УГС, РИФ | ежегодно, 2004-2010 |
Нормативно-право- вые акты г. Рязани, регулирующие процесс реализации Программы |
0,3 |
1.3. Определение механизма поощрения предприятий и организаций, участвующих в реализации Программы |
УГС | 2004 | Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы |
- |
1.4. Совершенствование механизма поощрения предприятий и организаций, участвующих в реализации Программы |
УГС | ежегодно, 2004-2010 Программы |
Привлечение внебюджетных средств на реализацию |
- |
1.5. Строительство молодежных жилых комплексов с привлечением средств бюджетов всех уровней, собственных средств молодых семей, средств работодателей и кредитов коммерческих банков |
МУП "ДЗОКС" и РРООО "Союз МЖК России" |
ежегодно, 2004-2010 |
Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы |
0,3 |
Кредитно-финансовый механизм реализации Программы: | ||||
1.6. Определение и отработка механизма выдачи займов на приобретение (строительство) жилья |
УГС, РИФ | 2004-2010 | Повышение надежности возвратности займов |
0,3 |
1.7. Выдача займов на приобретение (строительство) жилья |
РИФ | 2004-2010 | Кредитование более 300 молодых семей |
154,26 |
1.8. Определение и отработка механизма компенсации части долга по займам при рождении (усыновлении) детей |
УГС, РИФ | 2004-2010 | Улучшение демографической ситуации в городе |
0,3 |
1.9. Предоставление безвозмездных субсидий молодым семьям при рождении (усыновлении) детей |
РИФ | 2004-2010 | Рождение 354 детей в семьях, участников Программы |
54,17 |
Ресурсное обеспечение Программы предполагает: | ||||
1.10. Подготовка необходимых ТЭО и расчетов при разработке проекта закона о городском, областном и федеральном бюджетах на соответствующий финансовый год |
УГС | ежегодно, 2004-2010 |
Бюджетная заявка | - |
1.11. Привлечение внебюджетных источников |
УГС, РИФ | 2004-2010 | Участие предприятий, организаций и граждан в реализации Программы |
17,15 |
Практическая организация реализации Программы: | ||||
1.12. Подготовка материалов и проведение разъяснительной работы в СМИ о целях, задачах и о ходе реализации Программы, об условиях участия молодежи в Программе |
РИФ, РРООО "Союз МЖК России" |
ежегодно, 2004-2010 |
Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы |
1,59 |
Контроль эффективности реализации Программы: | ||||
1.13. Осуществление контроля за целевым и эффективным использованием финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы |
УГС | ежегодно, 2004-2010 |
Обеспечение экономии бюджетных средств |
- |
1.14. Анализ и корректировка хода реализации Программы |
УГС | ежегодно, 2004-2010 |
Повышение эффективности реализации Программы |
- |
Итого по Программе: | 228,67 |
5. Законодательное обеспечение программы
- "Жилищный кодекс РСФСР". Утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года.
- Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
- Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации".
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы".
- Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1993 года N 1180 "О жилищных кредитах".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущено опечатка: вместо "1993 года" следует читать "1994 года"
- Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1993 года N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущено опечатка: вместо "1993 года" следует читать "1994 года"
- Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья".
- Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 г. Москва "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 года N 664 "Об утверждении примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства".
- Постановление Министерства труда Российской Федерации от 28 января 1994 года N 11 "Об утверждении методики исчисления среднего совокупного дохода семьи".
- Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Министерства финансов Российской Федерации от 3 марта 1994 года N БЕ-19-6/3 "О примерном перечне и формах необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидии на строительство или приобретение жилья".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья".
- Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
- Закон Рязанской области от 27 мая 1998 года "О молодежи".
