Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 43.02.05 Флористика
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 469)
13 июля 2021 г.
Прием на обучение в соответствии с настоящим ФГОС прекращается с 31 декабря 2023 г.
См. федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 43.01.11 Мастер флористического сервиса, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2023 г. N 682
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 43.02.05 Флористика для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.05 Флористика имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
Приложение дополнено пунктом 1.3 с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Приложение дополнено пунктом 1.4 с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации
3.2. Сроки получения СПО по специальности 43.02.05 Флористика базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения* |
среднее общее образование |
Флорист |
1 год 10 месяцев |
основное общее образование |
2 года 10 месяцев** |
______________________________
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и выполнение флористических работ, в том числе изготовление флористических изделий и флористическое оформление объектов различного назначения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
живые срезанные цветы, растительные материалы;
сухоцветы, искусственные цветы;
горшечные растения, декоративные растения открытого грунта;
аксессуары, упаковочные и вспомогательные материалы;
вазы, корзины, подставки и др.;
препараты, предназначенные для растений;
инструменты и оборудование;
процессы оказания услуг;
процессы организации и управления во флористике;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Флорист готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Создание флористических изделий из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и других материалов.
4.3.2. Флористическое использование горшечных растений.
4.3.3. Флористическое оформление.
4.3.4. Управление флористическими работами и персоналом, включая организацию службы доставки цветов.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Флорист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Флорист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Создание флористических изделий из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и других материалов.
ПК 1.1. Выполнять первичную обработку живых срезанных цветов и иного растительного материала.
ПК 1.2. Изготавливать и аранжировать флористические изделия.
ПК 1.3. Упаковывать готовые изделия.
5.2.2. Флористическое использование горшечных растений.
ПК 2.1. Ухаживать за горшечными растениями.
ПК 2.2. Создавать композиции из горшечных растений.
ПК 2.3. Обеспечивать сохранность композиций на заданный срок.
5.2.3. Флористическое оформление.
ПК 3.1. Проектировать композиционно-стилевые модели флористического оформления.
ПК 3.2. Выполнять работы по флористическому оформлению помещений.
ПК 3.3. Выполнять работы по флористическому оформлению объектов на открытом воздухе.
ПК 3.4. Обеспечивать сохранность флористического оформления на заданный срок.
5.2.4. Управление флористическими работами и персоналом, включая организацию службы доставки цветов.
ПК 4.1. Принимать и оформлять заказы на флористические работы.
ПК 4.2. Согласовывать флористические работы со смежными организациями и контролирующими органами.
ПК 4.3. Организовывать работы коллектива исполнителей.
ПК 4.4. Организовывать и осуществлять розничную торговлю флористическими изделиями.
ПК 4.5. Организовывать и осуществлять продажу флористических изделий по образцам (доставку цветов) с помощью информационно-коммуникационных технологий.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
1884 |
1256 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
438 |
292 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
96 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
200 |
100 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
96 |
64 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ; основы калькуляции и подсчетов в профессиональной деятельности; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; |
|
|
ЕН.01. Математика |
||
уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знать: принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории. |
|
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования |
||
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
1350 |
900 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
540 |
360 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла по общепрофессиональным дисциплинам обучающийся должен: уметь: распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам; проводить диагностику и оценку физиологического состояния растений; определять условия внешней среды, влияющие на рост и развитие растений; учитывать индивидуальные анатомические и морфологические свойства растений при создании из них флористических изделий; знать: систематику растений; бинарную номенклатуру русских и латинских названий растений основного рыночного ассортимента; морфологию и топографию органов растений; сущность физиологических процессов, происходящих в растительном организме; формы и закономерности роста; необходимые условия развития растений; элементы географии растений; характеристики различных экологических групп растений; гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (склерофиты и суккуленты); основные особенности строения их вегетативных и генеративных органов; влияние различных факторов (освещенность, влажность, температурный режим, состав и структура грунта) на жизнедеятельность растений; |
|
|
ОП.01. Ботаника и физиология растений |
||
уметь: различать функциональную, конструктивную и эстетическую составляющую объектов флористического оформления и дизайна; создавать рисунки, эскизы и иные наглядные изображения объектов флористического оформления; использовать художественные средства композиции, цветоведения для решения задач флористического оформления; выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды; выдерживать соотношение размеров; соблюдать закономерности соподчинения элементов; знать: основные художественные стили; основные виды форм (конструктивные, свободные) и движение в них; основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды; принципы и законы композиции; виды композиций; принципы построения (гармоничность, затухание, повторение, заполняемость, группирование); средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс; специальные выразительные средства: план, ракурс, стиль, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов; основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания; цветовые контрасты и настроения; символические значения цветов (красок); особенности различных видов освещения; свойства поверхностей; сочетания формы, цвета и структуры; понятие перспективы; общие положения теории аранжировки цветов (симметрию, асимметрию, пропорции, ряды, ступенчатость, акцент, напряжение, создание глубины, цвет); |
|
|
ОП.02. Основы дизайна и композиции |
||
