Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МЧС России
от 25 февраля 2013 г. N 123
Изменения, вносимые в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640
Внести в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640 "О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации" (далее - Приказ) следующие изменения:
1. Пункт 1 Приказа изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
порядок организации реагирования на чрезвычайные ситуации (приложение N 1);
порядок организации оповещения при реагировании на чрезвычайные ситуации (приложение N 2);
схему организации управления при реагировании на чрезвычайные ситуации (приложение N 3);
положение об оперативных группах, оперативных штабах ликвидации чрезвычайных ситуаций и подвижных пунктах управления (приложение N 4)."
2. В пункте 2 Приказа:
в абзаце втором слова "в соответствии со схемой организации управления при реагировании на ЧС (приложение N 2)" исключить;
в абзаце третьем слово "НЦУКС" заменить словами "федеральным казенным учреждением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - НЦУКС)";
в абзаце четвертом слова "АРМ ОДС" заменить словами "автоматизированного рабочего места (далее - АРМ) оперативной дежурной смены (далее - ОДС)".
3. Пункт 7 Приказа дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечение постоянной готовности подвижного пункта управления Министра на базе минивэна марки "Mersedes-Benz Viano 3,5".".
4. Приложения NN 1-4 к Приказу изложить в следующей редакции соответственно:
Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 26 октября 2012 г. N 640
Порядок организации реагирования на чрезвычайные ситуации
1. Общие положения
1.1. В целях организации реагирования на чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) межрегионального и федерального характера осуществляется оповещение и сбор заместителей Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору (далее - заместитель Министра), руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА), учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, входящих в состав рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - рабочая группа Правительственной комиссии), и должностных лиц МЧС России, входящих в состав оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии (далее - ОШ рабочей группы) в соответствии со списками, представляемыми руководителями структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения.
Списочный состав должностных лиц МЧС России, входящих в состав ОШ рабочей группы, определяется руководителями структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения заблаговременно и уточняется старшим оперативным дежурным - дежурным заместителем начальника НЦУКС ежедневно.
1.2. Решение на сбор рабочей группы Правительственной комиссии и ОШ рабочей группы, а также о привлечении для работы в составе рабочей группы Правительственной комиссии структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения принимается заместителем Министра, являющимся руководителем рабочей группы Правительственной комиссии.
Оповещение в целях сбора ОШ рабочей группы осуществляется всех должностных лиц, входящих в состав ОШ рабочей группы.
Предложения о сборе рабочей группы Правительственной комиссии и ОШ рабочей группы представляются заместителю Министра, являющемуся руководителем рабочей группы Правительственной комиссии, старшим оперативным дежурным - дежурным заместителем начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС), по согласованию с директором Департамента гражданской защиты и начальником НЦУКС, но не позднее 20 минут с момента получения информации о ЧС.
При возникновении ЧС локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, пожаров и происшествий решение об оповещении и сборе должностных лиц МЧС России, входящих в состав рабочей группы Правительственной комиссии и ОШ рабочей группы принимается заместителем Министра, являющимся руководителем рабочей группы Правительственной комиссии, на основании доклада старшего оперативного дежурного - дежурного заместителя начальника НЦУКС и исходя из обстановки, складывающейся в районе ЧС или происшествия.
Состав, порядок оповещения и привлечения к работе должностных лиц структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения определяется соответствующим руководителем.
1.3. Для убытия в район ЧС в состав ОШ рабочей группы от МЧС России в зависимости от вида ЧС включаются должностные лица структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, в том числе:
Департамента гражданской защиты;
аппарата Министра;
Департамента территориальной политики;
Департамента тыла и вооружения;
Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны;
Административного департамента;
Департамента кадровой политики;
Департамента надзорной деятельности;
Управления защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ;
Управления авиации и авиационно-спасательных технологий;
Управления информации;
Управления Государственной инспекции по маломерным судам;
Управления военизированных горноспасательных частей;
Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда;
Центра экстренной психологической помощи МЧС России;
Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России;
Объединенной редакции МЧС России.