- Закон Рязанской области от 4 июля 2003 года N 40-03 "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" (в ред. Закона N 93-03 от 05.12.2003 г.);
- "Бюджетный кодекс РФ". Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансовые средства для решения проблем улучшения жилищных условий молодых семей в рамках Программы формируются из двух главных источников: бюджетных (федеральный, областной и городской бюджеты) и внебюджетных (средств граждан, предприятий и прочих инвесторов) и представлены в табл. 3.
Срок реализации Программы рассчитан на семь лет, разбитых на два периода, отличающихся, по составу задач.
Таблица 3. Расходы на реализацию муниципальной целевой программы
"Молодой семье - доступное жилье"
млн. руб.
Этапы | Источники финансирования | Всего | Итого по Програ- мме |
||||||||
Федераль- ный бюджет* |
Областной бюджет* |
Городской бюджет* | Бюджетные средства | ||||||||
Безвозмез- дные субсидии в случае рождения (усыновле- ния) ребенка |
Целевые займы молодым семьям для приобретения (строитель- ства) жилья |
Целевые займы молодым семьям для приобретения (строительст- ва) жилья |
Сопро- вожде- ние прог- раммы |
Всего из город- ского бюдже- та |
Всего | В т.ч. реин- вести- ции |
Внебюд- жетные источ- ники |
||||
Всего | В т.ч. реин- вести- ции |
Всего | В т.ч. реин- вести- ции |
||||||||
Общий объем финансирова- ния программы, том числе |
54,17 | 102,85 | 12,50 | 51,41 | 6,25 | 3,09 | 54,50 | 211,52 | 18,75 | 17,15 | 228,67 |
I этап: | |||||||||||
2004-2006 | 14,50 | 34,82 | 1,72 | 17,41 | 0,86 | 1,04 | 18,46 | 67,78 | 2,58 | 5,81 | 73,59 |
2004 | 2,36 | 10,00 | 0,00 | 5,00 | 0,00 | 0,30 | 5,3 | 17,66 | 0,00 | 1,67 | 19,33 |
2005 | 5,10 | 11,58 | 0,58 | 5,79 | 0,29 | 0,35 | 6,14 | 22,82 | 0,88 | 1,93 | 24,75 |
2006 | 7,04 | 13,24 | 1,14 | 6,62 | 0,57 | 0,40 | 7,02 | 27,3 | 1,70 | 2,21 | 29,51 |
II этап: | |||||||||||
2007-2010 | 39,67 | 68,02 | 17,84 | 34,01 | 5,39 | 2,04 | 36,04 | 143,74 | 16,17 | 11,34 | 155,08 |
2007 | 8,04 | 15,01 | 10,78 | 7,50 | 0,85 | 0,45 | 7,95 | 31 | 2,54 | 2,50 | 33,5 |
2008 | 9,70 | 16,97 | 1,70 | 8,48 | 1,16 | 0,51 | 8,99 | 35,66 | 3,49 | 2,83 | 38,49 |
2009 | 10,64 | 17,68 | 2,33 | 8,84 | 1,52 | 0,53 | 9,37 | 37,69 | 4,55 | 2,95 | 40,64 |
2010 | 11,29 | 18,37 | 3,03 | 9,18 | 1,86 | 0,55 | 9,73 | 39,39 | 5,59 | 3,06 | 42,45 |
* Объемы ассигнований из федерального, областного и городского бюджетов подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год. В течение первого этапа с 2004 до 2006 года:
- заказчик формирует финансовые, правовые и организационные механизмы консолидации ресурсов для улучшения жилищных условий молодых семей города Рязани;
- производится создание системы мониторинга реализации подпрограммы.
На втором этапе с 2007 по 2010 годы:
- заказчик совершенствует механизм консолидации ресурсов для улучшения жилищных условий молодых семей города Рязани;
- производится уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода реализации Программы.
Использование бюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодых семей
Реализация Программы за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов Рязанской области и г. Рязани осуществляется в порядке межбюджетных отношений (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации).
Финансовые средства на развитие Программы, выделенные городским и областным бюджетами направляются для предоставления займов на приобретение или строительство жилья участникам Программы.
