В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2011 N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Минэкономразвития России от 09.11.2011 N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности", а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в первом полугодии 2014 года, утвержденным 31.12.2013 N 30-ОФ/Д26вн, Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минфина России от 01.07.2009 N 67н "Об установлении формы заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования" (далее - Приказ N 67н), зарегистрированного Минюстом России 28.07.2009 N 14427 и опубликованного в Российской газете 18.08.2009 N 152, и сообщает следующее.
Приказ N 67н издан Минфином России в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ).
В целях организации экспертизы Приказа N 67н Минэкономразвития России 28.02.2014 проведено совещание с заинтересованными представителями делового сообщества, представившими свои предложения по кандидатурам в рабочую группу по проведению экспертизы Приказа N 67н. Состав рабочей группы указан в приложении N 1 к настоящему заключению.
В целях подготовки настоящего заключения были проведены публичные консультации по Приказу N 67н в сроки с 25.02.2014 по 04.03.2014. Информация о проведении публичных консультаций была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
О проведении публичных консультаций по Приказу N 67н были извещены Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германская внешнеторговая палата, Ассоциация европейского бизнеса, ряд уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых затрагиваются положениями Приказа N 67н.
По результатам публичных консультаций были получены замечания и предложения от ЗАО "МАКС", Калининградского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", ОАО "ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ", Российского автотранспортного союза, СК "Альянс", Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия, Уфимского юридического института МВД России и Федерации автовладельцев России. Отзывы участников публичных консультаций приведены в Справке о результатах проведения публичных консультаций по Приказу N 67н (приложение N 2 к настоящему заключению).
Минэкономразвития России были направлены запросы в Минфин России от 22.04.2014 N 8725-ОФ/Д26и и Банк России от 22.04.2014 N 8720-ОФ/Д26и с приложением проекта заключения. Замечания и предложения Минфином России представлены письмом от 08.05.2014 N 05-04-03/21914. Отзыв Банка России, представленный письмом от 21.05.2014 N 06-53-1/3895, замечаний и предложений не содержит.
Представленные Минфином России замечания и предложения частично учтены в настоящем заключении.
В результате экспертизы Приказа N 67н установлено следующее.
1. По мнению участников публичных консультаций, из утвержденной Приказом N 67н формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств необходимо исключить строку "Страхователь (подпись)", поскольку данное требование не предусмотрено нормами гражданского законодательства Российской Федерации о договоре страхования.
Согласно статье 940 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 969 Кодекса). Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 Кодекса) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.
Как видно из приведенных выше норм Кодекса, законодательством предусмотрен механизм заключения договора обязательного страхования, предполагающий возможность подписания договора лишь одной стороной - страховщиком.
Кроме того, согласно части 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 40-ФЗ.
Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не препятствует заключению договора обязательного страхования в случае отсутствия подписи страхователя на страховом полисе. При этом следует отметить, что вышеуказанное предложение существенно упростит процедуру оформления страховых полисов обязательного страхования. Отсутствие необходимости подписания страхователем страхового полиса обязательного страхования, позволит страхователю заключить договор обязательного страхования без посещения офиса страховщика и получить оплаченный полис обязательного страхования почтовым отправлением.
Также участниками публичных консультаций предлагается рассмотреть вопрос об исключении из части 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ положения, устанавливающего, что бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.
Посредством использования бланков строгой отчетности (далее - БСО) в настоящее время регулируется вопрос воздействия на недобросовестных страховщиков. Исходя из показателей его платежеспособности, финансовой устойчивости, определяется лимит выдачи ему БСО. Тем не менее, учитывая возможность накопления БСО и наличия их операционного запаса, принятие в отношении недобросовестного страховщика решения о приостановлении выдачи БСО не является мерой оперативного реагирования и безусловным предотвращением дальнейших нарушений.
Следует отметить, что отмена действующего порядка оформления страховых полисов на БСО нисколько не уменьшит регулирующее воздействие на правоотношения в сфере обязательного страхования, а сделает это воздействие в какой-то степени более эффективным.
По мнению участников публичных консультаций, наиболее эффективным механизмом регулирующего воздействия в данном случае будет являться механизм распределения между страховщиками серийных номеров страховых полисов. Данный механизм позволит обеспечить полный контроль за количеством выданных страховщику серийных номеров страховых полисов и при необходимости оперативно аннулировать ранее выданные недобросовестному страховщику номера страховых полисов, тем самым заблокировать процесс дальнейшего заключения им договоров обязательного страхования.
Данный механизм также позволит страховщикам существенно сократить расходы на закупку бланков полисов обязательного страхования, на их транспортировку и хранение, поскольку распределение серийных номеров страховых полисов между страховщиками может осуществляться по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, предлагаемый механизм позволит существенно сократить трудозатраты страховщика по учету бланков страховых полисов, в том числе утраченных и испорченных. Следует отметить, что в настоящее время предусмотрены значительные штрафные санкции для страховщиков, превысивших установленные показатели по количеству утраченных и испорченных БСО.
2. По мнению участников публичных консультаций, целесообразно внести изменение в часть 10 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, предусматривающее отмену обязанности страховщика предоставлять страхователю в письменной форме сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования по форме, утвержденной Приказом N 67н, как излишнее требование.
В соответствии с частями 7 и 10 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ сведения о заключении, прекращении договора обязательного страхования, а также сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.
В настоящее время внесение необходимой информации в автоматизированную информационную систему обязательного страхования осуществляется страховщиками в установленные сроки (в момент совершения той или иной операции по страхованию), что позволяет им в оперативном порядке отслеживать правильность оформления любых изменений по договору ОСАГО.
Учитывая, что вся необходимая информация для осуществления последующего страхования и применения правильного тарифа может быть получена страховщиками в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, оператором которой является профессиональное объединение страховщиков, отсутствует необходимость заполнения и предоставления страхователю формы сведений, приведенной в приложении N 3 к Приказу N 67н.
При этом следует отметить, что отмена требования по предоставлению страхователю в письменной форме указанных сведений позволит сократить объем трудовых и материальных затрат страховщиков на изготовление, хранение и заполнение бланков сведений, а также в значительной степени упростить процедуру заключения договора обязательного страхования, и в дальнейшем перейти к заключению таких договоров в электронной форме.
3. По форме заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденной Приказом N 67н, замечаний и предложений от участников публичных консультаций не поступило.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков") формы заявления о заключении договора обязательного страхования, страхового полиса обязательного страхования и документа, содержащего сведения о страховании, устанавливаются Банком России. В этой связи содержащиеся в настоящем заключении замечания и предложения могут быть использованы в рамках дальнейшей работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере страхового дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2014 г. N 11771-ОФ "По итогам экспертизы приказа Минфина России от 01.07.2009 N 67н "Об установлении формы заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования"
Текст заключения официально опубликован не был