Состав должностных лиц МЧС России, убывающих в район ЧС в составе ОШ рабочей группы, а также порядок и способы убытия ОШ рабочей группы в район ЧС определяются заместителем Министра, являющимся руководителем рабочей группы Правительственной комиссии, или Министром - при его личном убытии в район ЧС.
При реагировании на ЧС должностные лица МЧС России, входящие в состав ОШ рабочей группы, выполняют задачи, соответствующие направлениям деятельности их структурных подразделений, а также указания руководителя ОШ рабочей группы с момента сбора, при убытии в район ЧС и в районе ЧС.
В случаях убытия в район ЧС авиационным транспортом доставка ОШ рабочей группы в аэропорты для убытия возлагается на 294 Центр по проведению спасательных операций особого риска. Сопровождение и обеспечение движения транспорта с должностными лицами МЧС России, входящими в состав ОШ рабочей группы, осуществляется специальным автомобилем военной автомобильной инспекции МЧС России или Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России (по согласованию).
Время прибытия транспортных средств (из расчета доставки 20 человек) к месту сбора не должно превышать одного часа.
В зависимости от складывающейся обстановки и условий развития ЧС по указанию заместителя Министра, являющегося руководителем рабочей группы Правительственной комиссии, прибытие должностных лиц МЧС России, входящих в состав ОШ рабочей группы, в аэропорты может осуществляться самостоятельно.
1.4. В район ЧС направляется оперативная группа НЦУКС в составе до пяти человек, назначаемая из числа должностных лиц НЦУКС.
Задачи должностных лиц НЦУКС, назначаемых в состав оперативной группы НЦУКС, распределяются заблаговременно, согласовываются директором Департамента гражданской защиты и утверждаются приказом начальника НЦУКС.
Оперативная группа НЦУКС направляется в район ЧС совместно с первым эшелоном сил и средств МЧС России или совместно с ОШ рабочей группы.
Время готовности оперативной группы НЦУКС к вылету не должно превышать трех часов.
1.5. Руководство погрузочными работами ОШ рабочей группы или оперативной группы НЦУКС на воздушное судно МЧС России осуществляется командиром воздушного судна. Освещение места погрузки в ночное время, осуществление докладов с места погрузки о выполняемых мероприятиях возлагается на Авиационный спасательный центр (центральный МЧС России).
Обеспечение связи (в том числе видео-конференц-связи) из района погрузки осуществляется силами НЦУКС с использованием мобильного комплекса связи.
С момента прибытия ОШ рабочей группы в район ЧС обеспечение связи (в том числе видео-конференц-связи) возлагается на территориальные органы МЧС России.
1.6. Обеспечение функционирования ОШ рабочей группы в районе ЧС возлагается на территориальные органы МЧС России, организационно-техническое обеспечение - на оперативную группу НЦУКС.
К работе по обеспечению функционирования ОШ рабочей группы привлекаются должностные лица территориальных органов МЧС России по занимаемой должности не ниже начальника структурного подразделения территориального органа МЧС России.
При реагировании на ЧС за рубежом обеспечение функционирования ОШ рабочей группы возлагается на Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд, организационно-техническое обеспечение - на оперативную группу НЦУКС.
1.7. Для обеспечения работы ОШ рабочей группы в районе ЧС развертывается мобильный пункт управления (далее - МПУ) Центра обеспечения пунктов управления МЧС России (далее - ЦОПУ), а также могут использоваться объекты и пункты управления главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию), на территории которых проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы по ликвидации ЧС.
В случае отправки МПУ ЦОПУ в район ЧС авиационным транспортом время готовности воздушного судна МЧС России для доставки первого эшелона МПУ ЦОПУ в район ЧС не должно превышать шести часов.
Финансовое обеспечение командировочных расходов убывающих в район ЧС должностных лиц МЧС России осуществляется соответствующими финансовыми подразделениями органов, учреждений и организаций МЧС России.