Основанием для предоставления бюджетных средств является договор займа, заключенный с участником Программы.
Финансовые средства, выделенные из федерального бюджета, используются для предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка безвозмездных субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа).
Основанием для предоставления безвозмездных субсидий является копия свидетельства о рождении (документы об усыновлении) детей.
Денежные средства по договору займа и на компенсацию части долга по займу при рождении (усыновлении) детей на руки в наличной или безналичной форме не выделяются и не предоставляются.
Предоставление займа участникам Программы осуществляется в виде перечисления денежных средств на расчетный счет продавца жилья или на блокированный счет владельца жилищного сертификата.
Привлечение внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодых семей
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
- собственные средства молодых семей;
- средства предприятий и организаций, заинтересованных в реализации Программы;
- краткосрочные и долгосрочные кредиты коммерческих банков;
- прочие инвесторы, в том числе негосударственные пенсионные фонды.
Предприятия и организации предоставляют своим сотрудникам, участникам Программы, средства на возвратной или безвозвратной основе (оказание материальной помощи) с целью привлечения и "удержания" (снижение текучести кадров) молодых специалистов на предприятии.
Варианты участия предприятий и организаций в реализации Программы могут быть следующими:
- предприятие выступает в качестве гаранта своего работника по своевременности выплат по займу;
- предприятие осуществляет частично или полностью первоначальный взнос за счет собственных денежных средств;
- предприятие участвует частично или полностью в ежемесячных выплатах по займу;
- предприятие предоставляет участникам Программы денежные средства для осуществления разовых выплат в счет погашения кредиторской задолженности по займу;
- строительство жилья для сотрудников и продажа участникам Программы по себестоимости строительства;
- предоставляет заем работнику (молодой семье) для покупки или строительства жилья с частичным или полным погашением его за счет субсидии из федерального бюджета в случае рождения ребенка;
- другие варианты.
В качестве поощрения предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, предоставляется государственная поддержка в виде:
- налоговых льгот;
- налоговых кредитов;
- бюджетных гарантий;
- других форм поддержки.
7. Механизм реализации программы
7.1. Общие положения
Государственным заказчиком Программы (далее - Заказчик) является администрация города Рязани. Основными функциями Заказчика являются выработка единой региональной молодежной жилищной политики, координация деятельности заинтересованных государственных органов и учреждений, организация работы с органами власти всех уровней.
Исполнитель Программы в лице управления городского строительства администрации города Рязани является распорядителем средств, выделенных на реализацию Программы (ст. 159, 160 Бюджетного Кодекса РФ) и, взаимодействуя с городским Советом, обеспечивает бюджетное финансирование Программы.
Оператором Программы является некоммерческая организация "Рязанский ипотечный фонд" (далее Фонд) - уполномоченная компания по реализации Программы, имеющая право осуществлять свою деятельность от имени администрации г. Рязани. Права и обязанности Фонда определяются в соглашении, заключенном между администрацией г. Рязани и Фондом.
Соисполнителем Программы является Рязанское региональное отделение общественной организации "Союз МЖК России", которая осуществляет часть функций по информационному и организационному обеспечению Программы.
Участниками Программы являются семьи, в которых:
- возраст обоих супругов не превышает 30 лет включительно;
- семья признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- каждый из супругов постоянно проживает и имеет прописку в г. Рязани;
- один из супругов имеет постоянный доход.
7.2. Финансово-кредитный механизм помощи молодым семьям в
приобретении (строительстве) жилья
Механизм реализации Программы предусматривает создание условий для оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении их жилищных условий путем предоставления молодым семьям целевых займов (далее - займов) на приобретение (строительство) жилья и безвозмездных субсидий в случае рождения (усыновления) ребенка. Займы предоставляются заемщикам для приобретения или строительства жилых помещений на территории города Рязани с соблюдением требований нормативно-правовых актов Российской Федерации и г. Рязани и в соответствии с основными принципами кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, возмездности, возвратности.