уметь: различать основные флористические стили; определять виды флористических изделий и флористического оформления; давать им характеристику, выявлять стилевые особенности; разъяснять символические значения растений (цветов) в соответствии с различными культурными и национальными традициями; знать: историю мировой и отечественной флористики; национально-культурные традиции во флористике; символические значения растений (цветов) в различных культурных и национальных традициях; особенности различных стилей и школ флористики, их связь с архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством; основные виды флористики и формы обучения; основные направления и тенденции современной флористики; |
|
|
ОП.03. История флористики |
||
уметь: осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета; пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме; поддерживать деловую репутацию; создавать и соблюдать имидж делового человека; организовывать индивидуальное рабочее место и места для профессионального общения с клиентами, партнерами и коллегами; знать: правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с клиентами, партнерами и коллегами; основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования; формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях; составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары; правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения с клиентами, партнерами и коллегами; |
|
|
ОП.04. Культура делового общения |
||
уметь: использовать необходимые нормативные правовые документы; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг; права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; порядок заключения трудового договора и основания его прекращения; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; право социальной защиты граждан; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; |
|
|
ОП.05. Правовые основы профессиональной деятельности |
||
уметь: рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг; знать: основные положения экономической теории; принципы рыночной экономики; современное состояние и перспективы развития отрасли; роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; механизмы ценообразования на продукцию (услуги); механизмы формирования заработной платы; формы оплаты труда; стили управления, виды коммуникации; принципы делового и управленческого общения; управленческий цикл; особенности менеджмента в области флористики; сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга в области флористики; формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации; основы рекламы во флористике; |
|
|
ОП.06. Основы экономики, менеджмента и маркетинга |
||
уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; |
|
|
ОП.07. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
||
уметь: выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности; проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; знать: системы управления охраной труда в организации; законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; обязанности работников в области охраны труда; фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала); порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; |
|
|
ОП.08. Охрана труда |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.09. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
810 |
540 |
|
|
ПМ.01 |
Создание флористических изделий из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и других материалов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: первичной обработки и хранения живых срезанных цветов, сухоцветов, других растительных и флористических материалов; подготовки к использованию флористической посуды, емкостей и аксессуаров; изготовления и аранжировки основных видов флористических изделий по образцам и самостоятельно; упаковки готовых изделий, в том числе для их транспортировки; уметь: организовывать рабочее место и содержать его в надлежащем состоянии; обеспечивать безопасные условия труда на рабочем месте; соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии; готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств, в том числе для обработки внутренних поверхностей флористической посуды; дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт; определять качество получаемых сортов срезанных цветов и растительных материалов; применять необходимые методы и средства защиты и обработки срезанных цветов, растительных и других флористических материалов; выбирать и использовать необходимые инструменты; подбирать вазы, корзины, кашпо и другие контейнеры в соответствии с особенностями различных флористических изделий; выбирать способы закрепления элементов и выполнять их; использовать красящие и иные вещества, применяющиеся во флористике, в том числе клеи и спреи; составлять букеты, композиции и иные флористические изделия из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и других материалов; обеспечивать жизнедеятельность цветочного и растительного материала на заданный срок; знать: основные виды флористических изделий: букеты, композиции, бутоньерки, венки, гирлянды, корзины, коллажи; основные стили: вегетативный; декоративный, формо-линейный; цветочный этикет; виды и назначение инструментов, применяющихся при выполнении флористических работ; свойства и особенности флористических и сопутствующих материалов; формы растений (цветов), структуры и фактуры поверхностей; виды аксессуаров, расходных и технологических материалов; правила и технологии аранжировки цветов и изготовления флористических изделий; техники закрепления элементов во флористических изделиях; тенденции флористической моды в аранжировке; техники создания флористических коллажей; правила хранения, перевозки и упаковки цветочного и растительного материала и готовых изделий; санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде; правила личной гигиены работников; нормы гигиены труда; классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения. |
|
|
МДК.01.01. Обработка, хранение и транспортировка цветов и растительных материалов
МДК 01.02 Основные стили и техники изготовления флористических изделий |
|
ПМ.02 |
Флористическое использование горшечных растений В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: пересадки и перевалки растений; ухода за растениями и их лечения; составления сгруппированных и одиночных композиций из горшечных растений; уметь: оценивать состояние растений; обеспечивать надлежащий уход за растениями; определять болезни и вредителей и принимать меры по их устранению; готовить субстраты для различных типов растений закрытого грунта; выполнять посадку, пересадку или перевалку растений; подбирать кашпо, контейнеры и декоративные формы, необходимые для посадки, пересадки или перевалки растений; создавать композиции из горшечных растений для интерьеров и внешнего озеленения объектов; упаковывать горшечное растение или композицию для дальнейшей транспортировки; знать: классификацию цветочных культур закрытого и открытого грунта; характеристики основных групп горшечных растений; естественные условия произрастания горшечных растений; экологические и иные условия существования растений в интерьере (освещенность, температуру содержания, влажность, субстраты); принципы составления и виды композиций из горшечных растений; возможности сочетания горшечных растений по условиям содержания; классификацию зимних садов и основной ассортимент растений для них; правила ухода и лечения горшечных растений; основные препараты по уходу и лечению растений; дозировки и правила применения; способы приготовления питательных, лечебных и санитарных растворов; санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту; правила проведения дезинфекции и дезинсекции растений, инвентаря, транспорта и помещений. |