Обеспечение устойчивой связи (в том числе космической и мобильной видео-конференц-связи), работы автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) ОШ рабочей группы, а также руководящего состава МЧС России как при выдвижении в район ЧС (в том числе с использованием авиационного транспорта) так и в районе ЧС, ведение списочного учета должностных лиц МЧС России, убывающих в район ЧС, оформление протокольных поручений, решений руководства МЧС России, принимаемых при ликвидации ЧС, а также подготовка справочных и информационных документов для обеспечения работы ОШ рабочей группы и руководящего состава МЧС России осуществляется силами оперативной группы НЦУКС, для чего заблаговременно разрабатываются и закладываются в оперативную группу НЦУКС:
проект плана заседания рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы);
проект доклада руководителя рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы) руководству Российской Федерации;
проекты протоколов заседаний рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы) по основным типам ЧС;
информационно-справочные материалы, в том числе из паспортов территорий субъектов Российской Федерации.
1.8. По решению заместителя Министра, являющегося руководителем рабочей группы Правительственной комиссии, развертываются Центр поддержки принятия решения (далее - ЦППР) и, при необходимости, организуется заседание Экспертного совета МЧС России.
Руководителем ЦППР является начальник Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее - ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).
Для работы в составе ЦППР могут привлекаться представители Академии гражданской защиты МЧС России, Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Всероссийского ордена "Знак Почета" научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России, Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России.
1.9. По решению начальника Управления информации в районе ЧС формируется и разворачивается выездной пресс-центр МЧС России.
1.10. Готовность структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения к реагированию на ЧС обеспечивается:
своевременным и качественным планированием мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, защите населения и территорий в соответствии с основными задачами, решаемыми структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения при реагировании на ЧС;
знанием оперативной обстановки, сложившейся на территории Российской Федерации при угрозе и возникновении ЧС;
своевременным оповещением и контролем готовности сил и средств МЧС России к действиям при ЧС;
знанием сотрудниками структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, привлекаемыми к работе при реагировании на ЧС, задач и функций, осуществляемых при реагировании на ЧС по направлениям деятельности, а также перечня отрабатываемых документов и времени их подготовки;
заблаговременной подготовкой структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения соответствующей документации по реагированию на ЧС по направлениям деятельности;
заблаговременным обеспечением оперативной дежурной смены (далее - ОДС), оперативной группы НЦУКС и ОШ рабочей группы комплектом типовых решений Правительственной комиссии, МЧС России по ликвидации ЧС в зависимости от их вида, формализованными и справочными документами, а также документами, регламентирующих порядок финансовых выплат из федерального бюджета пострадавшему населению;
заблаговременным обеспечением АРМ ОДС НЦУКС, закрепленных за структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения в соответствии с прилагаемой схемой закрепления автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) ОДС НЦУКС за структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения (далее - Схема закрепления), необходимыми базами данных, комплектом формализованных документов и другими информационно-справочными материалами;
проведением занятий с сотрудниками ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, привлекаемыми к работе при реагировании на ЧС;
проведением учений и тренировок с личным составом структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения;
еженедельным уточнением персонального состава должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и МЧС России, входящих в состав рабочей группы Правительственной комиссии, а также ежедневным уточнением персонального состава должностных лиц МЧС России, входящих в состав ОШ рабочей группы;
проведением руководителями структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения систематических проверок баз данных, образцов документов и других информационно-справочных материалов, заложенных на АРМ ОДС НЦУКС.
2. Основные задачи и функции структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения при реагировании на чрезвычайные ситуации
2.1. Для организации и обеспечения оперативного управления силами и средствами МЧС России при реагировании на ЧС, координации действий сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения в соответствии с направлениями деятельности решаются задачи по:
планированию и организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
координации действий сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организации в установленном порядке информирования населения.
2.2. В целях выполнения возложенных на структурные подразделения ЦА, учреждения и организации МЧС России центрального подчинения задач при реагировании на ЧС осуществляются следующие функции:
непрерывный контроль выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, учёт и анализ данных обстановки;
прогнозирование масштабов последствий ЧС, в том числе с учетом воздействия вторичных поражающих факторов;
подготовка предложений по планированию мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию ЧС, всестороннее обеспечение действий сил РСЧС, а также привлечение, при необходимости, в установленном порядке общественных организаций и населения;
подготовка предложений по созданию группировки сил РСЧС, необходимой для предупреждения и ликвидации ЧС;
организация взаимодействия с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
организация в установленном порядке обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
организация связи с КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при ликвидации ЧС;
обеспечение безопасности работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организация комплексного информирования населения в районе ЧС;
организация информационного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе через аккредитованные средства массовой информации и Интернет-ресурсы;
координация работы по формированию и доставке в установленном порядке в район ЧС гуманитарной помощи;
формирование докладов в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;
подготовка проектов соответствующих решений и иных документов Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и МЧС России.