7.2.1. Порядок и условия предоставления займов молодым семьям,
желающим улучшить свои жилищные условия
Срок займа:
Заем выдается на срок до 20 лет.
Размер предоставляемого займа рассчитывается исходя из следующих параметров:
- сумма займа не может превышать 90% стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;
- ежемесячная выплата по займу, рассчитанная исходя из условий погашения займа и процентов по нему, не должна превышать 30% от совокупного дохода молодой семьи.
Стоимость приобретаемого (строящегося) жилья, на покупку которого предоставляется заем, определяется исходя из следующих ограничений:
- размер приобретаемого жилья не может превышать площадь, рассчитанную исходя из социальной нормы 18 кв. м на одного члена семьи с учетом перспективы рождения одного ребенка;
- стоимость 1 кв. м приобретаемого жилья не должна превышать стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной постановлением Госстроя России "О средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" по Рязанской области.
Приобретение (строительство) жилья стоимостью и площадью сверх указанных ограничений оплачивается молодой семьей за счет собственных средств.
Средства займа не могут быть использованы молодой семьей для приобретения жилья у близких родственников (родителей, в том числе приемных, бабушек, дедушек, братьев и сестер, в том числе сводных).
Процентная ставка займа:
Размер процентной ставки за пользование займом составляет 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент выдачи займа.
Обеспечение выданного займа:
Для обеспечения возвратности займа заявитель обязан:
- оформить поручительства третьих лиц (не менее 2 поручителей), возраст которых к моменту полного возврата долга по займу не достиг пенсионного, или поручительство (гарантию) юридического лица;
- заключить договор страхования;
- заключить договор ипотеки.
Возврат займа:
Выплата основной суммы займа и процентов по нему производится ежемесячно, аннуитетными платежами в течение всего срока заимствования в сроки, установленные договором займа.
Возврат займа и уплата процентов производятся путем перечисления на расчетный счет Фонда.
Датой платежа для возврата задолженности по займу и уплаты процентов является день поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет Фонда.
Расчет суммы, подлежащей уплате заемщиком в счет погашения основной суммы и процентов по нему, осуществляется в виде единого месячного аннуитетного (равноразмерного) платежа, определяемого по формуле:
Размер ПС
ежемесячного = СЗ х ------------------------------
аннуитетного платежа - (Кол. мес. - 1)
1 -(1+ПС)
где:
СЗ - сумма займа, подлежащая возврату;
ПС - месячная процентная ставка, равная 1/12 от годовой процентной ставки (в процентах);
Кол. мес. - количество полных месяцев, оставшихся до окончательного возврата займа.
При выявлении нецелевого использования займа Фонд вправе досрочно взыскать выданный заем на основании акта проверки целевого использования займа.
Молодая семья, взявшая заем, обязана в течение семи дней после государственной регистрации за ней права собственности на жилое помещение, для строительства или приобретения которого выдается заем, заключить договор страхования рисков, согласно условиям договора займа.
Приобретенное с помощью займа жилое помещение подлежит передаче в залог в счет обеспечения обязательств заемщика по договору займа.
Для получения займа на приобретение жилого помещения молодая семья, прошедшая конкурс, представляет Фонду следующие документы:
- Паспорта обоих супругов;
- Копию свидетельства о браке;
- Справки супругов за последние 3 месяца или декларации о доходах супругов за предшествующий год, заверенные инспекцией МНС;
- Копии свидетельств о рождении (копии документов об усыновлении) детей;
- Иные документы, список которых определяется Фондом после собеседования.
Фонд осуществляет комплексный анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости молодой семьи. При положительном решении Фонд заключает договор займа с молодой семьей.