|
|
МДК.02.01. Основы ухода за горшечными растениями и их лечение
МДК.02.02. Создание композиций и украшений из горшечных растений |
|
ПМ.03 |
Флористическое оформление В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения различных видов тематического флористического оформления в интерьере и на открытом воздухе; уметь: определять основные функциональные, стилевые и конструктивные особенности помещений и объектов на открытом воздухе для выполнения различных видов флористического оформления; разрабатывать комозиционно-стилевую# модель (дизайн-проект) флористического оформления в интерьере и на открытом воздухе; подбирать цветы, сухоцветы, растительные и иные материалы для выполнения основных видов флористических работ при оформлении интерьеров и объектов на открытом воздухе; создавать флористические композиции в интерьере с учетом характеристик окружающего пространства; осуществлять подбор сезонного и многолетнего материала при выполнении флористического оформления на открытом воздухе; обеспечивать необходимый период сохранности флористического оформления; использовать способы крепления и конструкции, обеспечивающие техническую устойчивость флористического оформления на открытом воздухе с учетом условий окружающей среды; использовать природные и искусственные материалы (дерево, камень, металл, оргстекло) в создании флористических объектов в интерьере и на открытом воздухе; знать: основные правила разработки композиционно-стилевых моделей (дизайн-проектов) флористического оформления объектов; традиции и современные тенденции в основных видах флористического оформления; правила сочетаемости цветов и растений, используемых в оформлении интерьеров и объектов на открытом воздухе; характеристики поверхностей и объектов, подлежащих оформлению при выполнении флористических работ; стилевые особенности протокольного, свадебного, траурного, праздничного (новогоднего, пасхального) флористического оформления; типы изделий, конструкции, материалы, аксессуары и специфические компоненты, используемые при основных видах флористических работ; приемы и методы флористического оформления стола; способы изготовления подвесных, настольных, настенных композиций, ширм, каркасов и других элементов оформления интерьера; общий порядок и правила флористического оформления объектов на открытом воздухе. |
|
|
МДК.03.01. Основные виды флористических работ
МДК.03.02. Особенности флористического оформления на открытом воздухе |
|
ПМ.04 |
Управление флористическими работами и персоналом, включая организацию службы доставки цветов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: приема заказов и поручений на выполнение флористических работ и услуг; выполнения флористических работ и услуг в составе временной или постоянной группы; ведения документации, связанной с выполнением флористических работ и услуг; розничных продаж флористических изделий; организации компонентов службы доставки цветов с использованием программно-аппаратных средств, программного обеспечения и ресурсов сети Интернет; уметь: использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; осуществлять регистрацию документов и телефонных переговоров с применением компьютерных и телекоммуникационных средств; производить расчет стоимости флористических работ и услуг; оформлять документы первичного учета; составлять заказ на закупку цветов и растений для выполнения флористических работ и услуг; принимать и передавать заказ в службу доставки цветов в соответствии с установленными правилами; организовывать работу подчиненных; взаимодействовать с партнерами, смежными организациями и контролирующими органами; знать: квалификационные требования к профессии, должностные обязанности работников, осуществляющих выполнение флористических работ и услуг; общий порядок организации и выполнения флористических работ и услуг; методы организации и управления деятельностью подчиненных; порядок регистрации документов и телефонных разговоров; порядок заключения договоров на оказание флористических услуг и организации работ по их выполнению; порядок формирования заказа на закупку цветов, растений и материалов для выполнения флористических работ и услуг; правила ведения документооборота, учета и отчетности; методы и правила работы с клиентами (покупателями и заказчиками); порядок осуществления розничных продаж флористических изделий и цветочной продукции; историю создания и современное состояние международной службы доставки цветов; порядок осуществления продаж по образцам и его нормативное регулирование; порядок организации службы доставки цветов с использованием программно-аппаратных средств и ее основные компоненты; основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем, автоматизированных рабочих мест; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; критерии оценки качества выполнения флористических работ и услуг; порядок приема претензий и рекламаций по качеству флористических работ и услуг. |
|
|
МДК.04.01. Управление флористическими работами и услугами
МДК.04.02. Организация службы доставки цветов |
|
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
816 |
544 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
2700 |
1800 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
19 нед. |
684 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
50 нед. |
Учебная практика |
19 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
13 нед. |
Итого |
95 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
|
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед |
|
промежуточная аттестация |
2 нед. |
|
каникулы |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
информационных технологий в профессиональной деятельности;
культуры делового общения;
основ дизайна и композиции;
истории флористики;
ботаники и физиологии растений;
экологических основ природопользования;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
флористической аранжировки;
флористического оформления интерьеров и объектов на открытом воздухе;
организации доставки цветов.
Мастерские:
флористическая.
Студии:
художественная.
Помещение, оборудованное для хранения срезанных цветов.
Помещение для горшечных растений.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
абзацы 25 - 26 утратили силу с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам***.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
*** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).