3. Порядок работы структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, должностных лиц МЧС России, входящих в ОШ рабочей группы при реагировании на чрезвычайные ситуации
3.1. При реагировании на ЧС до прибытия руководящего состава и специалистов структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения специалисты ОДС НЦУКС в соответствии со Схемой закрепления собирают, анализируют, готовят обобщенные информационно-справочные материалы по направлениям деятельности, в том числе:
справку по обстановке, сложившейся в результате ЧС;
карту района ЧС;
фото- и видеоматериалы из района ЧС;
справочные данные по обеспечению связью;
проект приказа МЧС России о переводе в "РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ (РЕЖИМ ЧС)" ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения;
проект телеграммы начальнику соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о приведении подчиненных органов управления и сил в "РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ (РЕЖИМ ЧС)";
проект приказа о командировании сотрудников МЧС России в район ЧС;
проект оперативного доклада (справки) руководству Российской Федерации (Администрация Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации) о ЧС, привлеченных силах и средствах и ходе работ по ликвидации ЧС;
проекты писем в федеральные органы исполнительной власти о сборе рабочей группы Правительственной комиссии;
проект доклада руководителя рабочей группы Правительственной комиссии;
доклад о хронологии событий, предшествующих ЧС, и развития ЧС.
3.2. По прибытии на рабочие места:
должностные лица структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, входящие в состав ОШ рабочей группы осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специалистами соответствующих подразделений НЦУКС, обобщают, анализируют информационно-справочные материалы, оценивают обстановку и готовят предложения в проекты распорядительных и аналитических документов; специалисты НЦУКС обеспечивают деятельность и организуют информационную и документационную поддержку рабочей группы Правительственной комиссии.
3.3. Работа структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, ОШ рабочей группы и их взаимодействие осуществляются в едином информационном пространстве.
Для получения данных об обстановке используются:
ресурсы баз данных, информационно-справочных систем НЦУКС и территориальных органов МЧС России;
доклады подчиненных органов управления и сил МЧС России, привлекаемых к предупреждению и ликвидации ЧС;
донесения и сводки организаций и учреждений системы мониторинга и прогнозирования ЧС различного уровня;
информация федеральных органов исполнительной власти;
другие источники.
3.4. Персональная ответственность за готовность структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, сотрудников МЧС России, входящих в состав ОШ рабочей группы, к реагированию на ЧС возлагается на их руководителей.
3.5. Осуществление контроля за своевременным пополнением и уточнением формализованных и информационно-справочных документов, размещенных на АРМ ОДС НЦУКС, а также документов ОШ рабочей группы возлагается на структурные подразделения ЦА, учреждения и организации МЧС России центрального подчинения.
Проверка укомплектованности АРМ осуществляется:
должностными лицами ОДС НЦУКС - ежедневно, при приеме дежурства;
ответственными должностными лицами структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения - при внесении изменений в перечни и формы документов, при реагировании на ЧС, а также в ходе проводимых учений (тренировок).
Приложение
к Порядку организации реагирования на
чрезвычайные ситуации
Схема
закрепления автоматизированных рабочих мест ОДС НЦУКС за структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения
Приложение N 2
к приказу МЧС России
от 26 октября 2012 г. N 640
Порядок
организации оповещения при реагировании на чрезвычайные ситуации
1. Старший оперативный дежурный (далее - СОД) - дежурный заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) при получении информации о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации, пожаре или происшествии (далее - ЧС) докладывает об этом начальнику НЦУКС и директору Департамента гражданской защиты, в срок до:
пяти минут - о возникновении (характере) ЧС и складывающейся обстановке, с последующим немедленным докладом заместителю Министра, являющемуся руководителем рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - рабочая групп Правительственной комиссии), Министру, первому заместителю Министра, заместителям Министра;
пятнадцати минут - данные по уточненной обстановке, предложения по сбору рабочей группы Правительственной комиссии и ОШ рабочей группы, а также по привлечению сил и средств МЧС России к ликвидации ЧС с последующим незамедлительным докладом заместителю Министра, являющемуся руководителем рабочей группы Правительственной комиссии и Министру.