По принятым в договоре обязательствам супруги несут солидарную ответственность независимо оттого, находятся ли они в браке на момент исполнения взятых обязательств по договору займа.
Денежные средства по займу Фонд предоставляет молодой семье путем перечисления на расчетный счет продавца жилья только после заключения договора купли-продажи (при строительстве жилья - на расчетный счет застройщика после заключения договора инвестирования, долевого участия, совместной деятельности или иного договора о строительстве жилья), и залога (ипотеки) жилого помещения, в котором фиксируется переход прав собственности от продавца указанного помещения к молодой семье, залог (ипотека) данного помещения в пользу Фонда. Договор подлежит нотариальному удостоверению и регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
7.2.2. Основные правила проведения конкурса между молодыми семьями
на получение займов
Правила определяют условия проведения конкурса по предоставлению займов на улучшение жилищных условий за счет средств, выделенных на реализацию программы "Молодой семье - доступное жилье" с целью приобретения (строительства) жилья молодыми семьями, порядок приема и регистрации заявлений, перечень необходимых документов для приема заявлений, порядок формирования списков претендентов.
Конкурс проводится не реже 1 раза в год.
Сроки и порядок проведения конкурса устанавливаются постановлением главы администрации г. Рязани.
Организатором конкурса является некоммерческая организация "Рязанский ипотечный фонд".
7.2.3. Порядок приема и регистрации заявлений на участие в городской
Программе "Молодой семье - доступное жилье"
Заказчик по согласованию с Фондом назначает срок подачи заявления. Информация о сроках и месте сбора заявлений доводится Фондом или РРООО "Союз МЖК России" до сведения граждан через СМИ.
Для подачи заявлений требуются удостоверения личности обоих супругов молодой семьи (паспорт или документ, его заменяющий).
Образец заявления устанавливается Фондом. Выдачу бланков заявлений, прием и регистрацию заявлений граждан осуществляет Фонд.
Заявления регистрируются Фондом в журнале регистрации и хранятся в Фонде.
Допускается подача только одного заявления от имени молодой семьи (муж и жена не могут подать два заявления, каждый от своего имени, в т.ч. на различные суммы займа, на различные сроки погашения займа и др.).
Фонд не вправе отказать молодой семье в приеме заявления.
7.2.4. Условия формирования списка граждан, участвующих в городской
Программе "Молодой семье - доступное жилье", и порядок подведения итогов
конкурса
Фонд на основании данных, указанных в заявлениях, формирует список претендентов в соответствии с конкурсными условиями.
Условия конкурса:
а) преимущественным правом на получение займа пользуется претендент, у которого значение, полученное по формуле, наименьшее:
РЗ х П = Значение
где:
РЗ - размер займа;
П - период заимствования (в месяцах);
б) при равных условиях, указанных в пп. (а) п. 7.2.4 Программы приоритет отдается молодой семье, которой требуется наименьший размер займа;
в) при равных условиях, указанных в пп. (б) п. 7.2.4 Программы приоритет отдается молодой семье, один из супругов которой работает в бюджетной сфере.
Сформированный Фондом список молодых семей, прошедших конкурс, утверждается главой администрации г. Рязани.
Результаты проведения конкурса доводятся Фондом до заявителей.
Победитель конкурса должен до конца календарного года представить в Фонд договор купли-продажи и залога (ипотеки) жилого помещения.
7.3. Механизм уменьшения задолженности по займу
Основной формой оказания государственной поддержки молодым семьям-участникам Программы является предоставление безвозмездных субсидий молодым семьям за счет средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части затрат, произведенных молодыми семьями-участниками Программы, на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа).
Предоставление субсидии осуществляется при наличии у молодой семьи остатка невыплаченной стоимости приобретаемого жилья или части непогашенного кредита (целевого займа), полученного на указанные цели. Размер субсидии не может превышать остаток невыплаченной стоимости приобретаемого жилья или части непогашенного кредита (целевого займа), полученного на указанные цели.