Оповещение статс-секретаря - заместителя Министра, заместителей Министра, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, главного военного эксперта и руководителя аппарата Министра осуществляется в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
2. Сбор рабочей группы Правительственной комиссии осуществляется по сигналу: "ВНИМАНИЕ, ОБЪЯВЛЕН СБОР РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ. Время сбора ____ часов ____ минут".
Сбор оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии осуществляется по сигналу: "ВНИМАНИЕ, ОБЪЯВЛЕН СБОР ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ. Время сбора _____ часов ____ минут".
Время оповещения не должно превышать десяти минут.
Время сбора:
в рабочее время - не более полутора часов;
в нерабочее время - не более трех часов.
Место сбора:
заместителей Министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата (далее - ЦА), учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, входящих в состав рабочей группы Правительственной комиссии, по адресу: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, здание НЦУКС, помещение N 903;
сотрудников МЧС России, входящих в состав оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии, по адресу: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, здание НЦУКС, помещение N 807;
Центра поддержки принятия решений (далее - ЦППР) и Экспертного совета МЧС России - в пунктах постоянной дислокации в помещениях, оборудованных системами видео-конференц-связи.
По отдельному указанию руководителя рабочей группы Правительственной комиссии представители ЦППР прибывают в здание НЦУКС по адресу: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, помещение N 903.
Форма одежды для должностных лиц МЧС России - костюм летний синего цвета с символикой МЧС России.
3. Оповещение руководителей структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, членов оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии организует СОД НЦУКС с использованием имеющихся средств оповещения в соответствии с принятым решением по привлекаемому составу, а также с дублированием специалистами оперативной дежурной смены (далее - ОДС) НЦУКС в соответствии с таблицей 2.
Оповещение руководителей структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, членов оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии дублируется посредством задействования автоматизированной системы оповещения ОДС НЦУКС и путем рассылки SMS-сообщений.
Уточнение складывающейся обстановки до прибытия руководителей структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения в здание НЦУКС осуществляется через специалистов автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) ОДС НЦУКС в соответствии со схемой закрепления АРМ ОДС НЦУКС за структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения.
Таблица 2
Приложение N 3
к приказу МЧС России
от 26 октября 2012 г. N 640
Схема
организации управления при реагировании на чрезвычайные ситуации
Приложение N 4
к приказу МЧС России
от 26 октября 2012 г. N 640
Положение
об оперативных группах, оперативных штабах ликвидации чрезвычайных ситуаций и подвижных пунктах управления
1. Оперативные группы
1.1. Оперативные группы создаются в территориальных органах МЧС России и центрах управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, как нештатные органы управления, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия (далее - ЧС) на соответствующих территориях.
1.1.1. Оперативная группа территориального органа МЧС России формируется из должностных лиц территориального органа МЧС России.
Оперативную группу регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) возглавляет один из заместителей начальника регионального центра МЧС России (при возникновении ЧС регионального характера и выше - начальник регионального центра МЧС России).
Оперативную группу главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации возглавляет один из заместителей начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (при возникновении ЧС муниципального характера и выше - начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации).
Состав оперативной группы территориального органа МЧС России определяется решением руководителя территориального органа МЧС России в соответствии с особенностями ЧС и выполнением задач, возложенных на структурные подразделения территориального органа МЧС России при реагировании на ЧС.
Для обеспечения деятельности личного состава оперативной группы территориального органа МЧС России в район ЧС может направляться подвижный пункт управления территориального органа МЧС России.
Доставка в район ЧС личного состава оперативной группы регионального центра МЧС России может осуществляться авиационным транспортом. Для обеспечения деятельности личного состава оперативной группы регионального центра МЧС России в районе ЧС может использоваться подвижный пункт управления главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Решение на выдвижение оперативной группы территориального органа МЧС России в район ЧС принимается руководителем территориального органа МЧС России.