Размер безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из:
нормы обеспечения ребенка жилой площадью в размере 18 кв. метров;
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой постановлением администрации области для муниципальных образований области, которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Рязанской области, определяемую в установленном порядке Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Безвозмездная субсидия предоставляется участнику программы в случае рождения (усыновления) каждого ребенка единоразово.
Участник программы, претендующий на повторное получение субсидии (в случае рождения (усыновления) второго, третьего и т.д. ребенка) в течение срока погашения стоимости строящегося или приобретенного жилья либо кредита (целевого займа), должен повторно обратиться в Фонд с представлением установленных документов на получение субсидии.
Приоритетом при получении субсидий пользуются участники программы, которые строят или приобретают жилье с использованием средств работодателей.
Порядок предоставления безвозмездных субсидий
При рождении (усыновлении) детей в молодой семье после заключения договора займа, молодая семья имеет право на безвозмездную субсидию в размерах, определенных в п. 7.3 Программы.
Для получения безвозмездной субсидии молодая семья-участник Программы должна представить в Фонд следующие документы:
- заявление на получение субсидии;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, на каждого члена семьи;
- договор займа, заключенный с Фондом;
- свидетельство о рождении (документ об усыновлении) ребенка, родившегося (усыновленного) после заключения договора займа;
- свидетельство о браке;
- акт проверки жилищных условий участника подпрограммы по месту постоянного проживания, составленный в установленном порядке;
- сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения;
- документы, подтверждающие наличие у участника подпрограммы финансовых обязательств за построенное (строящееся) или приобретенное жилье, например, договор инвестирования строительства (долевого участия), договор купли-продажи жилья, договор о предоставлении кредита (займа, ссуды) для строительства или приобретения жилья, иной вид договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающий улучшение жилищных условий участника Программы; справку о сверке задолженности.
7.4. Механизм строительства жилья для молодых семей путем развития
молодежных жилых комплексов
В ходе реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" выявилась проблема недостаточности дешевого жилья для молодых семей. В настоящее время мало строится малогабаритных однокомнатных квартир, и практически не строятся малосемейки. По оценкам риэлтеров, стоимость одного квадратного метра малосемеек приближается к стоимости квадратного метра элитного жилья.
В целях объединения средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансирования для строительства дешевого жилья для молодых семей поручить МУП "Дирекция заказчика объектов капитального строительства" и Рязанскому региональному отделению общественной организации "Союз МЖК России" строительство молодежных жилых комплексов на территории г. Рязани. При этом МУП "Дирекция заказчика объектов капитального строительства" осуществляет функции заказчика-застройщика с отведением на него земельных участков под строительство домов для молодых семей, а Рязанское региональное отделение общественной организации "Союз МЖК России" выполняет функции организатора строительства с объединением средств бюджетов всех уровней, собственных средств молодых семей, средств работодателей и кредитов банков.
8. Организация управления программой и контроль за ходом
ее реализации
Государственный заказчик выполняет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы.
Функциями Заказчика являются:
- выработка единой региональной молодежной жилищной политики;
- координация деятельности заинтересованных государственных органов и учреждений;
- организация работы с органами власти всех уровней.
Исполнитель Программы - управление городского строительства администрации города Рязани, являясь распорядителем бюджетных средств, обеспечивает бюджетное финансирование Программы. Ежегодно Исполнитель ведет подготовку необходимых ТЭО и расчетов для разработки проекта закона о городском, областном бюджетах на соответствующий финансовый год и составляет бюджетные заявки. Исполнитель проводит работу по привлечению внебюджетных источников на финансирование Программы.
"Рязанский ипотечный фонд", являясь оператором Программы и получателем бюджетных средств, проводит непосредственную работу с заявителями, включающую в себя мероприятия по проведению конкурса, определению участников Программы, предоставлению и погашению займов.