Время готовности оперативной группы территориального органа МЧС России к выполнению задач не должно превышать
в рабочее время - тридцать минут;
в нерабочее время - два часа.
1.1.2. Оперативная группа центра управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) территориального органа МЧС России формируется из должностных лиц оперативной дежурной смены ЦУКС территориального органа МЧС России.
Оперативную группу ЦУКС территориального органа МЧС России возглавляет должностное лицо из состава оперативной дежурной смены ЦУКС территориального органа МЧС России, определяемое решением руководителя территориального органа МЧС России.
Решение на выдвижение оперативной группы ЦУКС территориального органа МЧС России в район ЧС принимается старшим оперативным дежурным ЦУКС территориального органа МЧС России с последующим докладом руководителю территориального органа МЧС России.
Время готовности оперативной группы ЦУКС территориального органа МЧС России к выполнению задач не должно превышать десяти минут.
1.2. Основные задачи оперативных групп:
1.2.1. Территориального органа МЧС России:
непрерывный сбор, анализ данных обстановки в зоне ЧС и их представление в оперативный штаб ликвидации ЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России;
проведение оперативных расчетов и подготовка предложений для принятия решения руководителя работ по ликвидации ЧС на применение сил и средств РСЧС для ликвидации ЧС;
осуществление управления подчиненными силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС в соответствии с решениями руководителя работ по ликвидации ЧС;
организация и поддержание устойчивого взаимодействия с органами управления и силами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС;
обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в районе ЧС;
организация связи (в том числе видео-конференц-связи) с вышестоящими органами управления и в районе ЧС.
1.2.2. ЦУКС территориального органа МЧС России:
проведение разведки, уточнение характера и общих масштабов ЧС (происшествия);
оценка обстановки в зоне ЧС и подготовка предложений по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
организация взаимодействия с силами единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС (далее - РСЧС), координация их действий по ликвидации ЧС (при возникновении ЧС) или принятию оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (при угрозе возникновения ЧС);
непрерывный сбор, анализ данных обстановки в зоне ЧС и их представление в оперативный штаб ликвидации ЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России;
проведение оперативной фото- и видеосъемки, передача объективной информации в ЦУКС территориального органа МЧС России;
организация связи с вышестоящими органами управления МЧС России, в том числе с использованием видео-конференц-связи.
1.3. Оперативные группы заблаговременно укомплектовываются формализованными, информационными и справочными документами, позволяющими обеспечить работу ОШ рабочей группы в районе ЧС и принятие решения руководителя работ по ликвидации ЧС, в том числе:
проектом плана заседания рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы);
списком участников заседаний рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы);
проектами доклада руководителя рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы) и доклада руководителя оперативной группы;
проектами решений по ликвидации ЧС, характерных для территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
паспортами территорий соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей.
2. Оперативная группа местного гарнизона пожарной охраны
2.1. Оперативная группа местного гарнизона пожарной охраны - нештатный орган управления, предназначенный для оперативного реагирования на пожары, ЧС и происшествия на территории муниципального района или иной территории, определенной соответствующим Расписанием выездов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).
Оперативную группу местного гарнизона пожарной охраны возглавляет начальник местного гарнизона пожарной охраны.
В состав оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны включаются сотрудник государственного пожарного надзора или начальник (сотрудник, работник) подразделения пожарной охраны, а также водитель дежурного (служебного) автомобиля.
2.2. Основные задачи оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны:
проведение разведки, уточнение характера и общих масштабов пожара, ЧС или происшествия;
оценка обстановки в зоне ЧС и подготовка предложений по организации АСДНР;
организация взаимодействия с силами РСЧС и органа местного самоуправления, координация их действий по ликвидации ЧС (при возникновении ЧС) или принятию оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (при угрозе возникновения ЧС);
непрерывный сбор, анализ данных обстановки в зоне ЧС и их представление в оперативный штаб ликвидации ЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России;
проведение оперативной фото- и видеосъемки, передача объективной информации в ЦУКС территориального органа МЧС России;
организация связи с вышестоящими органами управления, в том числе с использованием видео-конференц-связи.
2.3. Решение на выдвижение оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны в район ЧС принимается старшим оперативным дежурным ЦУКС территориального органа МЧС России либо начальником территориального гарнизона пожарной охраны или начальником местного гарнизона пожарной охраны с последующим докладом старшему оперативному дежурному ЦУКС территориального органа МЧС России, при возникновении (угрозе возникновения) ЧС на территории муниципального района или другой территории, определенной Расписанием выездов.
Время готовности оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны к выполнению задач не должно превышать:
в рабочее время - десять минут;
в нерабочее время - один час.
2.4. Оперативная группа заблаговременно укомплектовывается формализованными, информационными и справочными документами, позволяющими обеспечить принятие решения руководителя работ по ликвидации ЧС, в том числе:
проектами решений по ликвидации ЧС по всем типам ЧС, характерным для территории муниципального района;
паспортами территорий соответствующих муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей.
3. Оперативный штаб ликвидации ЧС
3.1. Оперативный штаб ликвидации ЧС создается в территориальном органе МЧС России (далее - ОШ ЛЧС) как нештатный орган управления, предназначенный для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами РСЧС при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.
3.2. Руководителем ОШ ЛЧС является:
а) регионального центра МЧС России:
при ЧС регионального характера - один из заместителей начальника регионального центра МЧС России;
при ЧС межрегионального характера - начальник регионального центра МЧС России;
б) главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации:
при ЧС межмуниципального и муниципального характера - один из заместителей начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
при ЧС регионального характера - начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
Время готовности ОШ ЛЧС к выполнению задач не должно превышать:
в рабочее время - тридцать минут;
в нерабочее время - два часа.
3.3. ОШ ЛЧС функционирует в составе групп:
управления и взаимодействия;
мониторинга и защиты;
кадров и психологического обеспечения;
применения сил и средств;
материально-технического и финансово-экономического обеспечения.
Дополнительно в состав ОШ ЛЧС включается группа представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений (по согласованию).
3.4. Работа ОШ ЛЧС организуется в пункте постоянной дислокации территориального органа МЧС России в отдельном помещении, на специально оборудованных автоматизированных рабочих местах, оснащенном средствами телефонной, радио- и видео-конференц-связи, а также средствами коллективного отображения информации круглосуточно, посменно. Количество смен, а также их состав определяется решением руководителя ОШ ЛЧС с учетом качественного выполнения возложенных на ОШ ЛЧС задач.
Взаимодействие автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) ОШ ЛЧС с АРМ ЦУКС территориального органа МЧС России осуществляется посредством работы в едином информационном пространстве.
3.5. Основные задачи ОШ ЛЧС:
сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, передача необходимой информации руководителю работ по ликвидации ЧС;
прогнозирование развития ЧС и их последствий;
определение потребности в силах и средствах РСЧС для ликвидации ЧС, подготовка предложений для руководителя работ по ликвидации ЧС по их привлечению;
обеспечение контроля выполнения поставленных задач по ликвидации ЧС;
ведение учета сил и средств в зоне ЧС;
создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;
обработка и представление информации о ходе ликвидации ЧС;
планирование и организация работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организация и обеспечение взаимодействия с органами управления и силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
организация всестороннего обеспечения группировки сил и средств РСЧС при ликвидации ЧС;
организация информирования населения через средства массовой информации и по иным средствам;
подготовка проектов и оформление решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации по ликвидации ЧС.
3.6. Управление и взаимодействие при функционировании ОШ ЛЧС осуществляется в соответствии со Схемой организации управления и взаимодействия согласно приложению.
4. Подвижный пункт управления
Подвижный пункт управления (далее - ППУ) - это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами транспортные средства, обеспечивающие функционирование оперативной группы территориального органа МЧС России (местного гарнизона пожарной охраны) при осуществлении управления силами и средствами непосредственно в районе ЧС.
ППУ должен иметь в своем составе системы телекоммуникации, автоматизации, удаленного мониторинга, контроля физического доступа, защиты информации, жизнеобеспечения и другие системы.
4.1. ППУ территориального органа МЧС России.