Управление городского строительства совместно с Фондом определяют стратегическое направление развития реализации Программы в части выбора строительных организаций и застройщиков, риэлтерских компаний, ориентации Программы на первичный рынок недвижимости.
Фонд контролирует целевое использование бюджетных средств.
Фонд ежемесячно на протяжении всего периода реализации Программы представляет в управление городского строительства администрации города отчеты о ходе выполнения Программы, содержащие следующие данные:
- количество заявителей;
- количество молодых семей, участвующих в конкурсе;
- количество молодых семей, прошедших конкурс;
- количество выданных займов;
- размер выданных займов;
- количество кв. м приобретенного (построенного) жилья участниками Программы;
- доля бюджетных средств в стоимости кв. м приобретенного (построенного) жилья;
- размер безвозмездных субсидий, предоставленных молодым семьям при рождении (усыновлении) детей;
- количество родившихся (усыновленных) детей в семьях, участников Программы;
- другие необходимые данные.
Управление городского строительства ежеквартально представляет:
- в управление экономики города отчеты о реализации Программы,
- в финансово-казначейское управление данные о ходе и объемах выполнения Программы.
9. Оценка эффективности реализации программы
9.1. В соответствии с целью программы "Молодой семье - доступное жилье" в качестве интегральной оценки эффективности Программы должно рассматриваться количество молодых семей, которые улучшат свои жилищные условия, и, как следствие, количество родившихся детей в этих молодых семьях.
В рамках Программы планируется, что 317 молодых семей приобретут (построят) жилье в г. Рязани, родится в этих семьях более 350 детей.
Таблица 4. Показатели реализации программы
Показатель | Ед. изм. | Запланировано при утверждении Программы* | ||||||
I этап | II этап | |||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
квартиры текущего года | шт. | 31 | 36 | 41 | 46 | 52 | 55 | 57 |
всего квартир по Программе |
шт. | 31 | 67 | 107 | 154 | 206 | 261 | 317 |
площадь приобретенного (построенного) жилья |
тыс. кв.м |
1,67 | 1,93 | 2,21 | 2,50 | 2,83 | 2,95 | 3,06 |
всего приобретено (построено) жилья |
тыс. кв.м |
1,67 | 3,60 | 5,80 | 8,30 | 11,13 | 14,08 | 17,14 |
количество детей, родившихся в текущем году у участников Программы |
чел. | 15 | 33 | 46 | 53 | 63 | 70 | 74 |
всего детей, родившихся у участников Программы |
чел. | 15 | 49 | 95 | 147 | 211 | 280 | 354 |
* Показатели реализации программы находятся в прямой зависимости от размера финансирования Программы.
9.2. В процессе реализации Программы предполагается выделение из бюджетов различных уровней средств на выдачу займов для приобретения (строительства) жилья общей площадью более 17 тыс. кв. м, в том числе:
- в 2004-2006 гг. - 5,8 тыс. кв. метров;
- в 2007-2010 гг. -11,34 тыс. кв. метров.
9.3. Успешная реализация Программы позволяет:
- улучшить демографическую ситуацию в городе;
- улучшить социально-бытовые и жилищные условия молодежи г. Рязани;
- реанимировать строительство молодежных жилых комплексов;
- выполнить обязательства государства перед молодыми гражданами г. Рязани;
- создать благоприятные условия на территории города для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
- привлечь внебюджетные средства в государственные социально-экономические программы;
- дальнейшее финансирование Программы с помощью реинвестирования возвратных средств позволит снизить расходы государства на решение жилищных проблем граждан г. Рязани, и молодежи в частности;
- снизить социальную напряженность в обществе;
- увеличить объем налоговых поступлений в федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Рязанского городского Совета от 4 марта 2004 г. N 995 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 31 марта 2004 г. N 69
Решением Рязанского городского Совета от 12 октября 2006 г. N 689-III настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Рязанского городского Совета от 13 мая 2004 г. N 32-III