4.1.1. Основные задачи ППУ территориального органа МЧС России:
обеспечение устойчивого управления силами и средствами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС как мирного, так и военного времени;
обеспечение своевременной и устойчивой связи с пунктами управления Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также со стационарными и ППУ МЧС России;
обеспечение мониторинга и прогнозирования возникновения и развития ЧС, оценка возможной обстановки, обеспечение оперативного планирования действий по предупреждению и ликвидации крупных пожаров;
размещение должностных лиц оперативной группы территориального органа МЧС России и органов управления РСЧС, обеспечение выполнения ими своих функциональных обязанностей;
создание условий для работы и отдыха должностных лиц оперативной группы и технического персонала (в автономном режиме до трех суток);
перемещение в район ЧС своим ходом, железнодорожным, воздушным и водным транспортном.
4.1.2. ППУ территориального органа МЧС России приводится в готовность к применению по предназначению в мирное время за счет штатной численности структурных подразделений и ЦУКС территориального органа МЧС России по решению начальника территориального органа МЧС России.
4.1.3. Работа оперативной группы территориального органа МЧС России на ППУ организуется в соответствии с оперативным расчетом посменно.
4.1.4. Состав ППУ территориального органа МЧС России:
ППУ должен состоять из трех основных функциональных групп:
управления;
связи;
обеспечения.
В состав ППУ также включается выездной пресс-центр.
Группа управления предназначена для:
осуществления непосредственного руководства и координации действий сил и средств РСЧС при проведении АСДНР;
организации и поддержания непосредственного взаимодействия с органами управления и силами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС;
передачи информации в ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России.
Группа связи предназначена для обеспечения органов управления и сил, привлекаемых для ликвидации ЧС, устойчивой связью в зоне ЧС, с пунктами управления РСЧС, а также обмена информацией между ними.
Группа обеспечения предназначена для автономного обеспечения работы и отдыха личного состава оперативной группы территориального органа МЧС России.
Кроме того, в состав ППУ главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для обеспечения работы КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации могут включаться технические средства и оборудование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (автомобили, пневмокаркасные модули с оборудованием, имуществом, средствами связи и передачи данных), а также пункты управления иных федеральных органов исполнительной власти.
Общее руководство работой ППУ осуществляет старший оперативной группы территориального органа МЧС России.
4.1.5. Время готовности ППУ к выдвижению в район ЧС:
в рабочее время - один час;
в нерабочее время - два часа.
В зимний период время готовности ППУ увеличивается на один час.
ППУ считается развернутым и подготовленным к работе, если весь личный состав оперативной группы территориального органа МЧС России занял свои рабочие места и готов к работе, с вышестоящим органом управления организована связь, между элементами ППУ (машинами, кунгами, модулями и т.д.) организована связь, системы жизнеобеспечения (электропитания, теплоснабжения) включены.
4.2. Подвижный пункт управления местного гарнизона пожарной охраны.
4.2.1. Подвижный пункт управления местного гарнизона пожарной охраны (ППУ МГПО) может создаваться для обеспечения управления и координации действия сил и средств РСЧС при ликвидации ЧС муниципального и локального характера на базе легкового автомобиля повышенной проходимости.
Развертывание и организация работы ППУ МГПО может осуществляться силами личного состава подразделений пожарной охраны, предназначенного для усиления группировки сил и при введении в расчет резервной техники.
При возникновении ЧС муниципального характера ППУ МГПО должен обеспечивать работу руководителя работ по ликвидации ЧС с учетом возможности организации двух рабочих мест для должностных лиц, привлекаемых к ликвидации ЧС, а также связь с вышестоящими органами управления, подчиненными и взаимодействующими силами, привлеченными для ликвидации ЧС.
4.2.2. Время готовности ППУ МГПО к выдвижению в район ЧС не должно превышать:
в рабочее время - десять минут;
в нерабочее время - один час.
Приложение
к Положению об оперативных
группах, оперативных штабах
ликвидации чрезвычайных
ситуаций и подвижных
пунктах управления
Схема организации управления и взаимодействия
".
<< Назад |
||
Содержание Приказ МЧС России от 25 февраля 2013 г. N 123 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.